Функции государства по управлению земельными ресурсами имеют разную природу. В одном случае государство является собственником государственного земельного фонда. Здесь оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои предписания пользователям, владельцам и арендаторам государственных земель. Правда, и в этом случае оно должно проявлять известный демократизм, предоставляя пользователям государственных земель известную свободу хозяйствования на земле, чтобы они были заинтересованы в ее сбережении и рациональном использовании [1].
Применительно к землям, которые находятся в частной и муниципальной собственности, государство выступает как орган политической власти, полномочный осуществлять суверенитет на своей территории независимо от форм собственности. Новое законодательство расширяет права всех обладателей земли, запрещает необоснованное вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от метода административного управления, который государство применяет, когда оно является собственником земель и вправе определять пределы своего хозяйствования, для иных форм земельной собственности оно должно применять метод свободного дозволения собственникам в принятии решений по хозяйственному использованию земельной недвижимости. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с предписаниями земельного законодательства [1].
Действующее земельное законодательство закрепляет принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые, установлены законодательством (ст. 1 ЗК РФ) [1].
|
Этот принцип подчеркивает важность и необходимость участия в управлении земельными фондами как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всех собственников и иных правообладателей земельных участков. Их управленческие функции, например, четко обозначены в области земельного контроля, который теперь подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный (гл. XII ЗК РФ) [1].
ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации относит государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственный земельный контроль, землеустройство и ведение государственного земельного кадастра (п. 1 ст. 9 ЗК РФ) [1].
Субъекты Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление земельными участками, находящимися в их собственности (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ) [1].
Функции Росземкадастра
Функции государственного и муниципального управления в области земельных отношений возложены законами и подзаконными правыми актами на уполномоченные органы различного уровня [1].
Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства РФ (п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Иными видами государственной земельной собственности и других природных ресурсов управляют исполнительные органы субъектов Федерации. Муниципальной земельной собственностью управляют органы местного самоуправления [1].
|
Частная земельная собственность находится в хозяйственном управлении собственников земельных участков [1].
Для осуществления общегосударственных задач по управлению использованием и охраной земель создаются государственные органы специальной компетенции [1].
В настоящее время широкими полномочиями наделена Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр). Она функционирует как федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. На нее возложены специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта расположенных на земельных участках и прочно с ними связанных объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель и государственному контролю за использованием и охраной земель. Положение о Федеральной службе земельного кадастра России утверждено постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 221 [1].
В ведении Росземкадастра находятся федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации.
Росземкадастр выполняет следующие функции:
· участвует в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;
|
· ведет государственный земельный кадастр и осуществляет специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель;
· устанавливает состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения;
· осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;
· обеспечивает ведение Единого государственного реестра земель, хранение этого реестра и кадастровых дел;
· осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет, в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр;
· обеспечивает разработку и совершенствование методик государственной кадастровой оценки земель;
· проводит в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью, и природно - сельскохозяйственное районирование земель;
· участвует в совершенствовании экономических и других методов управления земельными ресурсами, в мероприятиях, связанных с функционированием рынка земель, осуществляет в установленном порядке выполнение работ по инвентаризации земель всех категорий и созданию фондов перераспределения земель;
· организует, координирует и контролирует проведение землеустройства на всей территории Российской Федерации;
· участвует в подготовке материалов по определению границ территорий субъектов Федерации и территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
· осуществляет землеустроительную экспертизу инвестиционных проектов и проектов, связанных с использованием и охраной земель;
· ведет мониторинг земель в пределах своей компетенции;
· выявляет загрязненные и деградированные земли, подготавливает предложения по их восстановлению и консервации;
· составляет ежегодно государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, отчеты о государственном контроле за использованием и охраной земель, рекультивации нарушенных земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы;
· разрабатывает и утверждает инструкции, методические и' нормативно-технические документы и отраслевые стандарты по вопросам, отнесенным к ее ведению;
· публикует информацию о земельных участках, находящихся в фонде перераспределения земель [1].
Определённые полномочия по государственному управлению землями сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства РФ. Его полномочия изложены в Положении о названном Министерстве, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 9011. Оно является специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель и обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет государственное управление в области мелиорации земель, государственный контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель и систем сельскохозяйственного водоснабжения; рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения [1].
Ряд полномочий по управлению земельной территорией осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Действуя на основе Положения о нём, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 720,56 оно управляет государственным фондом недр, лесным фондом, использованием и охраной водного фонда и в установленном порядке утверждает инструкции, правила, методические и нормативно-технические документы в области изучения, учета, воспроизводства, использования и охраны недр, лесов и водных объектов [1].
В ходе градостроительной деятельности определяются виды использования земель в пределах черты городов и сельских поселений [1].
Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области градостроительства и использования земель городов и сельских поселений определены ГК РФ [1].
Правительство РФ устанавливает основы федеральной политики в области градостроительства, утверждает проекты черты городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливает границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения (городов федерального значения, городов - центров субъектов Федерации, городов-курортов, исторических поселений и др.), устанавливает порядок ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности [1].
К полномочиям субъектов Федерации отнесено утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований, утверждение границ пригородных зон городов, утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Федерации [1].
Предметом ведения местного самоуправления в области градостроительства являются принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований, выдача разрешений на строительство объектов недвижимости [1].
Заключение
Охрана и использование земель являются важнейшим условием сохранения земли в качестве основы жизнедеятельности народов Российской Федерации. Поэтому в настоящее время возрастает значимость исследований конституционных принципов, связанных с управлением в области их использования и охраны [4].
Конституция РФ определяет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Анализ содержания норм Конституции РФ, регулирующих земельные отношения, показывает, что их условно можно разделить на две группы.
Первая группа закрепляет следующие нормы: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и иные природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности (ст. 9); право частной собственности на землю и регулирование условий и порядка пользования ею определяются на основе федерального закона (ст. 36); каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.. 42); каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам (ст. 58); к совместному ведению Федерации и её субъектов относятся земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).
Ко второй группе можно отнести следующие положения Конституции РФ: единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); человек, его права и свободы как высшая ценность, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17, 18); закрепление демократического, правового, социального характера Российского государства (ст. 1 и 7); равенство всех перед законом и судом (ст. 19);право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40); гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности судебной защиты (ст. 45, 46,47, 48); обязанность каждого платить налоги и сборы (ст. 57) и другие. В отличие от норм первой группы, нормы второй группы непосредственно не направлены на регулирование земельных отношений, но они либо выступают в "качестве общих гарантий прав участников земельных отношений, либо направлены на регулирование смежных общественных отношений.
Анализ содержания норм вышеуказанных групп позволяет сделать вывод о том, что положения Конституции РФ, регулирующие земельные отношения, содержат нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям, и нормы, которые опосредованно участвуют в регулировании земельных отношений.