X. Ответ на 1-й вопрос учебника.




Конспект

Открытого урока

По чтению

 

 

Проведённого

В 3 «Б» классе

Чучковской средней общеобразовательной школы

Учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.

Г.

 

Тема. А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

 

Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.

 

Задачи. 1. Учить работать с текстом.

2. Формировать умение подробного пересказа описания.

3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания

весенней природы.

4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.

 

Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;

детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

- Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина

Прошли дожди, апрель желтеет.

Всю ночь туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

- Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)

- А у меня появилось желание проверить домашнее задание.

(3 человека)

III. Речевая разминка.

1. - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».

- Как вы думаете, почему?

- Да, весна удивительное время года.

2. Мгновенное чтение

апрельский весны

скворец гонец

а) быстро прочитывают;

б) называют слова по порядку;

в) объясняют смысл пословицы

Апрельский скворец – весны гонец.

г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:

- с гневом

- с радостью

д) Назовите приметы весны.

е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»

Трещит весна по рекам.

В лесах и на полях,

Гуляет влажный ветер

По кронам на дубах.

Звенит капелью, светится

И манит на простор,

Ожил, развеселился

Огромный старый бор.

Летит на птичьих крыльях

И с каждым тёплым днём

Струится, серебрится,

Поёт в снегах ручьём.

IY. Сообщение темы урока.

- Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.

Y. Работа с произведением А. Толстого.

а) До чтения.

- Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.

- Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?

б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.

Вопросы после чтения:

- Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего

утра)

- Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)

- Какие картины представили, читая отрывок из повести?

- Каких знакомых героев встретили?

- Какие чувства они испытывают с приходом весны?

в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.

1 абзац

- Что увидели?

- Какие запахи почувствовали?

- Как это-«стонали куры»?

2 абзац

- Как вы понимаете «зелёными кочетками»?

- Какую птицу захотелось услышать?

3 абзац

- Почему скворцов автор называет пересмешниками? (Смешивают голоса разных птиц)

4 абзац

- То ли вам слышится в куковании кукушки?

- Какой эта птица представляется автору?

5 абзац

- Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?

6 абзац

- Какие звуки и запахи разбудили Никиту?

- Какое настроение было у мальчика? Почему?

YI. Физкультминутка.

YII. Вопросы после чтения.

- Какое настроение у вас вызывает наступление весны?

- Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?

YIII. Рассказ о писателе.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»

Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.

Я думаю, что теперь вы будете читать отрывки из повести с большим интересом и вам захочется прочитать повесть «Детство Никиты» целиком.

IX. Самостоятельная работа в парах.

- Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.

X. Ответ на 1-й вопрос учебника.

- О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)

XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)

XII. Итог урока.

- В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)

- Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?

Выставляю оценки за работу на уроке.

XIII. Домашнее задание.

Прочитать страницы 196-197 и подробно пересказать об одной из птиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: