Тема 3.2 Принципы организации эффективных коммуникаций
Коммуникационный процесс
Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса: обеспечить понимание информации, являющейся предметом обмена.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
Отправитель – лицо, генерирующее идеи и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.
Канал коммуникации - средство передачи информации.
Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.
Кодирование и выбор канала. Для того, чтобы передать идею отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав при для этого слова, интонацию и т.д. Кодирование превращает идею в сообщение.
Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю (физическая передача).
Декодирование. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, то они имеют точно такое же значение для получателя.
|
Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются ролями.
Помехи (Шум). Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, различны – от использования языка и различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл информации в процессах кодирования и декодирования.
Задание
(устно или письменно)
Проанализировать каждый из представленных компонентов и дать краткое описание требований к нему.
Представить свой пример типовой ситуации коммуникационного процесса с описанием его компонент
Коммуникационный процесс | Компоненты процесса | Характеристика компонента |
Общение с потенциальным работодателем | Отправитель | |
Получатель | ||
Сообщение | ||
Канал коммуникации | ||
Обратная связь | ||
Барьеры | ||
Доклад в аудитории перед группой | Отправитель | |
Получатель | ||
Сообщение | ||
Канал коммуникации | ||
Обратная связь | ||
Барьеры | ||
Ваш пример ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ _ | Отправитель | |
Получатель | ||
Сообщение | ||
Канал коммуникации | ||
Обратная связь | ||
Барьеры |
Виды коммуникации
Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.
Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.
|
Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.
Вербальные коммуникации
Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово.
Язык - как способ общения для людей и передачи информации - появился очень давно. Он является инструментом коммуникации.
Слово же языка - это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно.
Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей. Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.
Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.
К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.