Слово же языка - это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно.




Тема 3.2 Принципы организации эффективных коммуникаций

 

Коммуникационный процесс

 

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса: обеспечить понимание информации, являющейся предметом обмена.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

Отправитель – лицо, генерирующее идеи и передающее ее.

Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.

Канал коммуникации - средство передачи информации.

Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

 

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

 

Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.

Кодирование и выбор канала. Для того, чтобы передать идею отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав при для этого слова, интонацию и т.д. Кодирование превращает идею в сообщение.

Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю (физическая передача).

Декодирование. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, то они имеют точно такое же значение для получателя.

Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются ролями.

Помехи (Шум). Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, различны – от использования языка и различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл информации в процессах кодирования и декодирования.

Задание

(устно или письменно)

Проанализировать каждый из представленных компонентов и дать краткое описание требований к нему.

Представить свой пример типовой ситуации коммуникационного процесса с описанием его компонент

 

Коммуникационный процесс Компоненты процесса Характеристика компонента
Общение с потенциальным работодателем Отправитель  
Получатель  
Сообщение  
Канал коммуникации  
Обратная связь  
Барьеры  
Доклад в аудитории перед группой Отправитель  
Получатель  
Сообщение  
Канал коммуникации  
Обратная связь  
Барьеры  
Ваш пример ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ _ Отправитель  
Получатель  
Сообщение  
Канал коммуникации  
Обратная связь  
Барьеры  

Виды коммуникации

Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.

Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.

Вербальные коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово.

 

Язык - как способ общения для людей и передачи информации - появился очень давно. Он является инструментом коммуникации.

 

Слово же языка - это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно.

 

Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей. Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: