Материальная и духовная культура.




Реферат

 

 

Выполнил студент

группы ОБ18-19

Федотова Е.А.

Научный руководитель

Астафьева О.Н.

 

Москва, 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Глава 1.

Культура.

3. Глава 2.

Культура и общество.

4. Глава 3.

Материальная и духовная культура.

5. Заключение

6. Список литературы


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие исследователи придерживаются мнения, что возникновение культуры напрямую связанно с общественными запросами и потребностями. В первую очередь для общество было важно закрепить и передать собственные духовные ценности, которые бы наверняка пропали вне общественной жизнедеятельности вместе со своим автором.

Общество же придавало процессу становлению ценностей более стабильный и преемственный характер. В обществе появилась возможность накопление и передача ценностей, культура начала приобретать совокупный характер. Помимо этого, общество позволило публично создавать и использовать ценности, что, как следствие, привело к более быстрому их пониманию и принятию другими членами общества.

В первую очередь, стоит отметить, что само понятие «культура» относят к общеисторическим категориям, имеющим силу для всех времен. Культура появилась вместе с возникновением человечества и одновременно с ним развивалась. Для каждой исторической эпохи свойственна особая форма культуры.

Культура и общество напрямую связанны и не могут существовать отдельно друг от друга. Они являются внебиологическими формами совместной жизнедеятельности людей. Но несмотря на их достаточно тесную связь, между ними все е присутствуют различия. Применяя деятельный подход, общество стоит рассматривать как коллективный субъект деятельности, культура же, в свою очередь, будет в роли способов, средств или результатов деятельности.

Понимая общество как последствие взаимодействия людей, мы рассматриваем культуру как качественную сторону взаимоотношений между людьми. Общество бесспорно всегда является результатом социальных отношений. А его культурное начало, наоборот, динамично. Поэтому особенности любой социальной системы определяют ее культурной основой. Например: сложившимися ценностями и нормами, традициями и обычаями, уровнем образования и менталитетом. Из этого следует, что культура представляет собой качественную сторону общественных отношений и уровень развития данного общества.

 

В настоящее время резко вырос интерес к теоретическому изучению культуры. Об этом свидетельствует возникновение в XX столетии целого ряда научных дисциплин, делающих культуру предметом специального рассмотрения. Особое место среди них заняла культурология. Интенсивно развиваясь, культурология стала сегодня объединяющей областью знания, рассматривающей культуру, в первую очередь, как общечеловеческое достояние.

Появление наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, насколько значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Огромный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура влияет на все стороны общественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов. Понимание роли культуры нанесло удар по концепциям, отожествлявшим, например, роль экономического или политического фактора. Выяснилось, что сами экономика и политика во многом определяются особенностями культуры.

Из этого следует, что смысл изучения культуры не ограничивается тем, что открывает нечто новое для понимания только лишь самой культуры: такое изучение имеет значение для пояснения существования почти всех, или во всяком случае, многих сторон жизни общества. При условии, что мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем отделиться от вопросов культуры. Во многих случаях именно через общность культуры какое-либо общественное образование приобретает целостность, т.е. из хаотичного собрания людей превращается в единство, обладающее упорядоченной структурой.

ГЛАВА 1.

Культура.

Возникновение культуры как таковой произошло в результате длительного исторического прогресса и в настоящее время она присутствует в обществе и передается из поколения в поколение. Сам термин «cultura» происходит от латинского глагола, означающего «обрабатывать», «возделывать почву». Изначально «культура» характеризовало процесс освоения человеком окружающего мира как среды обитания, но со временем поменяло свое значение.

В современном мире существует широкое и узкое значение термина «культура». В широком смысле культурой принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, которые закрепились в обществе и передаются от поколения к поколению с помощью знаковых систем и путем обучения и подражания. В узком же смысле имеются в виду связанные с искусством области творческой деятельности. Можно совершенно оправдано утверждать, что культура – универсальная форма человеческих коммуникаций. Она обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельный конкретных подсистем и институтов общества. Появление и тем более развитие человека, как личности невозможно без существования культуры.

В истории существует множество различных взглядом на культуру, зачастую противоположных. Например, Ф.Ницше считал, что человек по природе своей является антикультурным существом, а культура в свою очередь подавляет и порабощает человека. Некоторые ученые рассматривали этапы развития культуры как последовательное прогрессивное развитие всего человечества и считали, что культура развивает и облагораживает людей.

Некоторые время назад исследователи определяли культуру как отличие плодов человеческой деятельности от природных явлений. Таким образом, понятие «культура» практически соответствовало понятию «общество». Вследствие чего невозможно вывести универсальное понятие культуры, так как за эти понятием скрыт безграничный мир человеческой деятельности. Спустя долгие годы изучения истинного значения культурных явлений культурологи продвинулись в понимании культуры, как рычага движения общественного прогресса. Множество ученых относят к культуре сочетание духовных и материальных ценностей, которые созданы человеком. Из этого следует, что понятие «культура» несет человеческий, общественный, а не природный смысл. Культура является результатом деятельности общества и отдельных его членов, комплексом всего того, что создал человек, а не природа. Вследствие чего культура считается значительной характеристикой человека и общества в целом. Несмотря кардинально отличающиеся взгляды разных мыслителей практически все признавали, что духовная культура играет одну из важных ролей в жизни общества, во-первых, так как является аппаратом накопления, хранения и передачи собранного за многие годы опыта. Во-вторых, культура представляет собой особую форму человеческого существования, имеющая пространственно-временные границы. В-третьих, она служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности отдельного человека и всего общества.

Проанализировав наиболее частые подходы к определению культцры, которые приняты в современной науке, можно выделить некотрые ее составляющие. Так, культура – это:

- опыт общества и его составляющих, который накапливается в результате деятельности;

- это не весь опыт, а только становящийся достоянием всего общества или отдельно взятой его группы;

- опыт, передающийся с помощью взаимодействия членов общества, а не биологические механизмы;

- а также, это опыт, который передается от поколения к поколению.

Поэтому, культура является совместным опытом общества или группы, передающимся из поколения в поколение с помощью языка.

Основные элементы культуры:

1. Ценности, которые разделяют в обществе, убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

2. Социальные нормы - стандарты, принятые в обществе и регулирующие поведение его членов.

3. Образцы поведения - совокупность поведенческих актов, которые демонстрируются в обществе, отвечая на какую-либо социальную ситуацию.

4. Знания – понятия о особенностях природы и общества, а также закономерностях, которые ими управляют.

5. Навыки – практические способы управления природными и социальными объектами.

6. Символы – знаки, имеющие условную связь между ними и отображаемыми. В каждой культуре к ним относят различные знаки, которые позволяют различать природные и общественные явления.

7. Артефакты – это сочетание предметов, которые были произведены в рамках определенной культуры и отражают ее нормы, ценности и знания, служащие символами данной культуры.

Механизм передачи культуры, ее норм и ценностей от одного поколения к другому, представляет собой язык. В большинстве своем в современных обществах культура существует в определенных формах.

Формы культуры:

- элитарная культура – изысканное искусство, классическая музыка и литература, рассчитанная на привилегированные слои общества;

- народная культура – это сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

- массовая культура – культура, сложившаяся вследствие развития средств массовой информации, создаваемая и потребляемая массой. Владельцы средств массовой информации исследуют потребности большинства членов и производят то, чего хотят массы.

 

Несмотря на то, что культура всегда целостна, в каждом обществе имеется множество подгрупп с разными ценностями и традициями. Совокупность норм и ценностей, которые выделяют группу из общей массы и кардинально отличаются от господствующей культуры называют субкультурой. Субкультура группы, чьи нормы противоречат основным – это контркультура. И суб- и контркультуры являются важной составляющей общества. Согласно теории Р. Мертона, которой придерживаются большинство социологов, девиантное или отклоняющееся от нормы поведение неизбежно появляется в современном обществе. Однако, это не означает, что любая суб- или контркультура является благом для общества. Это не означает, что не стоит угнетать какую-либо из этих культур за то, что ее нормы и ценности различны с господствующими или даже им противоположные.

Одной из ключевых характеристик культуры является упорядоченность, системность. Она заключается в том, что каждый компонент культуры связан с другим. И изменение любого значительного компонента ведет за собой изменение всех других.

Системность культуры относят исключительно к культуре общества в целом. Субкультура не обладает системностью, так как многие ее элементы представляют более широкие социальные группы и не обязательно изменяются вместе с отдельными составляющими этой группы.

Уровни культуры:

Основную идею культуры невозможно понять, не соотнося ее с обществом. Достаточно долго взаимоотношения общества и культуры строились на господстве общества. И характер культуры зависел прямо от общественного строя, который ею управлял.

Многие социологи придерживаются мнения, что культура возникла, в первую очередь, под влиянием потребностей общества. Именно оно обеспечивает возможные ценности культуры и позволяет существовать процессам воспроизведения культуры. Вне общества существование и развитие культуры было бы невозможным.

Взаимопонимание общества и с культурой наилучшим образом достигается при помощи системного анализа. Об этом и пойдет речь во второй главе.

 

ГЛАВА 2.

Культура и общество.

Культура и общество активно и тесно взаимодействуют. Общество выдвигает определенные требования по отношению к культуре, а она, в свою очередь, влияет на жизнь и развитие общества.

 

Общество – это концепция отношений и способов воздействия на человека. Человеческое общество – это определенная реальная среда функционирования и развития культуры.

Для существования в обществе необходимы определенные правила, выраженные формами социальной регуляции. Однако, чтобы соответствовать требованиям социума необходимы культурные предпосылки, зависящие от степени развития культурного мира человека.

Общество дает возможность человеку развиваться как личности. Личность несет отпечаток конкретной культуры и конкретного общества. Помимо этого, общество создает условия для широкого использования ценностей и пробуждает потребности в воспроизведение и распространении артефактов. Конечно же, вне общества эти особенности культуры были бы невозможны.

На ранних этапах существования человечества группа, обеспечивающая существование индивида, состояла из нескольких очажных групп и образует племя – примитивную форму общества. Численность первых племен редко превышала несколько десятков человек. Вместе с ростом численности населения на Земле, усложнения и прогресса технологий, увеличения потребностей, численность групп возрастала, а их структура становилась сложнее.

Культура и общество взаимодействуют достаточно конкретно, предполагая не только совпадения, но и различия, которые не могут быть рассмотрены как разделение культурного и общественного. Предмет отношений культуры и общества может быть по-разному выявлен. М. Каган считал, к примеру, что культура – продукт общественной деятельности, а общество является субъектом деятельности. Э. Маркарян же считал, что культура лишь функция общества.

Что же такое «общество» в его самостоятельности? Элемент бытия или независимая реальность? Общественную жизнь образует взаимодействие людей, создавая общество как некий живой организм. Именно поэтому не стоит отбрасывать теорию о том, что общество все же не состоит из индивидов, а скорее выражает сумму связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Из этого следует, что общество является объединением людей, имеющий географические границы, общее законодательство и определенную национальную идентичность.

Если же общество утрачивает вышеперечисленные качества, происходит распад культуры как целого. И, в свою очередь, распад культуры приводит к распаду общества. Так почему же именно общество является носителем культуры? В первую очередь, потому, ни в одной малой человеческой группе невозможно существование целостной культуры, т.к. ни одна из них не удовлетворяет всех потребностей индивидов, входящих в эти группы. Полноту удовлетворения человеческих потребностей может предоставить только общество в целом. Общественные отношения выступают в роли предпосылки и условия человеческой деятельности в принципе. Рождаясь, человек вместе с набором унаследованных качеств попадает в социальную среду, которая от него не зависит. И по мере прохождения своего жизненного пути, он должен «вписаться» в сеть общественных отношений, обрести свои социальные роли, перенять культурные традиции, и только тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Культура является способом деятельности людей, а общественные отношения – поле деятельности. Это помогает нам понять, как именно связны общество и культура. Общество позволяет человеку действовать, а его облик указывает границы и задает характер и способы действий.

Культура и общество не соотносят как часть и целое, они являются взаимопроникающими элементами. Говоря в таком ключе, мы рассматриваем два плана жизни людей. Общество является видением человеческой жизни со стороны способов объединения отдельных индивидов в целостность. А культура – видение жизни, отталкиваясь от того, как именно люди действуют.

Культура – свойство целого общества, из этого следует, что любая группа, которая входит в общество обладает только частью культуры. Из этого следует, что, по сути, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой.

Любая культура имеет социальное начало. Важно понимать, что только человек является единственным создателем и хранителем культуры. Все общества культуры не существует, и только человек способен накапливать и передавать культуру последующим поколениям. Поэтому главной культурной ценностью является именно человек. Но существует и обратная зависимость, которая заключается в том, что культура является главным способом выражения человеческой сущности. Познавая культурные ценности и создавая новые, человек узнает человеческий мир и самого себя, т.е. только благодаря культуре человек и становится человеком. Эта связь культуры и человека четко отражена в философском высказывании: культура есть мера человеческого в человеке.

Одной из ведущих идей данной темы является мысль о культурном начале человека. То есть биологически человеку предоставляется только организм с определенными задатками и потенциалом. Но это задатки могут конечно остаться неразвитыми, если человек не будет прикладывать усилия. Через образование и воспитание изучая и усваивая язык, обычаи, нормы, способы и методы деятельности человек осваивает культуру и приобщается к ней, а дальше принимает участие в ее создании, накоплении и передаче. Таким образом процесс освоение культуры не имеет конца, так же как и сама культура. И из этого следует, что не существует предела развития человеческого в человеке.

С помощью культуры человек непрерывно создает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свои знания, человек изменяется, совершенствуя свои человеческие качества. Он становится добрее, милосерднее, справедливее, учится чувствовать ответственность за свои действия, становится менее эгоистичным и агрессивным по отношению к социуму, учится решать конфликты путем поиска взаимного соглашения. Под влияние культуры человек становится более гуманным, нравственным, это и формирует его человеческую натуру.

При взаимодействии культуры и общества имеет место быть менее динамичное развитие общества. В такой ситуации общество может отторгать ценности, которые предлагает культура. Возможна и обратная ситуация, когда общественный изменения опережают культурное развитие. Однако наиболее стабильное развитие культуры и общества.

Поэтому культура принимает во внимание все множество изменений человеческой деятельности и ее результаты, таким образом культуру принято делать на материальную и духовную стороны, об этом и пойдет речь в следующей главе.

ГЛАВА 3.

Материальная и духовная культура.

Любой элемент культуры имеет духовное содержание, но в то же время всегда имеет материальный носитель. Но ни один материальный предмет не стоит рассматривать как культурный артефакт, при условии, что он не имеет духовного содержания в данной культуре. Ведь один и тот же предмет в различных культурах может иметь совершенно разное значение. Для альпиниста, к примеру, горная вершина – род спортивного снаряда, а для местного жителя – место обитания духов. Грубо говоря, материальная и духовная культура не два разных вида предметов, явлений или ценностей, а две разных точки зрения на одни и те же вещи.

Изменяя окружающую природу, улучшая средства и способы производства и потребления, люди сформировали предметную среду, материальную сферу своего существования. Открывая окружающий мир и самих себя, пополняя свои знания множеством знаний и идей, люди создали систему ценностей, духовную область своего сознания.

Постоянство хода исторического развития обеспечивает постоянство культурного наследования. До появления классового деления роды, племена и общины передавали в каждом поколении и материальные и духовные ценности своей социальной группы. С появление классового деления общества материальную сторону производства взяли на себя социальные классы, а сохранением и развитием духовных ценностей и истин занялись социальные общности.

Основная замысловатость структуры общества состоит в том, что человек может иметь одновременно и общностную и классовую принадлежность, т.е. духовно формироваться в своей семье, общине, нации и в то же время участвовать в материальном производстве. В любом случае человек обязательно относится к той или иной социальной общности, участвуя в ее развитии, говоря и думая на родном языке, воспитывая детей в соответствии со своими культурными традициями, оберегая свою землю. Так же человек обязательно использует материальные условия жизни, но не всегда принадлежит к какому-либо социальному классу и из-за этого не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.

Основные формы культуры

Материальной культурой считают технику, опыт в производстве, материальные ценности, которые в своей совокупности и составляют искусственную среду человеческого обитания.

Существуют следующие виды материально-культурных феноменов:

- природные объекты, которые подвергались человеческому воздействию и изменили свою первоначальную форму (инструменты);

- искусственно-природные объекты, которые сохраняли свою природную форму, но находятся в состоянии, в котором не встречаются в естественных условиях (оранжерея);

- синтетически-природные объекты, т.е. объекты, синтезированные из встречающихся в природе материалов (пластмасса);

- социально-культурные объекты, создание которых предполагает использование природных и искусственных материалов (дороги);

- социально-материальные объекты, помогающие обществу в производственной сфере (компьютеры).

К духовной культурой принято относить науку и искусство, религию и мораль, политику и право. В духовной культуре важно различать материальную форму и идеальное содержание. Форма характеризует воплощение феноменов данной культуры, а содержание их значение для личности и общества в целом. Как и материальная, духовная культура имеет собственную классификацию:

- произведения величественного искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник (скульптура);

- театральное искусство;

- изобразительное искусство;

- музыкальное искусство;

- формы общественного сознания (идеологические теории, философские, научные гипотезы);

- общественно-психологические явления (общественное мнение, ценности, обычаи и т.д.).

Из этого следует, что материальная культура является совокупностью навыков и знаний, непосредственно связанных с приспособлением общества к природе, в том числе и к физиологии самого человека, а духовная культура регулирует социальные отношения внутри самого общества. Это деление хоть и условно, но обоснованно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выше ы рассмотрели тему взаимосвязи культуры и общества и может отметит следующее.

Культуру изучает множество наук, и каждая из них дает ей свое определение. Одно из них: культура – неординарный способ организации и развития человеческой деятельности, который представлен результатами материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностях, совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура передается из поколения в поколение в процессе социализации. Общество создает условия для социального развития человека. Все, что создано в обществе, является результатом совместной деятельности множества поколений. Как, впрочем, и само общество является последствием взаимодействия людей, оно может существовать только при условии наличия общих интересов.

Общество – система отношений и способов воздействия на индивида. Виды социальной регуляции принимаются как правила, которые необходимы для существования в обществе. Однако, для соответствия социальным требованиям необходимы культурные предпосылки, зависящие от степени развития культуры человека.

Основные элементы культуры:

а) понятия, символизирующие способ организации человеческого опыта;

б) представления о том, как различные аспекты опыта людей связаны между собой;

в) общепринятые ценности относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила или нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями их культуры.

Словом «культура» мы обозначаем, в первую очередь, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В таком смысле культура не имеет множественного числа. Однако, понятием культура мы обозначаем в то же время и отдельные сферы и элементы национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

Основные формы культуры:

- элитарная культура, включающая изящное искусство, классическую музыку и литературу, которая создавалась и воспринималась представителями элиты;

- народная культура (сказки, фольклор, песни и мифы);

- развитие СМИ создало условия для возникновения массовой культуры.

Как и общество в целом, так и отдельные его составляющие обладают специфическими культурами. Система норм и ценностей, отличающая группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отторгает культуру большинства, но отклоняется от нее. Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.

Культура является продуктом творческой и созидательной деятельности человека и делится на материальную и духовную.

Материальная культура появляется в процессе материального производства. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. д. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура — неотъемлемая часть человеческой жизни. Так как она и организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 класса: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

2. Клименко А.В. Обществознание: Учебное пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - 367 с.

3. Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.

4. Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: