Эксплуатационные дефекты.




Трещины - надрывы в поверхностном слое металла образуют­ся в результате высоких одноразово приложенных напряжений (рас­тяжение, изгиб, кручение), когда нагрузка превышает прочность дета­ли, например, при нарушении технологии правки детали, демонтаже или монтаже детали с хрупким поверхностным слоем или при пере­грузке детали в эксплуатации (работа в нерасчетном режиме).

Трещины усталости - являются наиболее распространенными эксплуатационными дефектами. Основная причина усталостных раз­рушений деталей - действие высоких переменных напряжений. Тре­щины усталости возникают в местах концентрации напряжений: по гал­телям, в местах с резкими переходами сечений и наличием подрезов, у основания резьбы и зубьев шестерен, в углах шпоночных канавок, у отверстий для смазки или в местах других конструктивных или техно­логических концентраторов напряжений. Трещины усталости появля­ются также в местах дефектов металлургического и технологического происхождения или следов грубой механической обработки поверх­ности (глубоких рисок, следов резца и т.п.).

Трещины усталости различают по внешнему виду. Чаще всего они бывают двух типов:

а - поперечные или кольцевые трещины, раз­вивающиеся на цилиндрических деталях по окружности в сечении, перпендикулярном к оси детали;

б - трещины, расположенные под углом к оси детали.

В зоне усталостного разрушения отсутствуют какие-либо признаки пластической деформации даже у самых пластичных материалов. Ширина раскрытия усталостной трещины у выхода ее на поверхность в начальной стадии разрушения не превышает нескольких микрон.

Трещины термической усталости. Разрушение деталей после многократ­ного воздействия периодически изменяющегося во времени уровня термических напряжений представляет собой явление термической усталости. Для разруше­ния при термической усталости характерно множественное возникновение тре­щин, что объясняется локальностью действия термических напряжений и отно­сительно быстрой их релаксацией. Характерными для термоусталости являются трещины с широкими полостями и тупыми окончаниями – трещины " разгара".

Стенки большинства трещин интенсивно окислены. Трещины термоусталости могут иметь местные уширения, когда они пересекают границы зерен, неблагоприятно ориентированные для развития по ним трещин.

Трещины химической усталости. Разрушение материала в результате действия повторно приложенных нагрузок и коррозионной среды называют коррозионно-усталостным разрушением Коррозионно-усталостные трещины - это в большинстве случаев многочисленные трещины, разветвляющиеся по мере роста и заканчивающиеся пучками, напоминающими корневую систему растений.

Трещины контактной усталости - особый вид разрушения, представляющий собой контактные усталостные выкрашивания. Поверхностные контактные разрушения - фреттинг-коррозия или контактная усталость являются не полными разрушениями деталей, а сочетаниями многочисленных, часто очень мелких сколов.

Контактное усталостное выкрашивание (образование питтингов) с последу­ющим развитием усталостного разрушения по сечению деталей наблюдается в таких деталях, как подшипники качения и скольжения, на зубьях шестерен, замковых соединениях и пр.

Кавитационное растрескивание. Кавитация означает образование полости на поверхности твердого тела при разрушении газообразных пузырьков. Лопающиеся пузырьки производят разрушения в слое металла на границе с жидкостью. Усталостная кавитация наблюдается когда колеблющаяся стенка граничит с жидкостью (например, в циклически нагружаемых подшипниках скольжения).

Разрушение под влиянием водорода (водородная хрупкость). Под влияни­ем растворенного водорода металлы могут настолько охрупчиваться, что уже при приложении малого растягивающего напряжения образуются трещины. Ис­точниками поступления водорода могут явиться термическая диссоциация воды при металлургических процессах (литье, сварка), диссоциация газов, коррозия, гальванические процессы и т.п.

Трещины ползучести. Разрушение деталей после пластического течения их материала под воздействием постоянного напряжения при относительно вы­соких температурах называется разрушением от ползучести. Для ползучести является характерным множественное трещинообразование. Большое влияние на характер разрушения оказывает размер зерен и их разновидность. Для мате­риала с разнородным зерном характерно межзеренное разрушение в области малых зерен и внутризеренное - по более крупным.

Растрескивание под действием термических напряжений. Разрушение под действием термических напряжений происходит только в следствие теплового градиента, без приложения внешней механической нагрузки. Причиной возникновения трещин при этом является образование локальных полей напряжений.

Коррозионные повреждения (очаговые, межкристаллитные и др.) встречаются на разных деталях. Степень коррозионного повреж­дения зависит от наличия агрессивных сред, качества защитных по­крытий, неблагоприятного сочетания материалов деталей в узле и др. В эксплуатации коррозией часто поражены закрытые, внутренние по­лости, труднодоступные для осмотра.

Коррозионное растрескивание. Особенно опасный вид коррозионного разрушения - коррозионное растрескивание, происходящее при одновременном воздействии статических растягивающих напряжений (внешних или внутренних) и коррозионной среды. При этом наблюдается хрупкое разрушение и оно направлено перпендикулярно действию растягивающих напряжений. Считают процесс развития коррозионного разрушения состоящим из трех стадий:

I - медленное развитие трещин, когда процесс в основном определяется коррозионным фактором,

II - скачкообразное, относительно быстрое развитие трещин при увеличивающемся влиянии механического фактора;

III - лавинообразное разрушение (долом). Особенностью трещин при коррозионном растрескивании является их сильная разветвленность.

Механические повреждения поверхности - забоины, вмятины, надиры, риски, местный наклеп. Их причины могут быть разнообразными.

 

Список использованной литературы

1. В.В. Клюев, Ф.Р. Соснин, В.Ф. Мужицкий, А.И. Маслов, А.А. Кеткович, Ю.А. Глазков; под редакцией В.В. Клюева Визуальный и измерительный контроль. - М.: РОНКТД, 1998.

2. Е.Ф. Кретов Ультразвуковая дефектоскопия в энергомашиностроении. - Санкт-Петербург: "Радиоавионика", 1995

3. Ф.Р. Соснин Дефекты металлопродукции: Учебное пособие по подготовке к сдаче специального квалификационного экзамена. - М.: МУЦ МНПО "Спектр"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: