ВЛИЯНИЕ СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБЫ И РАБОТЫ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ




К.Р.Ишбулатова, Д.А. Патрушева

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Аннотация. В современном мире очевидна тенденция к росту численности обучающихся, которые совмещают работу и учебу, повышению временных затрат студентов на трудовую деятельность. Исследование негативных и позитивных аспектов, мотивации данного явления имеет большую социологическую сущность, дополняя новые черты к социальному образу студента. Представленный в данной статье анализ проведён на основе анкетирования студенческой молодёжи, обучающейся в Казанском Федеральном Университете.

Ключевые слова: подработка, студенты, свободное время, социология молодежи, трудовая занятость, рынок труда, успеваемость студентов, анкетирование

Каждый из нас видит определенную цель, к которой он стремится на протяжении всей своей жизни. Идеалы и мечты людей разные, что и делает их особенными. Любой человек художник своей жизни, но иногда может получаться все не так гладко, как хотелось бы. При этом, нынешнее общество диктует свои правила и игры выживания, так существует стереотип, что для успешного будущего необходимо окончить высшее учебное заведение. [2.C.3]

В современном мире для реализации себя необходимо иметь высшее образование, так как это один из главных аспектов становления личности. Но с увеличение числа людей и развитием рыночной, желающих обучаться, увеличивается количество платных мест в университетах.

Совмещение работы и учебы студентами становится всё более глобальной темой в современных междисциплинарных исследованиях в области экономики и труда социологии. Исследователи выделяют тенденцию к значительному росту численности студентов, совмещающих учёбу и работу, во многих странах мира и к увеличению количества времени, которое они уделяют работе. [3.С.8]

Актуальность данной темы также заключается в том, что, с одной стороны, трудовая занятость студентов в условиях напряжённой ситуации на рынке труда и, с другой, увеличения доли молодёжи с высшим образованием, ищущей работу выполняет функции, понимание которых необходимо для принятия правильных решений и в сфере труда, и в сфере высшего образования.

С начала 1990-х годов студенческая трудовая занятость стало глобальным явлением, что можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей. [4.C.13]

Исходя из данной темы можно выделить такое понятие, как "трудовая мобильность". Оно напрямую связано со вторичной занятостью студентов. Трудовая мобильность - способность приспосабливаться к условиям производства, новой технике, быть общительным. Содержит готовность в первую очередь изменить место жительства, следуя за трудовой конъюнктурой, изучать новую профессию, место работы, образ жизни в целом, если это необходимо. Трудовая мобильность способствует повышению уровню удовлетворенности от самореализации и является важным атрибутом цивилизованного, развитого и демократического государства. [1.С.5] Студенты, которые совмещают учёбу с работой, отличаются высокой потенциальной трудовой мобильностью.

В целях более детального изучения этой проблемы нами был проведен социологический опрос обучающимися Казанского Федерального Университета первого, второго, третьего и четвёртого курсов, а трудовая занятость студентов непосредственно была предметом данного исследования.

Анкетирование показало, что больше половины студентов (84,3%) идут работать для того, чтобы улучшить материальное положение. Действительно, на сегодняшний день проблема дохода для студентов очного отделения, обучающихся на коммерческой основе, является актуальной. Если обучающийся не работает, то единственным средством существования для него является финансовое обеспечение со стороны родителей. Следовательно, большинство студентов вынуждены идти работать, чтобы иметь свои «карманные деньги».

На втором месте по популярности (36,1%) стоит ответ, что студенты идут работать для того, чтобы приобрести опыт, которые в современном мире считается одним из критериев при найме работника. Треть респондентов желает получить опыт по будущей специальности.

Для характеристики феномена вторичной занятости проблема совмещения учебы с работой и ее последствий для успеваемости обучающихся является одной из основных. Можно подумать, что склонность совмещения учебы и работы во многом зависит от интеллектуального уровня: студенты, которые более способные, смогут совмещать учебу и работу не в ущерб себе. Около 90% ответили, что работа влияет на академическую успеваемость в университете. А лишь 10% ответили, что не видят проблем в совмещении учебы и работы. Это может говорить об отсутствии серьезной образовательной нагрузки.

Также, можно отметить, что у большинство студентов (60.6%) работа не совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Это может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности студента в данной специальности, о дефиците вакансий по получаемой специальности, о желании студента к более высокому доходу, которую получает в другой сфере.

Большая часть опрошенных, работающих молодых людей, сталкиваются с проблемой нехваткой времени на учебу (65.1%), а остальные студенты ответили, что при совмещении учебы и работы у них появляется физическая усталость (34.9%). Можно сказать, что с увеличением количества платных образовательных услуг число работающих студентов будет расти, а, следовательно, вуз не сможет оставаться в стороне от решения проблем, с которыми будет сталкиваться эта субгруппа. Поэтому уже сейчас необходимо задуматься о том, что нужно включить в программу обучения в вузах курсы, где они будут учиться планированию, самоменеджменту и распределению физических и временных ресурсов.

Изучив Авито и HeadHunter сайты, можно сделать вывод, что работадатели в основном предлагают для студентов такие работы, как кассир "АО СпортБет", официант "АО ТК Эдельвейс", сборщик - упаковщик" АО Катрен" и пеший курьер "Яндекс.Еда.". [5,6] Заработная плата варьируется от 15.800 рублей в месяц до 30.000 рублей в месяц. Вышеперечисленные работы являются более механическими, которые основываются на физическом труде. Они не несут под собой никакой материальной ответственности.

Подведя итог анализа мотивов поиска работы, мы выявили, что студент имеет желание или необходимость материально себя обеспечивать. Помимо глобальных мотивов, существует еще масса личных причин, по которым студенты вынуждены трудоустраиваться.

Таким образом, обобщая данные, которые мы получили в ходе исследования, можем сделать следующие выводы: основными причинами вторичной занятости студента являются экономические, личностные и профессиональные качества; залог успешного совмещения учебы с работы зависит от характера работы, установок работодателя, установок преподавателя; умения правильно распределять свое свободное время.

Также университету следует уделять внимание работающим студентам, потому что это субгруппа набирает свои обороты и её игнорирование не является эффективной моделью современного вуза.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.А. Садовникова. – М., 2015.

2. Паньшина А.М. Причины стремления к заработку современных студентов / А.М. Паньшина. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36677123_96052834.pdf

3. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов / С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков. – URL: https://vo.hse.ru/data/2014/06/28/1308782269/Roshchin-Rudakov.pdf

4. Творогова С.В. Трудовая занятость как фактор как фактор накопления человеческого и социального капитала студентов в постсоветской России / С.В. Творогова – URL: https://www.hse.ru/data/194/130/1235/1Tvorogova.pdf

5. www.hh.ru

6. www.avito.ru

Научный руководитель О.Ю. Кукушкина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: