Эллинистическая философия




 

Великий поход Александра Великого (334-323 гг. до н.э.), привел к радикальному перевороту в греческом духовном мире, закрыв классическую эпоху. Наиболее важным политическим следствием было крушение полиса и рождение индивида. В эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих. Человек с обретением собственной персональности становился свободным. Но с открытием индивидуальности проступили эксцессы эгоизма и индивидуализма. С разъединением человека и гражданина появились отдельно этика и отдельно политика. Культурная жизнь общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой центр в Александрийском музее. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями. Огромное значение имело при этом возникновение общегреческого языка, постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере философии и религии. Материалистическая философия достигла в начальный период эллинизма в учении Эпикура. 1) школа Эпикура, возникла в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикур родился на Самосе в 341 г. до н.э. Школа его находилась в предместье Афин, преобрела название «Сад». Основные положения: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатство, и даже Боги; человек анархичен. Критерии истины:1)В отличие от Платона считает, что именно чувство схватывает бытие безошибочным образом. Ощущения - посланники истины. 2)А через чувства "наслаждения" и "страдания". возможно опознание блага и отделение его от зла, а, значит, это критерий выбора, т.е. правило действия. Физика: идея о самодвижении атома – вклад Эпикура в развитие материализма Последователь: Тит Лукреций Кар. В эллинизм занятие философией все более превращается в промысел. верующего. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире..2) Стиоцизм. В конце IV в. до н.э., уже после основания "Сада", в "Афинах родилась другая школа основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333-332 гг. до н.э. Зенон решительно отверг две концептуальные идеи "Сада": сведение мира и человека к набору атомов и отождествление блага человека с удовольствием Представители: Хрисиппа, Панэций и Посидоний. Цель логики стоики, как и эпикурейцы, видели в отработке критерия истины; в ощущениях они также находили основу познания, которое мы получаем об объектах, воздействующих на наши органы чувств, после чего возникают представления. Истинное представление для стоика - это не только чувствование, но и со-чувствование, т.е. согласие, одобрение со стороны логоса тому, что есть уже в душе. Стоики исходят из двух принципов бытия, "пассивного" и "активного", отождествляя первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждая при этом неотделимость одного от другого. Более того, форма - это божественный разум, логос, Бог. 3)Кинизм основателем кинизма был Антисфен, но символом движения киников стал Диоген Синопский. "Ищу человека", в этой фразе можно вырвзить всю программу Диогена. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив. Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Кратет был учеником Диогена и видным представителем этой школы. Киник должен быть аполитичным. Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. В III веке до н.э. представители:, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телет, Менедем. Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу экстремизма и анархизма.4) Скептики. Еще до Эпикура и Зенона, начиная с 323 г. до н.э. Пиррон в своем городе Элиде основал движение "скептиков". Новизна Пиррона состояла в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо, даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере, таких как в прошлом. Последователи: Аркесилай, Карнеад, 5) Эклектики.(II в. до н.э.) от греч. эклектика - разобрать и соединить снова). Эклектицизм был введен в Академии Филоном из Ларисы. «Нет необходимости тотально отвергать истину, достаточно допустить отличимость истинного от ложного. Нет критерия, который приведет нас к истине, но есть видимость, дающая вероятность, а, значит, возможное наше приближение к истине на основе вероятной очевидности.» Последователи: Антиох, Цицерона Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма (в III н. э) - Плотин. Последователи: Порфирия, Прокла и Ямвлиха. Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Возвышенный человек поднимается от низшего состояния к существования к высшему его состоянию. Он развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину. Источником красоты является объективный мировой разум. Ведь красота -это гармония и форма. Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма является учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В неоплатонизме наблюдается возврат к мифологии или ремифологизация. Эллинистический период отмечен успехами науки, математики, механики (Евклид,Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии (Эратосфен), филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической,общественной и духовной. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.


Средневековая философия

 

Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия. В основе монотеизма (вера в единого Бога) лежат два принципа, чуждых языческому миру: идея творения и идея откровения. Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика. Патристика-Духовное наследие отцов церкви Могут быть выделены три этапа: (1) - ранняя П., или апологетика (2-3 вв.), представители: Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан; Климент Александрийский, Тит Флавий, Ориген. Центральная проблема П. - проблема соотношения христианства с античным наследием. (2) - зрелая П. (3-5 вв.), Василий Великий Кесарийский, его брат Григорий Нисский, Григорий Богослов Назианзин, Амфилохий Иконийский и др., Центральное направление в развитии П. этого периода - борьба с ересями, что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском. (3) - поздняя П. (5-8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура - Иоанн Дамаскин, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; также Леонтий и Боэций на Западе.. В рамках П. были заложены основы систематической христианской теологии как в катафатическом (утвердительный), так и в апофатическом(отрицательный, неприемлемый) ее вариантах, введены многие основополагающие понятийные структуры христианской теологии. В рамках П. окончательно конституировалась концептуально фундаментальная для христианства идея приоритета индивида по отношению к абстрактному человечеству Проблематика П. во многом определила проблемное поле как православной, так и в католической теологии. Отцы церкви объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Схоластика. На основе патристики в 9 в. начинает складываться схоластика, которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов".К 11 веку начинают появляться университеты и возникает конфликт м/у универ. и церковью, т.к монахи учили бесплатно, а универы платно. Схоластику отличает прежде всего ее метод. Структура обрела следующий вид: постановка вопроса; разыскание оснований как "за", так и "против"; решение, предлагаемое и разъясняемое категорически; его обоснование; заключение, способное служить опровержением всех возражений против данного решения. Главное устремление схоластики, по крайней мере, ее доминирующих течений, заключалось в том, чтобы показать: между разумом и откровением нет действительного противоречия. Крупнейшим схоластом эпохи формирования схоластики - Иоанн Скот Эриуген. схоласт-еретик, его труды ("О разделении природы", "О Божественном предопределении" и др.) были осуждены Церковью. Петр Абеляр разрабатывая диалектику как искусство отличения истины от лжи, Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по этому вопросу получила название концептуализма. Диалектика Абеляра также внесла вклад в разработку диалектического метода. Создателя томизма - Фому Аквинского. В своих огромных трактатах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" этот схоласт предложил свою версию "примирения" Аристотеля с христианством. Для средневековой философии характерны 2 течения: реалисты и номиналисты. которы е вели полемику об универсалиях. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способен постигать общее. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма от латинского слова «nomen» - имя. Согласно этому учению общие понятия - только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей.ВЫВОДЫ: Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественнонаучные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: