А.А.Никишенков. Эдвард Э-Эванс-Причард в истории




антропологической мысли------------------------------------------------------------------------------------------------ 323

Указатель имен_______________________________________________________________ 352


Научное издание:

Эванс-Причард Эдвард

ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Утверждено к печати Институтом этнологии и антропологии им. Н.НМихлухо-Маклая

Редактор С.В.Веснина Художник Э.А.Эрлшн Технический редактор О.В.Волхова Корректор В.И.Мартынюк Компьютерная верстка Е.В.Катышева


Подписано к печати 05.03.03 Формат 60x90'/i6 ■ Печать офсетная Усл. п. л 22,5. Усл. кр.-отт. 22,8. Уч.-изд. л 24,4 Тираж 2000 экз. Изд. № 8010 Зак. № 7759

Издательская фирма «Восточная литература» РАН 127051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21

ППП "Типография "Наука" 121099, Москва Г-99, Шубинский пер, б

ISBN 5-02-018281-8


* В вере нет ничего, чего прежде не было бы в ощущениях (лат.).

1 Эдвард Генри Палмер (1840—1882) — английский востоковед, лингвист и путешественник-исследователь. Перевел многочисленные произведения с пер­сидского и арабского, в том числе и Коран. Участвовал в двух экспедициях на Синайский полуостров, пытаясь проследить путь исхода израильтян из Египта Материалы этих экспедиций были опубликованы в его двухтомной работе «Пустыня Исхода» (Palmer Е.Н. The Desert of the Exodus. Cambridge, 1971). В последние 10 лет своей короткой жизни Палмер был профессором арабисти­ки в Кембридже. По предложению британского правительства он присоеди­нился к политической миссии в Египте, где и погиб.

2 Теодор Нольдеке (1836—1930) — немецкий востоковед; основную часть жизни был профессором восточных языков в Страсбургском университете, осо-

1 Фредерик Поллок (1845—1937) нередко упоминается в английской лите­ратуре как последний крупный историк права викторианской эпохи. Предста­витель потомственной семьи юристов, Поллок блестяще знал историю англий­ского права и оставил современникам и потомкам богатое творческое наследие. Частью этого наследия была обширная 50-летняя переписка Поллока с выдаю­щимся американским теоретиком права Оливером Холмсом. Поллок примкнул к кругу ученых так называемой школы исторической юриспруденции, сменив в 1883 г. Мэна, ведущего представителя этой школы, на посту почетного про­фессора юриспруденции в Оксфорде. Данный пост Поллок занимал в течение 20 лет. Благодаря стараниям Поллока «Древнее право» несколько раз переизда­валось после смерти Мэна Поллок не во всем соглашался с идеями Мэна, ка­сающимися современной юриспруденции, но всегда считал «Древнее право» работой первостепенного теоретического значения, ценя ее как пример одухо­творенного творческого мышления. Детальную оценку работам Мэна он дал в своей лекции «Генри Мэн и его труды», впоследствии не раз опубликованной (Pollock F. Oxford Lectures and Other Discourses. L., 1890). Известно его харак­терное высказывание о работе «Древнее право»: «При всей ее гениальности она одухотворена прикосновением искусства».

2 Арминиане (или ремонстранты) — последователи голландского реформа­тора ЯАрминия (1560-1609). Арминиане учили, что человек наделен свободой

1 Эмиль Бутру (1845-1921) и Шарль Ренувье (1815-1903), философы неокантианских убеждений, и историк Фюстель де Куланж (1830—1889) были, собственно говоря, учителями Дюркгейма в tcole Normale Sup&ieure. Де Ку­ланж был директором Ёсо1е с 1880 г. и пользовался репутацией ее наиболее либерального профессора Биографы Дюркгейма сообщают, что Ренувье, соци­ально-политические взгляды которого оказали большое влияние на академиче­скую культуру Франции конца XIX в. в целом, особенно почитался Дюркгеймом за его рационалистический подход к научному изучению моральных проблем, отраженный в таких работах, как «Наука о морали» (Reiiouvier С. Science de la morale. P., 1869). Бутру, подобно Ренувье, говорил о необходимости научной проверки философских истин (Boutroux Е. La contingence des lois de la nature. P., 1874), и Дюркгейм признавал, что благодаря Бутру, в частности, он четко уяснил суть различия между социологическим и психологическим подходом к ис­следованию реальности. Влияние Фюстеля де Куланжа непосредственным обра­зом отразилось на взглядах Дюркгейма на социологию религии и на полезность сравнительного метода в социологических исследованиях, однако сам Дюркгейм заявлял в своей критике работ де Куланжа, что его «мэтр» неверно применял сравнительный метод и неверно истолковывал происхождение религии.

2 Отец Дюркгейма всю жизнь прослужил раввином в лотарингском городе Эпиналь, а его дед и прадед — раввинами в эльзасском городе Мютциге. Сам Дюркгейм, родившийся в Эпинале, с детства начал посещать раввинскую шко­лу, так как родители полагали, что он продолжит семейную традицию. Отход

1 Van Maaneti). Tales of the Field: On Writing Ethnography. Chicago, 1988, p. 46.

2 Kuper A. Anthropologists and Anthropology: The British School, 1922-1972. Harmondsworth, 1978, p. 107-108.

4 GeUner E. Introduction. — A History of Anthropological Thought N. Y, 1981, p. XXV.

6 Evans-Pritcbard £.£. Social Anthropology. L., 1951, p. 53.

n Brown (RadcUff-Brown) A.R. Andaman Islanders. Cambridge, 1922.

15 Zande Themes: Essays Presented to Sir Edward Evans-Pritchard. Ed. by Singer A, Streat B.V. Oxf, 1973, p. V.

21 Kuper A. Anthropologists and Anthropology, p. 65.

24 См, например: Куббель A.E. Потестарная и политическая этнография. — Ис­следования по общей этнографии. М, 1979, с. 242—244; он же. Предисловие. — Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. М, 1985, с. 3-13.

26 Evans-Pritchard E.E. Social Anthropology, p. 57.

27 Fortes М The Dynamics of Clanship among the Tallensi. L, 1945, p. XI.

28 GeUner E. Introduction. — Evans-Pritchard E.E. A History of Anthropological Thought, p. XV-XVI.

29 Douglas М Edward Evans-Pritchard, p. 45-46.

31 Англиканство, как и всякое направление протестанского толка, отличалось особым рационалистическим пафосом по сравнению со «старыми» христианскими конфессиями. См об этом: Вебер М Протестантская этика и дух капитализма Из­бранные работы. М, 1991.

34 Malino-wsH В. Magic, Science and Religion. Glencoe, 1948, p. 79; Radcliffe- Brown A.R A Natural Science of Society. Glencoe, 1957, p. 127.

36 Douglas М Edward Evans-Pritchard, p. 45.

37 Evans-Pritchard E.E. The Comparative Method in Social Anthropology. L, 1963.

39 Evans-Mtchard E.E. Levy-Bruhl's Theory of Primitive Mentality. — Bulletin of the Faculty of Arts of the Egyptian University. 1934, vol. 2, p. 28—29.

40 Evans-Pritchard E.E. The Nuer. Oxf, 1940; idem. Kinship and Marriage among the Nuer. Oxf, 1951; idem. Nuer Religion. Oxf, 1956.

46 Van Maanen J. Tales of the Field., p. 45-72.

47 Geertz С. Worb and Lives, p. 58, 70.

49 Geertz С The Interpretation of Cultures. N. Y, 1973; Marcus G.E, Fischer M.M.J. Anthropology as Cultural Critique. Chicago, 1986.


[1] Все еще сияет. Она будет сиять всегда (фр-)-

[2] Святой покровительницей (фр.).

[3] Тотальным фактом, тотальным явлением (фр-).

[4] Естественном центре Запада (фр).

[5] Букв.- «Наука, из которой — предвидение; предвидение, из которого — дейст­вие» (либо в другом часто цитируемом варианте: «От науки к предвидению, от предвидения к действию») (фр-)-

[6] Человечество состоит все больше из мертвых, чем из живых. Мертвые все больше и больше управляют живыми (фр-У

[7] Право народов (лат.).

[8] Право жизни и смерти (лапи).

[9] Власть мужа (лат.).

[10] Подобное лечат подобным; противоположное — противоположным (лат).

[11] Ни Бога, ни господина (фр.).

[12] Своего рода, особого рода (лат.).

[13] Мировоззрение, общий взгляд на мир (нем.).

[14] Запутанной, непроясненной (фр).

7 - 7759

[15] Высосано из пальца (нем.).

[16] Социальные объединения (фр.).

[17] Поддержка и коммуны (фр-)-

[18] Земельная политика муниципалитетов (фр.).

[19] Вещи (фр.).

[20] Ледяной холод смерти (лат.).

[21] Возможно, жизненные силы вернутся. Другое зерно упадет в землю и произ­растет (фр.).

[22] Имена стали божествами (лат.).

[23] Букв, «следуй за мной» (лат.). В переносном смысле «наставление», «путево­дитель».

[24] Список литературы к «Истории антропологической мысли» был выверен А.Сингером и приводится по тексту первоначального издания книги без изменений. Ввиду того что многие из цитат в рукописях Эванс-Причарда содержали нечеткие или неразборчивые указания на источники, процесс проверки литературы, по заме­чанию самого А-Сингера, был чрезвычайно труден.

[25] Наваждение, навязчивость вопроса о происхождении (фр.).

[26] Гражданская община, гражданство (лат.).

[27] Неотделимые друг от друга (фр.).

[28] Marcus G.B., Fisher M.M.J. Anthropology as Cultural Critique. Chicago, 1986, p. 56.

[29] Evans-Pritchard E.E. Anthropology and History. Manchester, 1961; idem. The Sanusi of Cyrenaica. Ox£, 1949.

[30] Douglas М Edward Evans-Pritchard N. Y, 1980, p. 72; Pocock D.F. Social An­thropology. L, 1971, p. 73-74; Turner V. On the Edge of the Bush. Tucson, 1985, p. 71; Geertz C. Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford, 1988, p. 70.

[31] Evans-Pritchard E.E. Social Anthropology, p. 53.

[32] Douglas M. Edward Evans-Pritchard, p. 29.

[33] Более подробный анализ функционализма см; Никишенков А.А. Из истории английской этнографии. Критика функционализма. М, 1986.

[34] Malinowshi В. Argonauts of the Western Pacific. An Account of Native Enter­prise and Adventure in the Archipelagoes of Melanesian New Guinea. L, 1922.

[35] MalinowsJci В. Argonauts of the Western Pacific, p. 11; Brown A.R Andaman Is­landers, p. 400.

[36] См, например: Malinowski B. Culture — Encyclopedia of the Social Sciences, 1931, vol. 4, p. 622; Radcliffe-Brown А.Я Method in Social Anthropology. Bombay, 1973, p. 21.

[37] Evans-Pritchard E.E. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. Oxf., 1937, p. 220.

[38] Evans-Pritchard E.E. Operations on the Akobo and Gila Rivers, 1940-41. — The Army Quarterly. L, 1973, № 4, p. 1-10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: