Российский спорт высоких достижений традиционно ориентирован на «промышленный» способ подготовки спортсменов экстра-класса, основанный на раннем отборе одаренных людей и развитие в них специальных качеств в условиях специализированных учебно-тренировочных учреждениях (спортивных школах, интернатах). Такой подход имеет серьезные преимущества, однако не свободен и от серьезных недостатков, заставляющих всерьез задуматься о необходимости использования, наряду с привычной, также и альтернативной идеологии развития спорта. Эти недостатки происходят из неизбежного атрибута «промышленного» способа - резкого разделения среды подготовки спортсмена высокого уровня и среды общесоциальной и проявляются, по крайней мере, в следующем [8, с. 79]:
- Определенная часть молодых людей, по тем или иным причинам не попавших в поле зрения скаутов на ранневозрастном этапе, в дальнейшем практически лишена возможности реализовать себя в спорте высоких достижений, хотя в случае создания необходимых условий для занятий спортом эти люди могли бы проявить свои таланты.
- На рубеже перехода из юношеской (юниорской) возрастной категории во взрослый спорт последний лишается огромного количества талантливых спортсменов, готовых к дальнейшей самореализации, по причине их столкновения с реалиями взрослой жизни: необходимостью приобретать профессию, зарабатывать на жизнь, устраивать семейную сферу и др., вынужденных выбирать в пользу названных ценностей, поскольку имеющиеся условия реализации спортивной активности не позволяют им далее совмещение усилий.
- Пребывание в замкнутой спортивной корпоративной среде замедляет либо порой вовсе исключает, приобретение спортсменами навыков существования в общесоциальной среде, развивает в них патерналистские настроения, в результате чего после окончания спортивной карьеры значительное количество молодых, великолепно тренированных и психологически подготовленных людей не в состоянии найти адекватного их способностям места в жизни, либо социальная адаптация занимает неоправданно долгое время и сопряжена с неоправданными трудностями и переживаниями.
|
- Отрыв молодых людей, готовящихся реализовать себя в спорте высоких достижений, от общесоциальной среды уже на самых ранних этапах их подготовки (необходимость особых условий для подготовки спортсменов-профессионалов на этапе их выступлений на высочайшем уровне, безусловно, не оспаривается) ведет к отчуждению от них основной массы сверстников, для которых серьезные занятия спортом выглядят как совершенно особого рода деятельность, несовместимая с обычным образом жизни и недоступная для «простых смертных», что неизбежно ведет к сокращению количества активно занимающихся спортом молодых людей.
Развитие студенческого спорта способно если не полностью решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их минимизировать. Формирование на базе университетской инфраструктуры комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального спорта, позволяет:
- Выявлять спортивные таланты на более поздних возрастных стадиях либо развивать до соответствующего профессиональному уровень подготовки спортсмена-любителя, не сумевшего к 17-18 годам укрепиться в профессиональных командах (в перспективе система подготовки спортсменов-студентов может быть приближена к американской модели ежегодного драфта лучших выпускников профессиональными командами).
|
- Продлевать как минимум на 5-6 лет спортивную карьеру молодых людей, стремящихся совмещать ее с приобретением образования, профессии, социальных навыков.
- Безболезненно социально адаптировать спортсменов высокого уровня, прошедших этап студенческого спорта, после окончания их профессиональной спортивной карьеры.
- Повышать популярность спорта и здорового образа жизни за счет постоянного пребывания спортсменов-студентов в общей среде.
Для решения названных задач студенческий спорт должен:
1) обладать развитой материальной и кадровой (в первую очередь - тренерско-преподавательской базой);
2) оптимизировать совмещение серьезных занятий спортом с полноценным получением образования за счет улучшенной логистики, гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки, качественных условий для проживания и питания;
3) иметь правильно организованный календарь спортивных состязаний, учитывающий учебную нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого общественного события локального, а на определенном этапе - и общероссийского уровня;
4) основываться на безусловном приоритете принципов fair play, справедливости в выявлении лучших, прозрачности отбора и продвижения спортсменов на более высокие уровни выступлений.
|
В настоящее время отечественные ВУЗы весьма далеки от способности обеспечить развитие студенческого спорта в предлагаемом формате, однако это не означает невозможности начала движения к такому образцу. На первом этапе необходимо решить две важнейшие задачи: оптимизировать соревновательную практику и укрепить материально-кадровуюбазу студенческого спорта.
Развитие студенческого спорта является одним из приоритетов в деятельности нашего министерства, более того, это направление отдельно и очень четко прописано в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года».
Заключение
Таким образом, современный спорт высших достижений может быть разделен на:
а) любительский спорт (другого термина пока не предложено), куда следует отнести спортсменов школьников, студентов и условно «военнослужащих», которые получают вознаграждения только за затраченное на спорт время, без соответствующих социальных гарантий, устанавливаемых профессионалам. Определенная часть этих спортсменов впоследствии переходит в настоящие профессионалы;
б) профессиональный спорт, который представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - удовлетворение интересов спортсменов, избравших спорт своей профессией, спортивных организаций, за которые они выступают, а также зрителей.
Олимпийский спорт и другие популярные виды спорта, не включенные в программу Игр, представляют собой симбиоз, объединяющий любительский и профессиональный спорт, субъектами которого выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы, сохраняющие независимо от своего социально-правового статуса верность идеалам Олимпийской хартии. Олимпийский спорт и другие популярные его виды составляет ядро современного спорта высших достижений, так как они служат главным мотивирующим фактором роста спортивных достижений.
Непосредственными субъектами спорта высших достижений являются квалифицированные спортсмены-любители и профессионалы. В свою очередь, спортсмены -профессионалы могут быть разделены на спортсменов, строящих свою подготовку с акцентом на успешном участии в Олимпийских играх, чемпионатах мира и континентов; профессионалов, готовящихся только к коммерческим соревнованиям и соревнованиям профессиональных лиг или ассоциаций.
Список используемой литературы
1. Власов А. Спорт большой и спорт совсем маленький. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 378 с.
2. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Кому нужны чемпионы. - М.: Спарк, 2017. - 235 с.
3. Виноградов П.А. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. - №3. - 2016. - С. 21-31.
4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: Аспект пресс, 2015. - 209 с.
5. Кун Л. Всеобщая история ФКиС. Пер. с венгерск. - М.: Радуга, 2012. - 400 с.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2016. - 543 с.
7. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.:- Физкультура и спорт, 2016. - 286 с.
8. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становления и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №7. - С. 5-12.
9. Переверзин И.И. Спортивный менеджмент: Учеб. пос. - М.: ФОН, 2011.- 144 с.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
.ru