ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический институт
Кафедра технологии машиностроения
Билет № 7
Методические указания к экзаменационным работам составлены доц. Сандгартен И.Л. и обсуждены на заседании кафедры «Технология машиностроения» политехнического университета
протокол №1 от "30" августа2019 г.
Зав. кафедрой ________________________ А.А. Маликов
Билет №7
1) В чем заключается дифференционный метод?
2) Сущность смешанного метода.
В чем заключается дифференционный метод?
Дифференциальный метод — метод оценки качества продукции, основанный на использовании единичных показателей ее качества. Оценка уровня качества дифференциальным методом заключается в сопоставлении единичных показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими показателями базового образца или базовыми показателями, выбранными из других источников. При таком сопоставлении можно установить: достигнут ли уровень качества базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, по каким показателям он ниже базового уровня, какие показатели имеют наибольшие отклонения от соответствующих базовых.
Дифференциальный метод может быть применен в тех случаях, когда все оцениваемые показатели качества товара будут больше (меньше) или равны базовым показателям.
Оценка уровня качества этим методом сводится к определению относительных показателей.
Рассчитывают относительные показатели по формулам:
;
;
,
где qi — относительный показатель i-го свойства;
Рi — фактический показатель i-го свойства;
Piб — базовый показатель i-го свойства;
Рiпр и Рiпрб — предельные значения фактического и базового показателей.
Из приведенных формул выбирают ту, при которой увеличение относительного показателя соответствует повышению качества оцениваемого изделия.
Если окажется, что все относительные показатели будут больше или равны единице, то уровень качества оцениваемого изделия будет выше или равен базовому уровню. Если все относительные показатели будут меньше единицы, то уровень качества оцениваемого изделия будет ниже базового уровня. Если часть относительных показателей будет больше единицы, а часть — меньше единицы, то следует применить другие методы оценки, так как в этом случае дифференциальным методом установить уровень качества в целом нельзя.
Области применения дифференциального метода ограничены, так как результат оценки выражается только в сравнительной форме («выше — ниже», «лучше — хуже») и суждение о качестве товара в целом можно иметь лишь в том случае, если все относительные показатели или больше, или меньше базовых показателей. Недостатками этого метода, помимо ограниченности сферы применения, являются также отсутствие единого обобщающего показателя качества, неприменение коэффициентов весомости показателей качества при оценке. Этим методом невозможно сопоставить и оценить разнотипные изделия, выполняющие однородные функции. Однако по результатам оценки этим методом можно сделать анализ качества изделия по отдельным конкретным свойствам и количественно установить величину расхождений между отдельными показателями качества оцениваемой продукции.