Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире. Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Метафизика, (певая философия) - то, что после физики, наука о реальности по ту сторону физической, исследование первых причин. Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырем: 1) причина формальная, 2) причина материальная, 3) причина действующая, 4) причина финальная. Первые две причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Еще две причины - двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек). Материя (от греч. - лес как строительный материал) есть начало, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" (дерево - субстрат формы дома, глина - субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму. Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова. Бытие же значении - это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, в третьем смысле - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше - отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимамает материю и фундирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Аристотель понимал начальную материю как, то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это - первоначало. Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи - о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей. Аристотель предлагает не однозначное указание на первоначало, а также указание на то, из чего вещь состоит как из своего специфического ближайшего материала: "есть некоторая своя материя у каждой вещи». Материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие. Четыре характеристики формы являются главными: 1)форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее "нет видовой формы";2) форма есть внешний образ вещи;3)форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель:"последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели. 4)форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: "суть бытия дана всякий раз в форме и действительности". Форма не совпадает с вещью в ее полноте, а "обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь". Важнейшая онтологическая идея Аристотеля заключается в утверждении первенствующей роли формы, в ее активности в определении вещи. Аристотель наделяет материю явственной функцией формы. Отмечая очевидный факт, что из одной и той же (специфической) материи могут быть созданы разные вещи, например, из древа ящик и кровать
|
|
Платон
Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; или широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. Сначала обучался у софистов а затем сжигает свои рукописи и учиться о Сократа, много путешествует. В Афинах Платон основывает Академию (в гимнасии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервые заявлено в диалоге "Менон". Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей. Сочинения Платона дошли до нас в своей полноте, упорядоченные грамматиком Трасиллом, и поделенные на девять тетралогий. Платон восстанавливает миф, реактивируя некоторые тезисы орфизма и религиозные компоненты. Для него миф есть нечто большее, чем фантазия, миф - выражение веры и доверия. "вторая навигация" Первая навигация, по существу, закончилась неудачей, ибо досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. Через эту брешь философия вышла в новое измерение бытия сверхчувственного, умопостигаемого. "Вторая навигация" Платона предприняла решительное отстранение от чувств и чувственного, произошло смещение центра философской оси на чисто рациональное, на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально. "Вторая навигация" привела к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть). "Гиперурания" - Это место над небесами, "поверх физического космоса", и, стало быть, есть мифическое представление, образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Гиперурания,есть образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Платон подчеркивает, что Идеи "доступны лишь наиболее возвышенной части души", т.е. открыты понимающему уму и только ему. Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна). Высшим началом Платон называет Благо, о нем он говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность. Благо - функциональный аспект Единого. Единому начало множественности. Этот принцип получил название Диады, или Дуализма, Дуальности большого-малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого, ничтожного. Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. По Платону, Единое есть: а) принцип бытия б) принцип истинности и познаваемости, в) принцип ценности. Сразу после первоначал возникают "генеральные" идеи; пять высших это: Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие. Подобно идеальному миру, физический мир происходит также из идей - принципа формального и принципа материального, но уже доступны чувства. Платон объясняет рождение космоса(чувственного мира): Существует Демиург, некий Бог-творец, Бог мыслящий и водящий (стало быть, личностный), который, взяв за образец мир идей, слепил "хору"(пространственность) и таким способом породил физический космос. Бог произвел мир для добра и из любви к благу. Мир Идей – вечен, мир чувственный, напротив, протяжен во времени. Сфера чувственного находиться между бытием и небытием. Ступени познания по Платону: 1) мнение, 2)наука. Мнение разделяется на простое воображение и на верование, наука же бывает родом опосредования и чистой мудростью. 3)диалектика, она бывает восходящая, которая, освободясь от чувств и чувственного, ведет от идеи к идее, вплоть до высшей; диалектика нисходящая: от высшей идеи - к идеям общим, через разделение, она ведет к данной идее3)искусство и 4)риторика. Лживое, мистифицированное познание. 5)любовь. она оже различно классифицируется, но ведет к познию истины и Абсолюта. Любовь вызывает у души анамнез, т.е. некая форма "воспоминания. Душа. по Пониманию Платона находиться в теле, как в тюрьме или могиле. т.е. когда мы живы – мы мертвы. Смерть - всего лишь эпизод, онтологически имеющий отношение только к телу; она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную. надобно как можно быстрее покинуть этот мир ради другого. А это значит уподобиться Богу. "забота о душе" означает ее очищение. Последнее достижимо через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром интеллигибельного (умопостигаемого) и духовного. Рождение Души имеет начало, но не подлежит смерти. Миф об Эре. Человек на земле - странник, а земная жизнь - некое испытание. Истинная жизнь начинается в невидимом - по ту сторону земного мира, где душа оказывается перед судом, совершаемом по справедливости и несправедливости, умеренности и разнузданности, добродетели и порока.
|
Этика Аристотеля
Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире. Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Науки практические, - относительно человека и его целей как индивида, и как члена общества. В первом смысле это этика, во втором - политика. Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Поступки и цели между собой субординированы и подчинены некой "последней цели", или "последнему благу", относительно которого все согласны, что это – счастье. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека. Активность разума - цель, достойная человека. «Рациональная душа, вот доминанта и драгоценнейшая часть, в которой всякий себя находит". Ясно, что человек есть прежде всего интеллект. Аристотель, впрочем, с чувством реализма оценивает материальные блага, их полезность и необходимость, присутствие которых хотя и не дает само по себе счастья, но отсутствие которых вполне способно его скомпрометировать. В душе "есть нечто, чуждое разуму, что ему противоречит и сопротивляется", но что, тем не менее, в нем участвует. "Вегетативная часть никак не участвует в разуме, в то время как способность желать, аппетиты, так или иначе в нем участвуют, заставляя его слушать себя и подчиняться". В господстве над этой частью души, в умении вписывать вожделения в контуры здравого смысла, и состоит "этическая добродетель", достоинство практического поведения Способом бытия", в котором мы сами создаем себя, является добродетель. Среди всех добродетелей есть одна, в которой соединены все прочие, - это справедливость. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические). Совершенствование рациональной души - добродетель "дианоэтическая". Две дианоэтические добродетели - рассудительность, и. мудрость. Рассудительность, или практическая мудрость, заключается в корректном установлении того, что благо, и что зло для человека. Мудрость состоит в познании реальности, которая лежит по ту сторону человека, выше него, и это теоретическая наука, метафизика. Животные непричастны к понятию счастья, ибо они лишены этой способности. Боги в блаженной жизни счастливы постоянно. Лишь человек имеет счастье в той мере, в какой способен достичь подобной активности созерцания. Следовательно, насколько простирается созерцание, настолько простирается и счастье. Как реалист он хорошо понимал, что одно дело - "познавать благо", и другое дело - "действовать, актуализируя благо». В центре его внимания - акт выбора, который тесно связан с актом установления, принятия решения. Необходимо желать блага истинного, а не кажущегося. В свою очередь, истинное благо признает только добродетельного человека.