Специфика коммерциализации наукоемких проектов




Введение

Наукоёмкий проект (производство) - промышленное производство, в котором выпуск продукции связан с необходимостью проведения большего объёма теоретических расчётов, научных изысканий и экспериментов. Обычно наукоёмким считается производство, у которого на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы приходится не менее 60 % всех затрат, связанных с подготовкой и выпуском продукции. Это самолёто– и судостроение, создание ракетно-космических систем, производство радиоэлектронной аппаратуры, аппаратных и программных средств вычислительной техники, ядерных реакторов, уникальных приборов для научных исследований и т. п. Основная часть затрат приходится на разработку оптимальной конструкции изделий, создание новых материалов, разработку новых схем, обеспечение требуемой надёжности, экологической чистоты и безопасности обслуживания.

Появление наукоемких производств является результатом естественного технологического развития, когда все увеличивающиеся затраты на науку и образование требуют создания в экономике замкнутого воспроизводственного контура, обеспечивающего отдачу затраченных средств, в том числе средств, направленных на расширение базы исследований и разработок и улучшение системы образования.

Особенностью наукоемких производств является высокая динамика основных показателей и стабильность даже в периоды кризисов. В развитых странах наукоемкие производства функционируют практически во всех отраслях материального производства.

В большинстве стран мира промышленное производство занимает доминирующее положение в структуре ВВП, несмотря на опережающие темпы роста сектора услуг. Прослеживается тенденция к расширению масштабов роста наукоемкого производства, особенно в промышленно развитых странах, за счет переноса капиталоемкого, ресурсоемкого и трудоемкого производства в развивающиеся государства.

Жизненный цикл наукоемких проектов

Как правило, особенности той или иной отрасли промышленности наиболее ярко проявляются в структуре жизненного цикла изделий (ЖЦИ) – как временной, так и стоимостной. Значительную часть общих затрат в течение ЖЦИ наукоемкой промышленности составляют постоянные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Именно высокая доля затрат на НИОКР в общей себестоимости продукции является одним из главных квалифицирующих признаков наукоемких отраслей экономики. Разумеется, доля затрат на НИОКР в себестоимости не является безупречным индикатором наукоемкости продукции или предприятия, по следующим основным причинам:

1) поток затрат на НИОКР в течение ЖЦИ существенно неравномерен – наибольшую интенсивность он имеет на предпроизводственных стадиях ЖЦИ, а по мере освоения серийного выпуска и эксплуатации изделия, НИОКР по нему практически прекращаются (за исключением научного сопровождения производства и эксплуатации, модернизации изделий и т.п.);

2) предприятие (а, тем более, отрасль) могут выпускать множество наименований продукции, и часть затрат на НИОКР может носить общий характер (т.е. проводиться в интересах нескольких типов изделий), что порождает проблему разнесения затрат между различными видами продукции.

Схематично последовательность этапов жизненного цикла наукоемких изделий представлена на рис. 1.1.

Отдельные этапы ЖЦИ, как показано на данном рисунке, могут перекрываться. Так, в период эксплуатации данного типа изделий, может продолжаться его серийное производство. Более того, производство может продолжаться даже тогда, когда часть изделий данного типа выведена из эксплуатации и утилизирована. Кроме того, может наблюдаться инверсия некоторых этапов ЖЦИ. Так, например, традиционно считается, что создание новой продукции в рыночной экономике инспирировано спросом – «спрос рождает предложение». Поэтому на рис. 1.1 ЖЦИ начинается с маркетинговых исследований и т.н. внешнего проектирования изделия. На этом этапе, в отличие от рабочего проектирования, еще не формируется конструкция изделия – определяются лишь его «внешние» технико-экономические и др. характеристики, желательные с социально-экономической точки зрения. Далее в ходе НИОКР определяются принципиальная возможность и конкретные пути их достижения.

Специфика коммерциализации наукоемких проектов

На сегодняшний день одной из задач российской экономики является развитие промышленного наукоемкого производства, разработка различных технологических приборов и формирование устойчивых рыночных отношений в промышленности для получения отечественной конкурентоспособной продукции. К настоящему времени Россия сохранила свой высокий научно-технический потенциал, несмотря на финансовый кризис и сложный переходный период к рыночной экономике в 90-х годах XX века. В связи с активным развитием рынка научно-технической продукции в настоящее время актуальной проблемой становится поиск путей коммерциализации этой продукции.

· Коммерциализация представляет собой процесс разработки и реализации ряда мероприятий, с помощью которых результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок можно предложить на рынках товаров и услуг с коммерческими целями.

Коммерциализация приборных изделий предполагает поиск и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, внедрение разработок в производство и их дальнейшее сопровождение.

В общем виде процесс коммерциализации включает в себя несколько основных этапов.

На первом этапе происходит отбор наиболее выгодных с коммерческой точки зрения научно-технических разработок. При выборе того или иного продукта происходит анализ потенциального рынка (определение сегмента рынка, возможной доли продаж, востребованность продукта у потенциального покупателя и т.д.). Для успешного продвижения научно-технической продукции на рынок организация должна спрогнозировать все проблемы, которые могут возникнуть в дальнейшем. Для этого целесообразно использовать методологию SWOT-анализа.

После проведения анализа рынка необходимо выделить функциональные характеристики разработки, которые интересны рынку и на которые предъявляется платежеспособный спрос. На данном этапе также возможно привлечение промежуточного инвестора, который вкладывает определенные средства в доработку технологии и придание ей товарного вида. Общей целью промежуточного инвестора является продажа технологии стратегическому инвестору, который обеспечит ее доведение до стадии серийного или массового производства.

На втором этапе коммерциализации происходит формирование необходимых финансовых средств, а также закрепление и распределение прав между всеми участниками процесса.

Четвертый этап коммерциализации подразумевает запуск инновационной разработки в производственный процесс.

Участники процесса коммерциализации состоят из двух основных групп: авторы технологических разработок и потенциальные инвесторы.

Авторы технологических разработок представлены такими категориями, как:

· университеты и институты, которые финансируются за счет отечественных и международных грантов, прямых инвестиций и т.д.;

· научные коллективы, которые не имеют потенциальных инвесторов и финансируются небольшими разовыми грантами;

· малые инновационные компании, в которых работают ученые и инженеры, проводящие целенаправленно коммерциализацию своих разработок;

· ученые и изобретатели, которые по различным причинам отделились от научных институтов и работают самостоятельно. Участники этой группы могут предложить достаточно большое количество разработок, но при этом они часто ограничены в финансовых средствах.

Среди потенциальных инвесторов процесса коммерциализации научно-технических разработок целесообразно отметить:

· государственные и международные фонды и программы, которые оказывают заметное влияние на развитие российской науки, предоставляя помощь в процессе коммерциализации научно-технических разработок, выделяя при этом значительный объем финансовых средств;

· гранты, целевые программы, средства негосударственных фондов, международные проекты;

· венчурные фонды, осуществляющие финансовую поддержку разработчиков взамен полной или частичной передачи прав на результаты исследований и разработок;

· промышленные компании, финансирующие научные исследования с целью их дальнейшего использования в собственной деятельности.

При этом в процессе коммерциализации часто принимают участие посредники, которые осуществляют привлечение финансовых средств и поиск технологий. В качестве посредников могут выступать консалтинговые компании, оказывающие различные услуги по продвижению разработки на рынок.

Основным моментом в процессе коммерциализации научно-технической продукции является выбор способа коммерциализации. На данный момент выделяют три основных способа коммерциализации инноваций с точки зрения степени передачи прав на разработку:

· самостоятельное использование разработки, предусматривающее организацию производства и выведение на рынок разработки, производство и передача оборудования в лизинг (передача прав пользования оборудованием и самой инновацией), а также инжиниринг. При использовании данного способа коммерциализации разработчики обладают всеми правами на разработку, получают максимально возможный доход в случае успешного позиционирования и продвижения продукта на рынке. Среди недостатков способа можно отметить: очень высокие риски, большой срок окупаемости, наличие высоких стартовых затрат для организации собственного производства;

· переуступка части интеллектуальных прав на разработку в виде: продажи лицензий (владелец предоставляет определенные права на использование патента на свою разработку на конкретной территории, в течение конкретного периода и за определенное вознаграждение); франчайзинга (приобретение лицензии на использование патента для производства продукции такой же торговой марки на конкретной территории за определенную плату); подряда на совместную разработку (договор с потребителем готовой продукции о создании нового предприятия с целью совместного использования всех его ресурсов); передачи секретов производства (передача знаний и прав на их использование в объеме, предусмотренном в лицензионном договоре). Достоинства способа: невысокие затраты при осуществлении деятельности; небольшие риски в связи с переуступкой части прав собственности; возможен выход на рынок за счет других компаний; платежи от использования роялти. Среди недостатков нужно отметить то, что при этом способе коммерциализации доходы достаточно низкие и существует большой риск нарушения патентных прав;

· полная передача интеллектуальных прав на разработку подразумевает: отчуждение от прав (безвозвратная передача авторских прав) или продажу патентных прав (передача полностью всех прав лицензиату на установленный срок). К преимуществам способа можно отнести невысокий уровень затрат, маловероятность рисков, быструю окупаемость. Среди недостатков основными считаются: высокие затраты на поиск и привлечение покупателя прав, затраты на юридические консультации, риск недополучения значительных доходов от использования разработки в будущем.

Таким образом, для научно-технических разработок узкоцелевой направленности, которые востребованы на ограниченном количестве предприятий или на которые существует только один или несколько покупателей, целесообразно использовать второй или третий способы коммерциализации. Третий способ рационален, если разработчику научно-технической продукции проблематично в будущем использовать разработку в коммерческих целях и экономически целесообразней направить усилия на создание новой продукции, а не на организацию серийного или массового производства уже созданного товара. Для разработок, которые могут быть предложены с коммерческой целью значительному количеству потребителей на рынке, не связанных друг с другом, предпочтителен первый способ коммерциализации, так как использование разработки при таких условиях может дать значительный экономический эффект в будущем, который невозможно адекватно оценить при продаже прав на разработку на текущий момент времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: