Автоматизация бухгалтерского учета операций




Формирования и использования специальных резервов на

Покрытие возможных убытков по кредитам

 

Порядок формирования и использования резерва определен Инструкцией о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе от28 сентября 2006г. №138.

Формирование резервов осуществляется на основании произведенной банком классификации активов и условных обязательств. Классификация активов, подверженных кредитному риску, и оценка кредитных рисков производятся банком на комплексной основе в зависимости от способности должника исполнить свои обязательства.

В зависимости от уровня кредитного риска активы, подверженные кредитному риску, подразделяются на пять групп риска:

· I группа риска – резерв формируется в размере 0,5% от общей суммы задолженности;

· II группа – резерв формируется в размере от 10 до 30% от общей суммы задолженности;

· III группа – резерв формируется в размере от 30 до 50% от общей суммы задолженности;

· IV группа – резерв формируется в размере от 50 до 100% от общей суммы задолженности;

· V группа – резерв формируется в размере 100 % от общей суммы задолженности.

Резерв формируется на сумму основного долга, в состав которого не включается задолженность по процентам, неустойкам (штрафам, пене), комиссионным и иным аналогичным платежам, обусловленным условиями договора.

Резерв формируется в белорусских рублях. По активам, подверженным кредитному риску, в иностранной валюте резерв по усмотрению банка может формироваться в валюте актива.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску, осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету формирования и использования резервов на покрытие возможных убытков в банках Республики Беларусь от 23 сентября 2008г. № 312.

Автоматизация учета формирования и использования специальных резервов по активам, подверженным кредитному риску, и операций, не отраженных на балансе, должна решать следующие задачи:

· автоматическая классификация кредитной задолженности и условных обязательств по степени надёжности;

· мониторинг состояния задолженности в разрезе договоров и внебалансовых счетов;

· ведение изменений категории финансовой неустойчивости заемщика;

· расчёт суммы требуемого резерва на дату последней классификации;

· мониторинг достаточности специального резерва на покрытие возможных убытков по активам и условным обязательствам, подверженным кредитному риску в разрезе договоров;

· формирование распоряжений и платёжных инструкций на признание в учёте изменений величины созданного резерва и др. (рисунок 16).

 

Рисунок 16 – Автоматизация бизнес-процессов по

Формированию и использованию специальных

Резервов по активам, подверженным

Кредитному риску

 

Данные программные решения предназначены для анализа риска возникновения убытков по причине неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых и иных имущественных обязательств перед банком, учтённых на балансовых счетах в соответствии с условиями договора.

Основными возможностями программно-технического комплекса выступают:

· анализ текущего состояния задолженности по группе договоров или по конкретному предмету договора на заданную дату;

· анализ состояния задолженности по отдельному договору с учётом окончания срока действия договора;

· анализ качества обеспечения под исполнение обязательств по договору и изменения категории качества обеспечения по договору;

· анализ достаточности созданного резерва на покрытие убытков по активам, подверженным кредитному риску с учётом группы риска неисполнения;

· автоматическая классификация активов по степени надёжности с учётом состояния задолженности по договорам и категории финансовой неустойчивости контрагента.

Таким образом, встроенные в АБС инструменты оценки уровня риска по контрагентам и оценки достаточности созданного резерва позволяет регулировать величину созданного резерва на ежедневной основе в автоматическом режиме с формированием платёжных инструкций для отражения требуемых изменений в бухгалтерском учёте. Модуль является базой для подготовки отдельных форм нормативной отчётности и служит инструментом для выполнения специалистами банка функций внутреннего контроля за полнотой и достаточностью созданного резерва на покрытие возможного убытка по активам, подверженным кредитному риску, и условным обязательствам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: