Введение
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А, В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно» сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев руку детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на некоторых занятиях без речевого сопровождения.
Однако, учитывая важность проблемы, а также большую загруженность логопедов, мы в своем эксперименте попробовали возложить эту работу на воспитателей. Сначала они занимались с детьми индивидуально, в свободное от занятий время. Но такая эпизодическая учебная деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя.
Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика, на наш взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
|
Однако традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Это вызвало необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал наш опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
В течение трех лет проводили обучающий эксперимент на базе яслей-сада № 582 г. Москвы в двух логопедических группах и таком же количестве контрольных групп. Были поставлены следующие задачи:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп.
Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Известно, что длительность физкультпаузы на одном занятии составляет 2—3 минуты. Мы проводили наши физкультминутки на каждом из трех занятий воспитателя. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для ребенка 6—9 минут в день. Физкультминутки проводились примерно в середине занятий. Дети при этом стояли около своих стульчиков и вместе с воспитателем проговаривали стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук.
|
Мы стремились составить текст так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. В начале эксперимента у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп даже самых легких упражнений замедлен.
Уже к концу 4-го месяца дети, с которыми проводились физкультминутки для развития тонких движений пальцев рук, овладели самыми сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным их достижением по сравнению с детьми контрольных групп. В логопедических группах, где шел эксперимент, дети быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при обучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв; они заметно лучше своих сверстников из контрольных групп справлялись с программными требованиями по изобразительной деятельности.
В ходе наших физкультминуток детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т. п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Мы с удовольствием отмечали и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. По нашему предположению, такой подход позволяет:
|
Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Совершенствовать внимание и память — психические процессы, тесно связанные с речью.
Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
Приведем примеры некоторых физкультминуток, используемых нами для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи. (Все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.)
В начале обучения проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнение сопровождается чтением стихов. (Все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.)
Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. | (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»). (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев). (руки вниз, встряхнуть кистями). |
В гости»
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому («дом»): Указательный и средний, Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя. | (выставляются вверх большие пальцы обеих рук). (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно). (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы). (кулаки стучат друг о друга). (ритмичное сжимание пальцев в кулаки). |
Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Это уже более сложные движения.
Домик»
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. | (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого). (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно). (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца). (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно). |
Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, мы проводили, не поднимая детей со стульчиков.
Такие упражнения полезно сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.
Прогулка»
(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять, А вторые — догонять, Третьи пальчики — бегом, А четвертые—пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. | (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу). (ритмичные движения по столу указательных пальцев). (движение средних пальцев в быстром темпе). (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола). (ритмичное касание поверхности стола мизинцами). (стук кулаками по поверхности стола). |
Человечки»
Побежали вдоль реки Дети наперегонки. | (движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю). (Повторить несколько раз.) |
Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия:
Засолка капусты»
Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. | (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх). (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя). (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки). |
Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними. Например:
Замок»
На двери висит замок, Кто открыть его бы смог? Потянули, Покрутили, Постучали И — открыли! | (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»). (повторение движений). (пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону). (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе). (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга). (пальцы расцепить, ладони в стороны). |
Дом и ворота»
На поляне дом стоит Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. | («дом»). («ворота»). (ладони разворачиваются параллельно друг другу), («дом»). |
В домике»
Стол стоит на толстой ножке, Рядом стульчик у окошка, Два бочонка под столом. Вот такой я видел дом. | («стол»). («стул»). («бочонки» обеими руками). («дом»). |
Некоторые упражнения связаны с изображением растений:
Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки. | («цветок с закрытыми лепестками»). (развести пальцы рук). (ритмичные движения пальцами вместе и врозь). («корни»). |
Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:
Зайцы»
Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка второй. | («зайчик» правой рукой). («дерево» правой рукой). («дерево» левой рукой). («зайчик» левой рукой). |
Козы»
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. К ней другая спешит, Колокольчиком звенит. | («коза» правой рукой). («коза» левой рукой). ( «колоколь чик»). |
Птички»
Птички полетели, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали. | («птички»). (махи ладонями с широко расставленными пальцами). («деревья»). («птички»). |
Кошка и собаки»
Вышла кошечка вперед, К нам идет, хвостом играет, Ей навстречу из ворот Две собаки выбегают. | («кошка» правой рукой). (левой ладонью машем у основания правой кисти). («ворота»). («собаки» обеими руками). |
Улитка»
Две улитки на дорожке, Вверх торчат смешные рожки. | («улитки» обеими руками). |
Мостик»
Над бурливою рекой Мост построим мы такой: Люди по нему пройдут И лошадок поведут. | (пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения). («мост»). («человечек» идет). («лошадь»). |
Лягушка»
Две лягушки на дорожке, И у них озябли ножки. | («лягушки» обеими руками). |
Щука»
В пруд купаться не пойду — Щука плавает в пруду. | («щука»). |
Мышь»
Тихо в доме, Спит малыш. Под полом скребется мышь. | («дом»). («мышь»). |
В заключение отметим, что опыт проведения этих и подобных им физкультминуток на занятиях воспитателей оказался весьма положительным и в общих группах.
Физминутки для развития пальцевой моторики.
Курица, петух и лебедь».
Петушок зерно клюет, Курица к нему идёт. Лебедь, стоя за малиной, Машет шеей лебединой. | («петух» левой рукой). («корица» правой рукой). («лебедь» левой рукой). |
Щука, коза и лягушка».
Щука может обитать в пруду, А козу пасут на берегу Лишь лягушке хорошо везде: На земле, в болоте и воде. | («щука» левой рукой). («коза»). («лягушка»). (несогласованные движенья пальцами обеих рук) |
Деревья»
Друг от друга деревья росли далеко, Человеку пройти этот путь нелегко, Только корни двух елей однажды сплелись, Будто дерева два навсегда обнялись. | («деревья» обеими руками). («человечек» левой рукой). («корни»). («деревья»). |
Пёс и лошадь»
Бежала лошадь по дороге, Ей пес дворовый прыгнул в ноги, Залаял громко пёс пугливый, А лошадь лишь тряхнула гривой! | («лошадь»). («собака»). («собака», «открывающая пасть»). («лошадь», двигающая «головой»). |