антропологической мысли------------------------------------------------------------------------------------------------ 323
Указатель имен_______________________________________________________________ 352
Научное издание:
Эванс-Причард Эдвард
ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Утверждено к печати Институтом этнологии и антропологии им. Н.НМихлухо-Маклая
Редактор С.В.Веснина Художник Э.А.Эрлшн Технический редактор О.В.Волхова Корректор В.И.Мартынюк Компьютерная верстка Е.В.Катышева
Подписано к печати 05.03.03 Формат 60x90'/i6 ■ Печать офсетная Усл. п. л 22,5. Усл. кр.-отт. 22,8. Уч.-изд. л 24,4 Тираж 2000 экз. Изд. № 8010 Зак. № 7759
Издательская фирма «Восточная литература» РАН 127051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21
ППП "Типография "Наука" 121099, Москва Г-99, Шубинский пер, б
ISBN 5-02-018281-8
* В вере нет ничего, чего прежде не было бы в ощущениях (лат.).
1 Эдвард Генри Палмер (1840—1882) — английский востоковед, лингвист и путешественник-исследователь. Перевел многочисленные произведения с персидского и арабского, в том числе и Коран. Участвовал в двух экспедициях на Синайский полуостров, пытаясь проследить путь исхода израильтян из Египта Материалы этих экспедиций были опубликованы в его двухтомной работе «Пустыня Исхода» (Palmer Е.Н. The Desert of the Exodus. Cambridge, 1971). В последние 10 лет своей короткой жизни Палмер был профессором арабистики в Кембридже. По предложению британского правительства он присоединился к политической миссии в Египте, где и погиб.
2 Теодор Нольдеке (1836—1930) — немецкий востоковед; основную часть жизни был профессором восточных языков в Страсбургском университете, осо-
1 Фредерик Поллок (1845—1937) нередко упоминается в английской литературе как последний крупный историк права викторианской эпохи. Представитель потомственной семьи юристов, Поллок блестяще знал историю английского права и оставил современникам и потомкам богатое творческое наследие. Частью этого наследия была обширная 50-летняя переписка Поллока с выдающимся американским теоретиком права Оливером Холмсом. Поллок примкнул к кругу ученых так называемой школы исторической юриспруденции, сменив в 1883 г. Мэна, ведущего представителя этой школы, на посту почетного профессора юриспруденции в Оксфорде. Данный пост Поллок занимал в течение 20 лет. Благодаря стараниям Поллока «Древнее право» несколько раз переиздавалось после смерти Мэна Поллок не во всем соглашался с идеями Мэна, касающимися современной юриспруденции, но всегда считал «Древнее право» работой первостепенного теоретического значения, ценя ее как пример одухотворенного творческого мышления. Детальную оценку работам Мэна он дал в своей лекции «Генри Мэн и его труды», впоследствии не раз опубликованной (Pollock F. Oxford Lectures and Other Discourses. L., 1890). Известно его характерное высказывание о работе «Древнее право»: «При всей ее гениальности она одухотворена прикосновением искусства».
|
2 Арминиане (или ремонстранты) — последователи голландского реформатора ЯАрминия (1560-1609). Арминиане учили, что человек наделен свободой
1 Эмиль Бутру (1845-1921) и Шарль Ренувье (1815-1903), философы неокантианских убеждений, и историк Фюстель де Куланж (1830—1889) были, собственно говоря, учителями Дюркгейма в tcole Normale Sup&ieure. Де Куланж был директором Ёсо1е с 1880 г. и пользовался репутацией ее наиболее либерального профессора Биографы Дюркгейма сообщают, что Ренувье, социально-политические взгляды которого оказали большое влияние на академическую культуру Франции конца XIX в. в целом, особенно почитался Дюркгеймом за его рационалистический подход к научному изучению моральных проблем, отраженный в таких работах, как «Наука о морали» (Reiiouvier С. Science de la morale. P., 1869). Бутру, подобно Ренувье, говорил о необходимости научной проверки философских истин (Boutroux Е. La contingence des lois de la nature. P., 1874), и Дюркгейм признавал, что благодаря Бутру, в частности, он четко уяснил суть различия между социологическим и психологическим подходом к исследованию реальности. Влияние Фюстеля де Куланжа непосредственным образом отразилось на взглядах Дюркгейма на социологию религии и на полезность сравнительного метода в социологических исследованиях, однако сам Дюркгейм заявлял в своей критике работ де Куланжа, что его «мэтр» неверно применял сравнительный метод и неверно истолковывал происхождение религии.
|
2 Отец Дюркгейма всю жизнь прослужил раввином в лотарингском городе Эпиналь, а его дед и прадед — раввинами в эльзасском городе Мютциге. Сам Дюркгейм, родившийся в Эпинале, с детства начал посещать раввинскую школу, так как родители полагали, что он продолжит семейную традицию. Отход
1 Van Maaneti). Tales of the Field: On Writing Ethnography. Chicago, 1988, p. 46.
2 Kuper A. Anthropologists and Anthropology: The British School, 1922-1972. Harmondsworth, 1978, p. 107-108.
4 GeUner E. Introduction. — A History of Anthropological Thought N. Y, 1981, p. XXV.
6 Evans-Pritcbard £.£. Social Anthropology. L., 1951, p. 53.
n Brown (RadcUff-Brown) A.R. Andaman Islanders. Cambridge, 1922.
15 Zande Themes: Essays Presented to Sir Edward Evans-Pritchard. Ed. by Singer A, Streat B.V. Oxf, 1973, p. V.
|
21 Kuper A. Anthropologists and Anthropology, p. 65.
24 См, например: Куббель A.E. Потестарная и политическая этнография. — Исследования по общей этнографии. М, 1979, с. 242—244; он же. Предисловие. — Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. М, 1985, с. 3-13.
26 Evans-Pritchard E.E. Social Anthropology, p. 57.
27 Fortes М The Dynamics of Clanship among the Tallensi. L, 1945, p. XI.
28 GeUner E. Introduction. — Evans-Pritchard E.E. A History of Anthropological Thought, p. XV-XVI.
29 Douglas М Edward Evans-Pritchard, p. 45-46.
31 Англиканство, как и всякое направление протестанского толка, отличалось особым рационалистическим пафосом по сравнению со «старыми» христианскими конфессиями. См об этом: Вебер М Протестантская этика и дух капитализма Избранные работы. М, 1991.
34 Malino-wsH В. Magic, Science and Religion. Glencoe, 1948, p. 79; Radcliffe- Brown A.R A Natural Science of Society. Glencoe, 1957, p. 127.
36 Douglas М Edward Evans-Pritchard, p. 45.
37 Evans-Pritchard E.E. The Comparative Method in Social Anthropology. L, 1963.
39 Evans-Mtchard E.E. Levy-Bruhl's Theory of Primitive Mentality. — Bulletin of the Faculty of Arts of the Egyptian University. 1934, vol. 2, p. 28—29.
40 Evans-Pritchard E.E. The Nuer. Oxf, 1940; idem. Kinship and Marriage among the Nuer. Oxf, 1951; idem. Nuer Religion. Oxf, 1956.
46 Van Maanen J. Tales of the Field., p. 45-72.
47 Geertz С. Worb and Lives, p. 58, 70.
49 Geertz С The Interpretation of Cultures. N. Y, 1973; Marcus G.E, Fischer M.M.J. Anthropology as Cultural Critique. Chicago, 1986.
[1] Все еще сияет. Она будет сиять всегда (фр-)-
[2] Святой покровительницей (фр.).
[3] Тотальным фактом, тотальным явлением (фр-).
[4] Естественном центре Запада (фр).
[5] Букв.- «Наука, из которой — предвидение; предвидение, из которого — действие» (либо в другом часто цитируемом варианте: «От науки к предвидению, от предвидения к действию») (фр-)-
[6] Человечество состоит все больше из мертвых, чем из живых. Мертвые все больше и больше управляют живыми (фр-У
[7] Право народов (лат.).
[8] Право жизни и смерти (лапи).
[9] Власть мужа (лат.).
[10] Подобное лечат подобным; противоположное — противоположным (лат).
[11] Ни Бога, ни господина (фр.).
[12] Своего рода, особого рода (лат.).
[13] Мировоззрение, общий взгляд на мир (нем.).
[14] Запутанной, непроясненной (фр).
7 - 7759
[15] Высосано из пальца (нем.).
[16] Социальные объединения (фр.).
[17] Поддержка и коммуны (фр-)-
[18] Земельная политика муниципалитетов (фр.).
[19] Вещи (фр.).
[20] Ледяной холод смерти (лат.).
[21] Возможно, жизненные силы вернутся. Другое зерно упадет в землю и произрастет (фр.).
[22] Имена стали божествами (лат.).
[23] Букв, «следуй за мной» (лат.). В переносном смысле «наставление», «путеводитель».
[24] Список литературы к «Истории антропологической мысли» был выверен А.Сингером и приводится по тексту первоначального издания книги без изменений. Ввиду того что многие из цитат в рукописях Эванс-Причарда содержали нечеткие или неразборчивые указания на источники, процесс проверки литературы, по замечанию самого А-Сингера, был чрезвычайно труден.
[25] Наваждение, навязчивость вопроса о происхождении (фр.).
[26] Гражданская община, гражданство (лат.).
[27] Неотделимые друг от друга (фр.).
[28] Marcus G.B., Fisher M.M.J. Anthropology as Cultural Critique. Chicago, 1986, p. 56.
[29] Evans-Pritchard E.E. Anthropology and History. Manchester, 1961; idem. The Sanusi of Cyrenaica. Ox£, 1949.
[30] Douglas М Edward Evans-Pritchard N. Y, 1980, p. 72; Pocock D.F. Social Anthropology. L, 1971, p. 73-74; Turner V. On the Edge of the Bush. Tucson, 1985, p. 71; Geertz C. Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford, 1988, p. 70.
[31] Evans-Pritchard E.E. Social Anthropology, p. 53.
[32] Douglas M. Edward Evans-Pritchard, p. 29.
[33] Более подробный анализ функционализма см; Никишенков А.А. Из истории английской этнографии. Критика функционализма. М, 1986.
[34] Malinowshi В. Argonauts of the Western Pacific. An Account of Native Enterprise and Adventure in the Archipelagoes of Melanesian New Guinea. L, 1922.
[35] MalinowsJci В. Argonauts of the Western Pacific, p. 11; Brown A.R Andaman Islanders, p. 400.
[36] См, например: Malinowski B. Culture — Encyclopedia of the Social Sciences, 1931, vol. 4, p. 622; Radcliffe-Brown А.Я Method in Social Anthropology. Bombay, 1973, p. 21.
[37] Evans-Pritchard E.E. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. Oxf., 1937, p. 220.
[38] Evans-Pritchard E.E. Operations on the Akobo and Gila Rivers, 1940-41. — The Army Quarterly. L, 1973, № 4, p. 1-10.