Предоставления банком денежных средств в форме кредита
Юридическим лицам
Предоставление кредита юридическим лицам осуществляется в соответствии с условиями кредитного договора в безналичном порядке либо путем перечисления банком денежных средств на счет кредитополучателя, либо путем перечисления банком денежных средств в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем, либо путем использования денежных средств в соответствии с указаниями кредитополучателя.
Основанием для начала работы по рассмотрению вопроса о выдаче кредита является представление заявителем в учреждение банка письменного ходатайства (заявления) на получение кредита, подписанного руководителем заявителя и содержащего исходные данные о запрашиваемой сумме кредита, целевой направленности, сроках погашения, процентной ставке и предлагаемом обеспечении.
Для рассмотрения вопроса о возможности выдачи кредита от заявителя должны быть получены документы, установленные банком, в зависимости от цели предоставляемого кредита, особенностей выдачи отдельных видов кредитов.
На основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, изучения его потребности в кредитных средствах, анализа кредитуемого проекта, возможности своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов, заключений юридической службы и службы безопасности, проверки предлагаемого обеспечения возврата кредита кредитной службой осуществляется оценка платежеспособности заявителя и подготовка заключения о целесообразности выдачи кредита.
Решение о предоставлении кредита принимает кредитный комитет банка на основании рассмотрения заключения о целесообразности предоставления денежных средств в форме кредита, сформированного пакета документов и оформляется протоколом кредитного комитета.
|
После заключения кредитного договора кредитной службой в установленном порядке оформляется мемориальный ордер или платежное поручение на предоставление денежных средств в форме кредита путем безналичного перечисления.
Автоматизированная банковская система по ведению кредитных договоров юридических лиц решает следующие задачи:
· регистрация параметров кредитных договоров, договоров обеспечения и их изменений;
· расчет графиков платежей;
· начисление процентов и отражение в учете начисленных процентов;
· формирование расчетных обязательств на выдачу и погашение кредита;
· формирование расчетных обязательств на уплату процентов;
· отслеживание исполнения обязательств на выдачу и возврат кредита;
· отслеживание исполнения обязательств на уплату процентов;
· вынос на просрочку основного долга;
· анализ кредитных операций;
· формирование оперативной и нормативной отчетности (рисунок 15).
Рисунок 15 – Схема ведения кредитных договоров
При формировании кредитного договора в АБС ему присваивается уникальный номер, так как по номеру ведется аналитический учет и осуществляется привязка ко внебалансовым счетам, заполняются установленные реквизиты документа. Далее осуществляется привязка договора обеспечения под кредитный договор, а также открытие и привязка необходимых счетов (текущего (расчетного), по учету кредитной задолженности и начисленных процентов, процентных и комиссионных доходов и др.); индивидуальная настройка начисления процентов; формирования графика погашения кредита.
|
Таким образом, основными возможностями модуля по учету кредитных операции юридических лиц выступают:
• ведение картотеки кредитных договоров;
• регистрация параметров кредитного договора;
• выполнение операций по кредитному договору, с формированием электронных распоряжения и проведения их по балансу банка.
• принудительное взыскание долга;
• пролонгация договора и изменение условий договора (дополнительное соглашение), его закрытие и аннулирование договора;
• расчет графика погашения и его изменение;
• оприходование обязательств банка по кредитованию, срочного обязательства;
• оприходование обеспечения по договору, закрытие договора обеспечения;
• изменение процентной ставки;
• отражение кредитных операций в нормативной отчетности и получение оперативной отчетности;
• урегулирование начисленных и уплаченных процентов и др.
Программно-технический комплекс позволяет также осуществлять такие групповые операции, как начисление процентов, в том числе с формированием распоряжений по операциям с последующим отражением по балансу; вынос на просрочку основного долга и процентов с формированием распоряжений по операциям с последующим отражением по балансу банка.
Начисление процентов может осуществляться по текущей и просроченной задолженностям, по различным процентным ставкам и методикам расчета. Кредитным договором может быть предусмотрено начисление штрафных процентов и комиссий. Таким образом, начисление может выполняться по отдельно взятому договору или по группе договоров.
|
Проценты могут быть начислены различными способами в автоматическом режиме в соответствии с условиями договора:
• плановое начисление без отражения на балансовых счетах (с последующим отнесением их на доходы банка или вынесением на просрочку);
• начисление с отнесением на счет предстоящих поступлений по операциям, связанным с предоставлением денежных средств клиентам.
Во избежание возможности злоупотребления и несанкционированного доступа в программу устанавливаются уровни доступа, которые возможно применять к пользователям и ролям, роль автоматически содержит совокупность бизнес-правил. Права доступа к документам изменяются в процессе жизненного цикла кредитного досье. Так, после утверждения кредитной заявки, документ закрывается для внесения изменений.