Конституционные положения




Содержание

Введение…………………………………………………….…...........................3

1. Конституционные положения……………………………………...........9

2. Функции государства по управлению земельными ресурсами………11

3. Функции Росземкадастра…………………………………………….…13

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованных источников…………………………………………20

 

 

Введение

В советское время земля и другие природные ресурсы функционировали как государственная (общенародная) собственность [1].

Управление и распоряжение земельными и другими природными объектами и ресурсами в тот период было возложено на исполнительные органы государственной власти, в том числе различные министерства и ведомства. Граждане и юридические лица обладали лишь правами землепользователей [1].

Современная экономика России функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями [1].

Действующее законодательство России, формулирует три группы полномочий: правотворческие, управленческие распорядительные, которыми располагают государственные и муниципальные образования в области земельных отношений [1].

К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся:

  • федеральное земельное законодательство (ст. 72 Конституции РФ);
  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель [1].

 

Правотворческими полномочиями субъектов Федерации в области земельных отношений являются:

· издание региональных законодательных и иных правовых актов о земле,

· разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации,

· иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или полномочиям органов местного самоуправления (п. 1 ст. 10 ЗК РФ) [1].

Органы местного самоуправления в области земельных отношений наделены правом:

а) издания в пределах своих полномочий актов, содержащих нормы земельного права;

б) установления правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

в) разработки и реализации местных программ использования и охраны земель;

г) решения иных вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1 ст. 11 ЗК РФ) [1].

Законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы земельного права, являются юридической основой разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками [1].

Управление - это функция и форма деятельности всех, организованных систем. Государственное и муниципальное управление в области земельных отношений имеет своей задачей формирование с учётом законодательных и иных правовых предписаний земельного правопорядка, реализацию через соответствующие органы управления программ рационального использования и охраны земель, осуществления земельного контроля за целевым и разрешенным использованием земельных участков, соблюдением правового режима земельных территорий, осуществлением прав и обязанностей участников земельных отношений, соблюдением земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений [1].

Управленческая деятельность государственных и муниципальных органов существенно отличается от распорядительных решений собственников земельных участков. Осуществляя свои полномочия, органы управления не вправе подменять собственников в их распоряжении своими земельными участками. Они лишь контролируют законность деятельности собственников земельных участков, которые совершают сделки и иные распорядительные действия по поводу принадлежащих им земельных участков [1].

Управляя государственными и муниципальными землями, уполномоченные органы обязаны принимать во внимание не только предписания закона о приравнивании земельных участков к недвижимому имуществу, но и рассматривать землю как природный объект и ресурс, функционирующий по естественным законам развития природы. Государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица - собственники и пользователи земли - обязаны как можно полнее учитывать природные свойства и естественные законы саморазвития земли, чтобы с большей эффективностью удовлетворять потребности людей, не нарушая законов природы [1].

ЗК РФ называет первым принципом земельного законодательства учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации (ст. 1) [1].

Реализации этого принципа служат законодательные предписания о подразделении территории, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, на земельные фонды и категории по их природной ценности и хозяйственному назначению. Одновременно закон определяет пределы распорядительных и иных действий собственников земли, формулирует правила и нормы о рациональном хозяйствовании землевладельцев, землепользователей и арендаторов, закрепляя принцип деления земель по целевому назначению на категории и определяя правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства [1].

Функции государства по управлению земельными ресурсами имеют разную природу. В одном случае государство является собственником государственного земельного фонда. Здесь оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои предписания пользователям, владельцам и арендаторам государственных земель. Правда, и в этом случае оно должно проявлять известный демократизм, предоставляя пользователям государственных земель известную свободу хозяйствования на земле, чтобы они были заинтересованы в ее сбережении и рациональном использовании [3].

Применительно к землям, которые находятся в частной и муниципальной собственности, государство выступает как орган политической власти, полномочный осуществлять суверенитет на своей территории независимо от форм собственности. Новое законодательство расширяет права всех обладателей земли, запрещает необоснованное вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от метода административного управления, который государство применяет, когда оно является собственником земель и вправе определять пределы своего хозяйствования, для иных форм земельной собственности оно должно применять метод свободного дозволения собственникам в принятии решений по хозяйственному использованию земельной недвижимости. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с предписаниями земельного законодательства [1].

Действующее земельное законодательство закрепляет принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые, установлены законодательством (ст. 1 ЗК РФ) [1].

Этот принцип подчёркивает важность и необходимость участия в управлении земельными фондами как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всех собственников и иных правообладателей земельных участков. Их управленческие функции, например, четко обозначены в области земельного контроля, который теперь подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный (гл. XII ЗК РФ) [1].

ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации относит государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственный земельный контроль, землеустройство и ведение государственного земельного кадастра (п. 1 ст. 9 ЗК РФ) [1].

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление земельными участками, находящимися в их собственности (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ) [1].

Распорядительными полномочиями в области земельных отношений наделены все собственники земельных участков. Об этом имеются четкие предписания в ЗК РФ. Так, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Субъекты Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности [3].

Осуществляя распорядительные полномочия, названные субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральными законами, передавать или продавать их гражданам и юридическим лицам [1].

В перечень распорядительных полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления включается их право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд [1].

 

 

Конституционные положения

Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного [3].

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая включает нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям, и вторая опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений. Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов РФ [3].

К первой группе конституционных земельных норм относятся:

· СТ. 9 о земле и иных природных ресурсах, которые используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и которые находятся в различных формах собственности;

· СТ. 36 о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

· СТ. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

· СТ. 58 об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

· СТ. 72 об отнесении к совместному ведению Федерации и её субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конституции: о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17 и 18);

· о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства (ст. 1 и 7);

· о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8);

· о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

· о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ст. 25 и 40);

· о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты (ст.45-48);

· об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) [3].

Главенствующее положение Конституции РФ среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ [3].

Согласно СТ. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые

нормативные право вые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для всех источников земельного права, прежде всего для законов и особенно для подзаконных актов [3].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: