Продюсер Марк Опитц комментирует альбом Kiss Alive IV Symphony (2003)





Вопрос: Почему именно ты был выбран для работы над Symphony?

Марк: Менеджер Док МакГи попросил Майкла Гудински назвать имена трёх продюсеров в Австралии, которые могли бы справиться с такой работой. И речь шла только сведении музыкального материала. Майкл Гудински ответил, что знает только одного, то есть меня. Но когда я был официально утверждён и начал осматривать фронт работы, то понял, что в одиночку не справлюсь. В то время я жил в Сиднее, таким образом, я и ещё два человека из моей команды приступили к подготовке, контролируя все мелочи и возможные аспекты процесса записи.

Вопрос: И в чём же заключалась подготовка к записи проекта?

Марк: Я присутствовал на всех репетициях группы и Симфонического Оркестра Мельбурна (во главе с Дэвидом Кэмпбеллом), хотя с группой почти не пересекался, предоставив им репетировать материал шоу. В моём распоряжении был грузовик с передвижной студией, я записывал репетиции и тем самым проверял и отлаживал аппаратуру, слушал баланс в звучании между KISS и оркестром. По всем вопросам я общался с Доком МакГи, реже с Дэвидом Кэмпбеллом, но участников группы я не доставал, чтобы они могли сосредоточиться на исполнении музыки. Следующим шагом, когда группа стала репетировать в концертном зале, была правильная расстановка микрофонов в этом огромном помещении. Группа, оркестр и общий звук концерта – всё это записывалось раздельно, очень сложный процесс.

Вопрос: Для тех, кто не слышал материал Symphony, идея сочетать музыку KISS и симфонический оркестр может показаться нелепой. Какова была твоя реакция, когда ты услышал об этом проекте, который называют не иначе, как «женитьба чёрного галстука на чёрной коже»?

Марк: Круто, что сказать, работать было интересно. Я никогда до этого не работал с KISS и тот факт, что меня рекомендовали, был большой честью для меня. Я записывал оркестры, записывал рок-группы, и подумал, что получится интересное сочетание. Проект меня очень захватил. Но он оказался более масштабным, чем я себе представлял, поэтому мне пришлось искать помощников в сфере звукозаписи, как в Америке, так и в Австралии.

Вопрос: До записи Symphony группа провела «Прощальный тур». Ты знал, что данный концерт задумывался, как «возвращение KISS»?

Марк: Да, я был в курсе. И про проект с симфоническим оркестром я был осведомлён. Они могли осуществить эту задумку в любой точке мира, но так вышло, что их выбор пал на Симфонический Оркестр Мельбурна. Ничего удивительно, этот оркестр уже имел опыт подобной работы с Элтоном Джоном и другими артистами. Меня совсем не интересовала ситуация с «Прощальным туром», так как этот проект – абсолютно другого свойства.

Вопрос: Гитарист оригинального состава Эйс Фрейли решил не принимать участия в Symphony. Состав группы для записи Symphony наверняка был утверждён до твоего вовлечения в проект, но не помнишь ли ты разговоров по поводу участия Эйса в этом шоу?

Марк: Нет, про Эйса разговоров не было. Питер Крисс был с нами, но ты должен помнить, что в то время у него было заболевание – синдром запястного канала, поэтому он был не в лучшей форме. Мы помогали ему справиться, как могли. Зато мне легко работалось с Томми, он был тур-менеджером группы до того, как Эйс покинул KISS, к тому же он просто отличный парень. Они все очень милые люди, но Томми, можно сказать, жил делами группы, он был основным человеком, к которому я обращался за какой-либо помощью, особенно на стадии сведения альбома.

Вопрос: Этот концерт явился так же дебютом Томми Тайера на альбоме KISS. Учитывая это, важность шоу и сам факт, что всё записывается – чувствовалось ли какое-то особое напряжение в ходе концерта?

Марк: Не думаю. Томми замечательно справился с работой, как в плане самоорганизации, так и по части техники игры.

Вопрос: Запись концертного альбома всегда связана с большим количеством трудностей. Думаю, при записи Symphony сложностей было ещё больше?

Марк: Основная сложность заключалась в том, что на сцене KISS – это очень активная группа, и не только в плане звукоизвлечения. Пол летит над аудиторией в центр зала, установка Питера Крисса поднимается на платформе на 15 метров вверх, пиротехника взрывается весь концерт. А каково было Дэвиду Кэмпбеллу держать оркестр в одном ритме, когда он не видел барабанщика? Плюс все эти проблемы с наушниками для участников оркестра. А теперь добавим сюда 64 микрофона для записи оркестра, не считая того оборудования, которым мы записывали KISS. Затем мне пришлось справляться с озвучиванием зрителей, чтобы устранить задержку между звуком и реакцией зрителей, так как звук достигает публики позже, чем играет группа. Короче говоря, было над чем попотеть, особенно на стадии сведения материала. Через два дня после шоу я сидел в студии в Мельбурне, слушал, микшировал и пытался привести записи в божеский вид. Меня посетила отчаянная мысль: «Что с этим делать? Здесь же полный бардак». Затем я включил дорожки Lick It Up, все кроме вокальных, и сделал микс. Я продолжил работать по этой схеме и нарулил очень хороший звук, всё ещё без голосов – только бас, барабаны и гитары. Если вы представляете контрольную комнату звукорежиссера, то прямо передо мной находится окно в студию, и в отражении от стекла я отчётливо увидел четыре высоких фигуры, стоящих позади меня. Группа заглянула в студию, а я сидел к ним спиной, не подавая вида, но видел их отражения в стекле.

Вопрос: Немного нервная ситуация?

Марк: (смеётся) Да уж, не знал, что и думать. Поворачиваюсь к ним, а они мне сразу и говорят: «Звучит охреннено круто!» С тех пор мы поладили. Позже я уехал в Сидней, где сделал большую часть трекинга. Основная проблема была в том, что оркестр то здесь, то там несколько выпадал из ритма из-за неполадок с наушниками и взрывов пиротехники. Я со своей командой потратил в Сиднее несколько недель, подгоняя фрагменты. Всё время, пока я работал над материалом в Австралии, на студию приходил президент австралийской KISS Army. Приходил каждый вечер, и не только затем, чтобы проверить, как я отрабатываю деньги группы, но и чтобы удостовериться, что KISS Army на записи будет выглядеть достойно. Концерт состоялся в феврале, а уже через месяц я со своим главным ассистентом Тони Уоллом полетел в Лос-Анжелес, где мы работали в течение 52-х дней на студии A&M (сейчас она называется Henson). Работали по 12 часов в день.

Вопрос: Присутствие KISS Army на записи – это всегда замечательно.

Марк: Мне нужно было быть уверенным, что я не зашёл слишком далеко в плане исправлений записанного, я же знаю, что KISS Army всегда хочет видеть свою группу в лучшем свете, но жульничать нельзя. То же самое с оркестром. Я не имел возможности перезаписать ничего из их партий, поэтому я просто добавлял кусочки из одних песен в другие. В основном, недостающие и несыгранные партии. Например, брал ноту «ля», сыгранную на скрипке, из одной песни и вставлял в другую. В довершении всего мне пришлось синхронизировать звук аудитории. Именно поэтому, когда вы смотрите видео, все хлопают в такт и поют хором в такт – я провел много времени, устраняя задержку между звуком на сцене и реакцией зрителей.


Вопрос: То есть, каждый участник оркестра и каждый музыкант KISS был записан на отдельную дорожку?

Марк: Да, всё получилось. Подготовка – это всё. Я потратил на это много времени, позаботился обо всём. Потому-то я и ходил на их репетиции в Мельбурне и присутствовал при установке сцены, проверял, всё ли из оборудования у меня есть, отлаживал радиосвязь с техническим персоналом. Повторюсь, группу я особо не доставал. Мне главное было досконально понять, что происходит на сцене, а дальше - дело техники. Когда я увидел репетицию всего шоу, у меня появились свои рекомендации к ребятам из группы: «Слушай, тебе лучше в это время стоять вот здесь. В этом месте у нас начинает пропадать сигнал вокального микрофона. Так, если мы переставим это сюда, будет лучше? Или, в это месте гитара начинает заводиться и даёт перегруз, давайте переставим.» Я всегда стараюсь записать хороший звук, реальный, насколько это возможно.

Вопрос: Это предваряет мой следующий вопрос. Концертные альбомы KISS – это отдельная большая история. Например, известно, что некоторые партии инструментов переписываются в студии. В случае с этим шоу, многое ли из материала дорабатывалось в студии?

Марк: Только технически. Я исправил только те части, которые посчитал ошибочными с точки зрения звукорежиссуры, оставь я их, фанатам бы вряд ли понравилось. Именно поэтому в студии постоянно присутствовал представитель KISS Army и наблюдал за процессом. Например, в Мельбурне я каждый вечер давал им послушать, что получается. Как-то появились за полночь, я включил им материал, спрашиваю: «Ну, каков вердикт?» А они такие: «Круто, звучит очень круто!» У меня также был видеоряд концерта, я включал картинку и параллельно рулил звук. По этой же схеме я работал над следующим релизом KISS.

Вопрос: DVD «Rock The Nation»?

Марк: Да, да. Там так же нет ни одной, понимаете, ни одной перезаписанной в студии партии. С другой стороны, на Rock The Nation не было оркестра (смеётся), это оказалось проще. Помню, Томми попросил меня записать два шоу и собрать из них один концерт – в Южной Каролине и в Вашингтоне. Мы отобрали материал и приступили к работе. Очень нравится картинка этого видео. Поправить звук не составило труда, так, небольшие решаемые проблемки. И совсем не музыкального плана. В основном технического толка, ведь группа играла эти песни столько раз, они так любят своих фанатов – конечно, они не допускают ошибок. Неполадки случались с аппаратурой, я счёл своим долгом устранить их при обработке материала. Чтобы корректировать что-то в исполнении музыкантов, ещё дважды подумаешь.

Мне нравились комментарии Пола о моей работе. Например, он сказал: «Эдди Крамер – счастливейший человек в шоу-бизнесе». Конечно, при работе над Symphony и Rock The Nation мы детально изучали записанный материал, а не просто прослушивали песню и делали микс. Внимательно прослушивали партии инструментов, чтобы убедиться, что всё исполнено правильно, а затем думали, что мы можем добавить, чтобы звучало ещё лучше. У Эдди не было тех студийных возможностей, которые доступны сейчас. Возьмем, к примеру, звук гитары, что с ним можно сделать в современных условиях? Допустим, гитара Пола записана с двух микрофонов. Я загружаю обе дорожки в Pro Tools и меняю у одной из них фазу. И гитара начинает звучать объёмнее. Понимаете? Сомневаюсь, что Эдди проделывал такие трюки при сведении Alive в 70-х.

Всё начинается с процесса подготовки к сведению, который занимает достаточно много времени. Мы, как я уже говорил, тщательно отслушали все партии всех инструментов и внесли необходимые коррективы. Это касалось и оркестра, и гитар, и барабанов. Затем мы избавились от всех ненужных и конфликтующих частот, добавили и синхронизировали звук аудитории – ушла уйма времени, ведь это было длинное шоу из двух частей. Когда все приготовления были завершены, мы приступили к сведению. Этот этап проходил в Лос-Анжелесе, в студии A&M/Henson. Работали мы так: сначала я выводил звучание группы, а потом добавлял в микс оркестр. Плюс дирижер Дэвид Кэмпбелл внёс свои пожелания по поводу звучания оркестра, их мы тоже удовлетворили.

Вопрос: Думаю, Act I был в этом смысле самым простым в плане обработки?

Марк: Конечно. А вот дальше: сначала малый состав оркестра, затем полный, не говоря уже о последней песне, самой глобальной по части аранжировки. К тому же, мы делали финальные миксы в нескольких форматах – для телевидения, для DVD и для CD.

Вопрос: 52 дня работы в студии Лос-Анжелеса – это действительно круто!

Марк: Я помню, что закончил доделывать последние штрихи в девять вечера, а мой самолёт в Австралию вылетал в 22:30. Чтобы доехать до аэропорта, группа предоставила мне и моему ассистенту лимузин. На полпути в аэропорт зазвонил телефон и это был Джин Симмонс. Он сказал так: «Марк, если меня когда-нибудь посадят в тюрьму, ты отправишься туда со мной». Я спрашиваю: «Это ещё почему?» А он отвечает: «Потому что ты придумаешь, как нам оттуда выбраться». Серьёзный комплимент.

Общаться с ними было одно удовольствие. Мы ездили в дом Пола Стенли обедать и всё такое. Последние несколько недель, когда подходило время ланча, Пол часто приезжал в студию, мы вместе ели, болтали о жизни. Они настолько доверяли нам, что даже не слушали материал, пока мы работали над ним. Они хотели услышать конечный результат.

Вопрос: Ты сказал, что Томми постоянно был с вами в студии. А Питер участвовал в процессе сведения?

Марк: Нет, Питер не участвовал. Через Томми мы держали связь с группой и менеджментом. Так же нам пришлось разбираться с видео, так как парни, которые занимались съёмками, прислали совсем не то, что требовалось. Представляешь, вставили в фильм кадры из концертов в Далласе и ещё откуда-то. «Нет, говорю, ребята, так не пойдёт. Нужны только австралийские съёмки, без вариантов». В результате мы приняли достаточно серьёзное участие и в сведении визуального ряда. Именно поэтому наши имена идут в титрах сразу после участников группы и Дока.

Вопрос: Вернёмся к Питеру. Как ты оцениваешь его игру на альбоме, учитывая, что у него были проблемы с запястьями?

Марк: Скажу так, он справился. Он извлекал звук достаточно мягко, пришлось добавить на барабаны компрессии, чтобы увеличить мощность звучания. Но играет-то на альбоме он. Единственное, иногда я дублировал его слабый удар по малому барабану другим более уверенным ударом из той же песни.

Вопрос: Питер играл под метроном, или это было бы слишком сложно, учитывая присутствие симфонического оркестра с дирижёром?

Марк: Да, слишком сложно. Даже петь с оркестром Питеру было сложно. При сведении Beth мне пришлось двигать его голос, так как он иногда выпадал из ритма. Когда я включил ему, что получилось, он даже расплакался.

Вопрос: Думаю, для него это было незабываемо. Beth – это большой хит KISS, на концертах Питер всегда исполнял его под минусовую фонограмму. А в этот раз он впервые спел Beth с настоящим оркестром.

Марк: Да. И то, что он расплакался при прослушивании финального микса Beth, стало для меня большим комплиментом. Мы достаточно близко сошлись с участниками группы и прониклись к ним настоящим уважением. Это был один из самых интересных проектов за мою карьеру, если не самый интересный. Не столько из-за масштаба, сколько из-за людей. Я был обезоружен тактичностью Пола и Джина – умнейшие люди из всех, кого я встречал, особенно Пол. Однажды спрашиваю у него: «Вы зачем снимали маски?» А он отвечает: «Чтобы потом снова их надеть». За всё время пребывания в шоу-бизнесе остроумнее ответа я не слышал. Понял, сняли маски, чтобы потом снова надеть? Гениально, просто гениально.


Вопрос: Ещё один вопрос на тему барабанщиков. Эрик Сингер играл на ударных в KISS, когда Farewell Tour проходил в Австралии. Есть мнение, что Полу и Джину было бы проще, если бы на таком сложном шоу, как Symphony, играл Эрик. Также ходят слухи, что данное шоу могло случиться только при условии, что на сцене будут хотя бы три оригинальных участника KISS. Помнишь ли ты, чтобы Пол и Джин обсуждали кандидатуру Эрика или высказывались в его пользу?

Марк: Слушай, я без понятия. Думаю, они приложили все усилия к тому, чтобы на сцене были оригинальные участники. И тот факт, что Эйс не участвовал в этом – скорее всего его личное решение. Ты же знаешь, в группе делами заправляют Пол и Джин, и, насколько я знаю, в идеале они хотели видеть на сцене оригинальный состав. Но с лидер-гитаристом в лице Томми Тайера они ничего не потеряли, он действительно отличный музыкант. И не только: он отлично справляется с организационными вопросами, всех держит в тонусе, так как успел поработать концертным менеджером группы, а также играл в кавер-группах KISS. Один из самых обходительных людей в мире. Ты же знаешь, он устраивает ежегодный благотворительный чемпионат по гольфу, просто фантастика.

Вопрос: Можешь назвать свою самую любимую песню из Act II?

Марк: Ну, они все великолепны. Beth – получилось очень эмоциональное исполнение. Или Shandy... они все очень хороши. Во втором акте у нас был малый состав оркестра и акустические инструменты, контролировать процесс записи было проще. Каждая из песен показывает, что все прошедшие годы в карьере группы были не зря. И все эти композиции с годами не растеряли той страсти, с которой были сочинены.

Вопрос: Ну и, конечно, самый масштабный сэт - Act III. Была ли там песня, услышав которую ты сказал: «Вау, с оркестром это звучит намного лучше!»?

Марк: Думаю, под такое определение подходит Black Diamond. Само собой, Rock And Roll All Night прозвучала отлично, Love Gun… Повторюсь, когда долго работаешь над проектом, трудно выбрать любимые песни, так как я стараюсь, чтобы весь материал звучал на достойном уровне. Например, мы сидели в студии в Лос-Анжелесе, было три часа утра, я говорю своему ассистенту: «Слушай, я понял, как заставить гитару Пола звучать лучше, там в настройках надо кое-что исправить!» Ассистент ошалело посмотрел на меня и начал сползать по стулу. Потому что сессии песен в Pro Tools весили очень много, чтобы только загрузить их, требовалось полтора часа… Да, работа была проделана огромная, множество нюансов и так далее. В тоже время мы должны были сохранять свежесть восприятия, чтобы уши «не замыливались». Когда мы прилетели в Лос-Анжелес, я и мой ассистент, мы пошли в ресторан Hamburger Hamlet, я заказал ассистенту пиво и сказал: «Следующий раз ты выпьешь пива, когда мы покинем этот город». Потому что нам заплатили деньги, чтобы мы сделали работу хорошо, насколько это возможно, и чтобы в будущем слушатели купили эту запись. Это наша обязанность перед фанатами – дать им то, чего они ждут. Можно, конечно, сказать: «Ах, как сложно, нужно передохнуть», но я не такой, сделаем хорошо, тогда и отдохнём.

Вопрос: Чем отличаются форматы, в которых вы готовили исходный продукт?

Марк: Для CD и телевидения – это стерео, но для ТВ панорама звука несколько уже. Для DVD используется стерео плюс 5.1.

Вопрос: KISS Symphony вышел и на виниле, с этим форматом тоже ты работал?

Марк: Да, мы делали мастеринг для винила с Берни Грундманом. С ним мы также работали над форматом 5.1. Знаешь, у меня была своя теория, как правильно делать 5.1. Однажды я задумался, ведь я делаю это по-другому, точно ли я прав? Я прочитал несколько статей Берни по этому формату, и позже он дал несколько советов, отслушав готовый материал. В результате мы провели достаточно много времени, общаясь на эту тему. В процессе общения я понял, что наши теории совпадают и мы на правильном пути. Берни здорово помог нам, и не только на стадии мастеринга.

Вопрос: Совершенно справедливо считается, что успех Symphony – это во многом заслуга Дэвида Кэмпбелла. Потому что он сочинил аранжировки и дирижировал оркестром. Как тебе с ним работалось?

Марк: Дэвид был великолепен. Наше общение началось на ранней стадии проекта, когда мы только готовили площадку к записи. После шоу я сделал для него миксы песен, где звучал только оркестр, чтобы он указал на неточности в исполнении и тому подобное. И показал, как я работаю, чтобы устранить эти ошибки. Уже находясь в Лос-Анжелесе, я продолжал высылать ему материал. Мы нашли с ним общий язык, он стал доверять мне делать работу без его комментариев. Тот ещё комплимент от человека, который выиграл премию академии.

Вопрос: Итак, микс концерта был готов, и что потом? Появились Пол, Джин и Томми, послушали материал и дали «зеленый свет»?

Марк: Они слушали готовый материал дома, в студии его нет смысла слушать. Чтобы понять, что получилось, нужно слушать в машине или на домашней аппаратуре. Я сделал копии диска для участников группы и для менеджмента. Они послушали и в один голос заявили: «Фантастика!» Но, повторюсь, дело было в том, что они уже доверяли нам и уважали. Потому что работа пошла в правильном направлении ещё на стадии подготовки к записи, потому что мы с уважением отнеслись к тому, что они задумали. Хорошо, когда желания совпадают с возможностями, но и мы сделали многое для того, чтобы желания стали возможны.

Вопрос: Мы уже говорили о важности концертных альбомов KISS. Как ты оцениваешь Symphony в сравнении с другими релизами?

Марк: Технически Alive! был лучшим из того, что могло быть записано в те времена. Но сегодня прогресс ушёл далеко вперёд. Не то, чтобы первый концертник – это древняя пластинка, которая шипит, как саундтрек к чёрно-белому фильму. Скажу так: Alive! – это великий чёрно-белый фильм, а с Symphony мы сняли цветную картину на плёнку Technicolor. Если бы у Эдисона была возможность встроить в свой фонограф функцию видео, он бы так и сделал. Понимаешь, о чём я? И мы по полной используем все последние достижения техники. Такая группа, как KISS использует все технологии: LP, CD, iTunes. Мы сделали большой объём работы, но работа была интересной и результаты удовлетворительными.

Вопрос: Получается, что ты на время попал во внутренний круг KISS. На твой взгляд, что за отношения сложились у музыкантов? Одинаково ли вкладываются в дело Пол и Джин? Может, за Полом всегда последнее слово в любом вопросе?

Марк: Нет, они – партнёры на равных. Оговорюсь, это лично моё мнение. Пол отвечает за музыкальную сторону, а Джин наблюдает за тем, как выглядит группа в целом. В этом и есть равнозначность их вклада в дело. Или наоборот, Джин вникает в музыкальные аспекты, а Пол озабочен имиджем группы. То есть существует определённый баланс, который работает на результат.

Вопрос: В самую точку! Кстати, за последние три года группа выпустила два студийных альбома. Пол решил, что сам будет контролировать процесс записи и продюсировать. В то же время Джин больше занят бизнес-проектами. Что называется, распределили обязанности.

Марк: Ага, жду-не дождусь, когда они позвонят мне и скажут: «Марк, запиши нам нормальный альбом!» (смеётся)

Вопрос: Кто знает, может и позвонят. Среди прочих ты работал с такими музыкантами, как AC/DC, Divinyls и INXS. Похоже, что сотрудничество с KISS пришлось тебе по душе. А какое место в твоей карьере занимает Symphony?

Марк: Единственный похожий проект случился со мной, когда я записывал INXS на стадионе Wembley. Я работал с Рэйем Чарльзом, с Бобом Диланом, много с кем. Но такого глобального проекта я больше не встречал. В том числе и с технической точки зрения. Когда работаешь над таким проектом, с тебя многое спросится, так и было в случае с KISS. И ты отдаёшь делу всего себя, такие уж они люди. Я был очень счастлив, когда смог сказать: «Я сделал это».

27 января, 2013.

Автор: Tim McPhate.
Перевод: Николай Пашков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: