Пути к модерну и их наследие




Понятие «modern» т.е. современное, настоящее (modernity) редко использовалось до 1980-ых годов пока не стало ясно что появляется то, что не соотносится с современностью т.е. постмодерн, под которым можно понимать новую культурную ориентацию. Модерн – целая эпоха, где в обществе, культуре и государстве доминирует модернистская ориентация на будущее (в рамках линейной концепции времени). Как же модерн стал господствующей ориентацией в мире? Это можно понять с точки зрения в искусстве, экономике и политике. Научный модерн в Западной Европе прорвался в начале XVII века (Бэкон, Декарт, открытия в области физики, в экономике – благодаря трудам Д.Милларда и А.Смита). Революция как изменение для будущего стало восприниматься таковым после великой французской революции. Модерн – победа ориентированной на будущее концепции политики как концентрации коллективных сил и возниковение новой политической культуры.

Четыре пути к модерну: 1) европейский интегрализм (борьба старого против нового), 2) модерн американского типа (создание новой нации), 3) антиколониальный модерн и 4) реактивная модернизация (см.таблицу ниже).

Нация – основной источник коллективной идентичности государства. Другой источник идентичности – религия как наднациональная идентичности. Нация также является сконструированным политическим субъектом, от имени которого утверждается право на ту или иную форму признания и самоуправления, которое не обязательно д.б. суверенным государством. Степень изменения общественного неравенства сильно варьирует от одних стран к другим. Во всех странах идет процесс снижения гендерного неравенства: от светского патриархата Наполеона (1804 год) к первой волне феминизма конца XIX-начала XX века в Европе и США; но в целом семья не утратила свою значимость в эпоху модерна. Семейное положение остается одним из главных идентичностей человека во всем мире и в наше время.


Пути: Страны и регионы: Суть: Нация: Форма правления: Влияние на религию как основы культуры премодерна: Воздействие на общественные отношения (власть, идентичность и т.д.):
1) европейский интегрализм Европа 1789 год – Великая французская революция – политический прорыв модерна в Европе; победа нового принципа политической легитимности – принципа наций; причина прорыва политического модерна в Франции – поражение в нулевой мировой войне. Центральный конфликт политической власти в XIX веке находится внутри европейской цивилизации (противостояние старого и нового); колониальные подвиги ничего уже не решают. Классическая европейская нация определяется 1) особой историей и 2) культурой и языком как ядром нации. В XIX веке интеллектуалы европейских стран занимаются стандартизацией языка, изучением древней культуры своего народа. Главной задачей представительного правления в Европе эпохи модерна было основополагающее внутреннее социально-экономическое упорядочение общества. Из европейского пути выросли политические системы, характеризующиеся четко прочерченными линиями социальных расколов. Традиционная власть сильно ослабела или проиграла при прямом столкновении с модерном; пришедшие ей на смену общественно-идеологические течения – коммунизм и либерализм – европейского происхождения. Но в самых развитых странах представительское правление сложилась не сразу. Протестанты и католики были основой антимодернистских движений. В итоге, Европа стала самой секуляризованной частью мира. В Европе была упразднена наследственные привелегии аристократии и духовенства; происходило замещение сословий гражданством; также на протяжении XIX-XX века происходило выравнивание налоговой системы; в итоге, Европа обладает наименьшим уровнем неравенства.
2) модерн американского типа США, Латинская Америка, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Сингапур Американская нация – первая нация, изначально основанная на идее модерна и не имевшего премодернового бекграунда; в отличие от Европы, их враги были не внутри страны, а в метрополиях или местных индейцах (не всегда); за США последовали страны Латинской Америки и ряд переселенческих колоний Великобритании (Австралия, Новая Зеландия). Также, примерами служат Израиль и Сингапур. Нация американского типа – нация как клуб, куда принимаются все новые граждане; история нации только начинается и старая история ее элементов мало важна. В США существует разрыв между политической риторикой и политической практикой (всеобщее равенство при сохранении рабства). До 1960-70-ых годов. В Латинской Америке – долгосрочное существование образовательного ценза, отсекавшего большинство людей от участия в выборах; однако именно здесь большее влияние получили идеи модерна – либерализм или социализм, а традиционные установки быстро сошли на нет. В отличии от Европы, в Северной Америке христианские реформаторы-либералы и социалисты были частью модерна; в Южной Америке было строго разделение между модерном-секуляризмом и антимодерном-клерикализмом. Как и в Европе, церковь становилась лидером национального сопротивления; в XVIII века церковь чаще выступала на стороне местного населения, чем проколониальная администрация. Также, в Латинской Америке сохраняется высокий уровень религиозности населения при более низкой религиозности элит. В Северной и Южной Америке равенство провозглашалось, но не соблюдалось; разрыв между бедными и богатыми здесь больше, чем в Европе.
3) антиколониальный модерн Африка и Азия Модерн был привнесен в Африку и Азию на европейских штыках и в основном был ограничен небольшой группой колонистов за исключением миссионеров; постепенно, появление в колониях промышленного производства привело к включению меньшинства (в основном – местных элит) в сферу элит колонизаторов; развитие образования и здравоохранения ускорило этот процесс; позже, именно модернизированная верхушка возглавит движение за независимость этих стран. Путь к модерну шел через антиколониальные восстания т.к. колониальная администрация удерживала колонии и полуколонии от полной модернизации; Неудачный пример строительства постколониального общества без носителей модерна – Гаити; свергнув колонизаторов, она сохранила премодернские отношения (в т.ч. культуру рабства) т.е. с XIX века в Америке, Африке и Азии происходит антиколониальный модернизм колонизированной верхушкис ярко выраженным антилиберальным окрасом. Следовательно, элиты обращались к другому варианту модерна – социалистическому пути развития. Нации антиколониальной модернизации создавались исходя из границ, оставшихся в наследие от метрополией (Африка) или в результате передела границ (Британская Индия). Новая нация определяется не историей, языком или культурой, а границами. В нацию могут входить множество этнорелигиозных групп на территории страны. В массовой политике проявляется национализм, происходит разделение культуры на массовую и элитарную. Наиболее такой разрыв проявляется в столице. В бывших колониях сохраняются традиционная власть и ритуалы. Язык колонизаторов становится lingua franca между многочисленными этническими группами. В колониях Африки и Азии представительство туземцам сразу (в Великобритании или Франции) либо отклонялось (ЮАР). Так, независимость африканских стран стала не результатом народных референдумов, а политической сделкой; через избирательный процесс пришли туземные политические элиты. В постколониальной политике представительство народа было, как правило, незначительным; элиты и конфликты были связаны с этнорелигиозными и языковыми особенности. В колониальной зоне миссионерские религии – христианство и ислам (в меньшей степени) стали проводниками модерна; многие лидеры антиколониального движения были выпускниками миссионерских школ; также, от модернизации выиграли и другие религии – буддизм, индуизм и ислам т.к. они были важным элементом создания местных наций; как и до модерна, эти религии остались подчинены светской нации. Эти страны не стали секуляризированными. В бывших колониях разделение между колонизаторами и туземцами сохранилось, только на место колонизаторов встали политические элиты (строгое социокультурное разделение на элит и население); в ряде стран (например, Индия) при обретении независимости это неравенство пытались снизить с помощью земельной реформы и экономической поддержки самых бедных.
4) реактивная модернизация Япония, Корея, страны Персидского залива, Иран, Турция Модерн как упреждающая реакция национальных элит на внешние вызовы, которые начинаются с военно-технической модернизацией, а затем переносятся в социально-экономическую плоскость; часто, такая совершение реактивной модернизации требует резкой смены власти (Оттоманская империя, Корея, империя Цин, Сиам, Аббисиния); де-факто, наиболее успешный и завершенный проект реактивной модернизации был у Японии; успех Японии по мнению Й.Тернборна: 1) в большем упоре модернизации на экономику и образование, чем на технологии; 2) отсутствие серьезных антимодернизационных сил в стране на момент модернизации и модернизация самих элит (эпоха Мэйдзи); 3) отсутствие сильного духовенства как главного противника модерна. Другой пример реактивной модернизации – страны Персидского залива, которые смогли сохранить свои традиционные институты благодаря богатствам своих недр. Иногда резкая, революционная по характеру модернизацияспотыкается об социальную ткань, оказывая на нее разрушительное, а не трансформирующее-связывающее воздействие, она способствует воспроизведению практик премодерна на периферии и сельской местности (СССР, Турция, Афганистан и др.). Нация соответствует административным границам страны;задача властей заключается не в образовании новой нации как в случае американского или антиколониального типа, а в преобразовании царства в нацию; часто это связано с культом правителя при этом проблемы языка и культуры не стоят на первом плане (что отличает нации реактивной модернизации от наций европейского типа). Страны реактивной модернизации создали представительные органы и приняли конституции наподобие стран-лидеров развития, однако реальная демократия пришла в них не сразу; для них были характерны авторитарные режимы, где реальное инакомыслие подавлялось, а разнообразие было ширмой. Лозунги о свободе были не более чем декорацией; такое развитие связано с тем, что страны реактивной модернизации ставили задачу сохранить традиционную власть в новых условиях (консервативный национализм). Реактивная модернизация никогда не выступала против религии, а наоборот укрепила институты традиционных азиатских и африканских верований (элита и религия дополняли друг друга). Исключением является Турция, где элиты не сохранили религиозность, но она сохранилась в низах. Для стран реактивной модернизации равенство есть равенство между нациями; однако, консервативная модернизация не привела к европейскому уровню неравенства в Северо-Восточной Азии.

 

Пятый вариант модернизации представляет из себя гибридные пути модернизации т.е. страны, выбравшие два или более путей модернизации. Примерами стран с гибридной модернизацией могут служить Россия, Китай, Египет, Малайзия. Страны гибридной модернизации никогда не были колониями полностью, но и никогда не были лидерами модерна.

Большевистский модернизм как альтернативный модернистский проект; до них, в России осуществлялись попытки выборочной реактивной модернизации; но и при Сталине в СССР сохранилось большое количество элементов премодерна; С 1990-ых годов Россия вернулась на путь капиталистического модерна, но по прежнему сохранила элементы премодерна (например, высокая роль православия в жизни общества). Россия – страна незавершенной модернизации реактивного образца? Россия – сочетание реактивной модернизации (создание СССР) + американского типа (создание нового советского народа)?

Для Китая характерно сочетание реактивной и антиколониальной модернизации; попытки модернизации были и при императорах и позднее, но они прерывались из-за внутренних конфликтов и слабости центральной власти, неспособной проводить модернизацию; экономика попала под управление иностранных держав и проведение самостоятельной политики в этой сфере было фактически невозможным. В итоге, после падения империи возобладал антиколониальный модернизм (Гоминьдан), при этом СССР и Гоминьдан сближались на почве антилиберальных и антиевропейских настроений. Постепенно, по мере фомирования рабочего класса, начал набирать популярность модерн социалистического типа; однако, когда к власти пришли КПК, они повторили ошибку резкой модернизации: целясь в патриархальные отношения, они воспроизвели их. И у Сталина, и у Мао был премодернский культ личности. С 1970-ых годов Китай реализует путь национальной и реактивной модернизации («модерн с китайской спецификой».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: