Психологической основой разумности является интеллект. В общем виде интеллект определяется как система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума субъективной картины происходящего.
Отмечается, что психологические корни разумности (равно как глупости и безумия), следует искать в механизмах устройства и функционирования интеллекта.
Согласно Холодной М.А. с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Проторивание охотничьей тропы в лесу, использование созвездий как ориентиров в морских путешествиях, пророчествования, изобретения, научные дискуссии и т.п., то есть все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, - все это сфера действия интеллекта.
В настоящее время существует множество классификаций интеллекта, я остановлюсь на одной из самых популярных в психологии на теории Гарднера Г., который выделил восемь типов (или видов) интеллекта.
1. Логико-математический интеллект
Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:
- умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
- способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
- наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
- владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
- способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
- понимание графиков, схем и таблиц.
Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление.
|
2. Вербально-лингвистический интеллект
Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью.
Лингвистический интеллект.
Предполагает наличие следующих качеств:
- способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
- умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
- владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
- умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.
В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллек т очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это деструктивно скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.
|
3. Визуально-пространственный интеллект
В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Кроме того эта способность предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:
- умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
- развитое воображение;
- способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.
Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации.
4. Натуралистический интеллект
Существование и благополучие человека во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллек т. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.
В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.
5. Межличностный интеллект
Успехи человека и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект, включает в себя следующие качества личности:
|
- умение строить взаимодействие с другими людьми;
- владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
- способность работать в команде, подчиняться и руководить;
- организаторские способности.
Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем он станет: ведущим или ведомым, сможет ли сделать карьеру в социальной сфере.
6. Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:
- способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
- склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
- готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
- умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.
Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.
7. Музыкально-ритмический интеллект
Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя, следующие качества:
- способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
- умение воспроизводить мелодию на слух;
- оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
- различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
- умение придавать речи яркую интонационную окраской.
В настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.
8. Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект
Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид (сенсомоторный) интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов.
В психологии, выделяется множество различных видов интеллекта. Так кроме рассмотренной мной классификации, хотелось бы отметить социальный и подробней рассмотреть популярный сегодня эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя следющие аспекты:
- Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
- Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
- Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.
Данный вид интеллекта играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе.
Все из перечисленных видов интеллекта имеют свою специфику и требуют особого подхода к процессу развития, почти у каждого есть свой «сензитивный » период. Они характеризуются своими системами получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный.
Таким образом, хотелось бы отметить следующее, представленные в этой статье виды интеллекта (понятно не все) это то, что психология знает о феномене интеллекта сегодня. Что же до будущего, наверное, их будет намного больше, чем сегодня знают ученные.
Если же их рассматривать в контексте души, посредством метафоры, то мне импонирует образ зеркала, которое разбивается на мелкие кусочки в процессе социализации человека. Главная проблема заключается в том, чтобы из этих осколков собрать целостное зеркало – не усеченный, а целостный живой интеллект.
Из всего вышесказанного в практическом плане можно предложить программу развития того или иного вида интеллекта, и таких программ существует великое множество на рынке психолого-педагогических услуг.
И как педагог-психолог с большим опытом работы, я предлагаю свои программы «Театр импровизации» и свои способы работы (психологическая шахматная гостинная, дискуссионный клуб и др.). В представляемых здесь статьях и программах я подробно описываю, принципы и методику работы с теми видами интеллекта, которые я развиваю. Переосмысливая свой опыт работы с различными людьми, я четко понимаю, что в реальной, живой работе с детьми, подростками, студентами или взрослыми вся эта деятельность больше искусство, чем наука, так как в каждом конкретном случае самым важным в ситуации взаимодействия всё равно будет индивидуальность обучаемого.
То есть, завершая статью, я лишь повторю сказанное до меня, к сожалению или к радости – «дьявол опять в деталях », а благие намерения (общие схемы, принципы, иллюзия определенности, научные и житейские штампы и др.) ясно, куда ведут.
И всё же заканчиваю статью на оптимистической ноте.
История психотерапии, педагогики, искусств убеждает нас в том, что методы практической психологии оказываются эффективными лишь тогда, когда они развертываются в диалог, когда строятся на сознательном соучастии пациента, артиста, зрителя или ребенка. Наиболее плодотворное использование практической психологии в образовании - это развитие, раскрепощение психических возможностей человека. Усилия педагога - психолога должны быть направлены не на тотальную интеллектуализацию, эмоциональный аскетизм и скудость переживаний, а на раскрытие волнующего разнообразия, неопределенности и богатства духовного мира человека. Гораздо большего можно добиться включением душевной жизни в образование, а не ее исключением
А из конкретных существующих сегодня определений интеллекта мне больше подходит следующее. Интеллект это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта обучающегося. В предлагаемых программах я предполагаю, что каждый обучающийся «заполнен» своим собственным ментальным опытом, поэтому имеет индивидуальный стартовый, интеллектуальный капитал, на который он может опереться при обучении и достичь успешных результатов в развитии того или иного вида интеллекта.
У каждого обучаемого существует свой индивидуальный диапазон возможного наращивания его интеллектуальных сил, связанный с обогащением и усложнением его ментального опыта. Соответственно, каждый человек объективно нуждается в создании определённых условий, благоприятствующих становлению его интеллектуальных возможностей.
В процессе занятий основной упор делается на учет индивидуальных особенностей личности обучающегося, на нахождение и выработку им, своего индивидуального стиля интеллектуальной активности.
То есть на основе предлагаемых технологий обучающего заинтересовывают индивидуально создать свои рациональные приемы, ориентированные на специфику информации с которой он работает, с учетом особенностей его индивидуального ментального опыта.