Предлагаю Вашему вниманию еще один замечательный текст о владыке чтеца Александра Стойчева, воспитанника 4-го курса Одесской Духовной семинарии.




Митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони) – первый Архипастырь Одесской епархии.

 

Одесса дважды входила в состав епархий, которыми управлял Митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони): в первый раз, когда он занимал Екатеринославскую кафедру (1793–1799), и во второй, когда возглавлял он Кишиневскую Митрополию. Именно владыка Гавриил отслужил водосвятный молебен при основании города и заложил первые храмы. Поэтому его по праву можно считать первым Архипастырем города.

В XIX веке в день города служилась панихида об основателях, и из Архиереев первым поминался Высокопреосвященнейший Гавриил. Румын по национальности, Митрополит Гавриил служил на территории Российской Империи. Тот факт, что иностранец занимал русскую кафедру, не должен удивлять. Российская Империя помогала единоверцам, находившимся под властью турок. Многие болгары, сербы, румыны (1) получали образование в русских духовных школах, нередко оставались при них преподавателями, а иногда назначались на русские кафедры. В XVIII веке таких примеров было немало. Вспомним, например, Архиепископа Евгения (Булгариса) (1716–1806), Архиепископа Никифора (Феотоки) (1731–1800). (1. См. книгу А. Стадницкого «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях ». Кишинев, 1891.).

Родился владыка Гавриил в 1746 году в городе Быстрице, в Трансильвании, в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи. Молдавский дворянин Григорий Бэнулеско-Бодони и его вторая супруга Анастасия родителями были будущего Святителя. Род Бэнулеско в Трансильванию переселился из Молдавии. Во Святом Крещении новорожденного назвали, как и отца, Григорием.

Родился Митрополит Гавриил в тяжелое время для своего народа, находившегося в вассальной зависимости от Турции. После того как молдавские и валашские Князья поддержали Государя Петра I во время Прутского похода 1711 года, окончившегося неудачно, турецкое правительство отдало эти Княжества на откуп фанариотам. (2) (2. Греки, живущие в стамбульском квартале Фанар).

Историк, оценивая время правления фанариотов, пишет: «Из всех несчастий, испытанных Молдавией и Валахией со времени их основания, ни одно не было для них так гибельно, как назначение в эти страны Князей-фанариотов » (3). (3. А. Стадницкий. «Гавриил Бэнулеско-Бодони, Экзарх Молдовалахийский и Митрополит Кишиневский». Кишинев, 1894. С. 10.).

Почти все государственные и церковные должности занимали греки. Национальная культура была в упадке; ненависть между единоверцами, греками и румынами дошла до того, что последние помогли туркам подавить Морейское восстание 1821 года. (4) (4. К. Скурат. «История Православных Поместных Церквей». Москва, 1994. Т. 1, и «История Православных Поместных Церквей», Изд. А. Лопухина. Москва, 1992.).

Первоначальное образование Григорий Бэнулеско получил в училище родного города, а в возрасте девяти лет на средства своего дяди-священника отправлен был в Седмиградскую школу, по окончании которой посетил Будапешт, намереваясь продолжить там обучение. Не удовлетворившись тамошним образованием, в 1771 году он поступает в Киевскую Академию, в которой проучился два года. После Киева он отправляется в Грецию для изучения греческого языка, знание которого необходимым было условием для занятия какой-либо должности в Молдавии и Валахии. В Греции Григорий обучался в двух школах: в Смирнской и Ватопедской (Афонская Академия). Вернувшись из Греции в 1776 году, Григорий преподавал в училище города Насауда, но через год он уезжает в Молдавию. Причиной отъезда послужило, вероятно, недоброжелательное отношение к румынам на территории Австро-Венгрии. В Яссах он знакомится с Митрополитом Гавриилом Калимахом, ставшим его другом и покровителем. В течение двух лет Григорий преподавал латинский язык в Ясском училище. В 1779 году при помощи своего покровителя он отправляется на острове Патмос, продолжить обучение, но сначала Григорий едет в Константинополь с рекомендательным письмом к Патриарху Софронию II (1774–1780) и там принимает постриг в Свято-Успенском монастыре с именем Гавриил, вероятно, в честь своего покровителя Митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова-Шапошникова).

Проучившись в Патмосской школе почти три года, монах Гавриил вынужден был уехать из-за начавшейся на острове эпидемии. Вернувшись в Яссы, Гавриил занял место преподавателя греческого языка в уже знакомом ему училище, которое, кстати сказать, пользовалось недоброй славой. Еще до приезда Гавриила произошел скандал, получивший широкую огласку: учитель французского языка организовал масонскую ложу, в которую входили многие ясские дворяне. О существовании масонов узнало правительство, началось расследование, учитель-француз бежал, и хотя организация перестала существовать, однако недоверие к училищу осталось. (5) (5. А. Стадницкий. С. 57-58.).

Биограф Митрополита Гавриила Авксентий Стадницкий (6) именно в этом «недоверии, вредно отражавшемся на ходе учебного дела », видит причину, побудившую Гавриила оставить училище. (7)

(6. А. Стадницкий (в иночестве Арсений) впоследствии стал Митрополитом Новгородским и был одним из трех кандидатов на Патриаршество на Поместном Соборе 1917–1918.).

(7. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 58).

Вскоре после назначения в училище монах Гавриил был рукоположен во диакона, а 1 (14) сентября 1781 года – во священника. В 1782 году иеромонах Гавриил принял приглашение Архиепископа Славянского Никифора (Феотоки) приехать в Полтаву и занять место преподавателя греческого языка в местной семинарии. В Полтаве Гавриила назначили также преподавателем философии, но уже через год он подает прошение об уходе по причине болезни. Получив увольнительную, Гавриил возвращается в Яссы, где вскоре его возводят в Архимандриты.

В 1786 году скончался благодетель Архимандрита Гавриила Митрополит Гавриил Калимах. Освободившуюся Митрополию занял Епископ Романский Леон, а Романскую кафедру должен занять был Архимандрит Гавриил, но на кафедру назначили грека – игумена Антония. Кандидатуру владыки Гавриила отвергли, «потому что в России недавно был ». (8) (8. «Херсонские епархиальные ведомости». 1881, 14. С. 364.).

Вероятно, иерархи-фанариоты в угоду турецкому правительству не хиротонисали прорусски настроенного Гавриила. Архимандрит Гавриил решает вернуться в Полтаву. На обратном пути он заезжает в гости к Епископу Глушскому Иакову и остается у него на год.

В 1787 году Россия вновь вступила в войну с Турцией. После начала военных действий Молдавский Князь Александр Маврокардато II переселился с семьей в Полтаву, за ним последовали некоторые молдавские дворяне и вместе с ними Архимандрит Гавриил. В Полтаве он становится домашним учителем Княжеских детей. Князь знакомит Гавриила с Архиепископом Полтавским Амвросием (Серебренниковым), который помог ему получить место преподавателя греческого языка в Екатеринославской семинарии. Немного спустя Архимандрита Гавриила назначили ректором этой семинарии. Однако вскоре он отказывается от преподавания греческого, рекомендуя на освободившееся место своего ученика В. Мартынова, который в своих воспоминаниях характеризует ректора Гавриила как «человека крутого нрава » (9) (9. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 66.).

Во время Русско-турецкой войны Главнокомандующий русскими войсками Светлейший Князь А. Г. Потемкин предложил на время военных действий поставить во главе духовного правления в Молдавии русского Архиерея. Святейший Синод одобрил это предложение и назначил в Молдавию Архиепископа Амвросия (Серебренникова).

Направляясь к месту назначения, владыка Амвросий взял с собой Архимандрита Гавриила, который мог быть полезным в сношениях с местным духовенством и населением. В это время умирает Митрополит Молдавский Леон, на его место избирают Архимандрита Гавриила. Русское правительство утвердило избрание, однако отложило хиротонию.

Управлять Митрополией продолжал Архиепископ Амвросий, а владыка Гавриил назначен был первым членом Ясской Консистории. Через три года 21 декабря (3 января) 1791 года Архимандрита Гавриила хиротонисали во Епископа Бендерского и Аккерманского. Профессор К. Ербичину пишет: «Епископы Аккерманские имеют преимущество пред всеми Молдавскими Епископами при избрании на Митрополию. Таким образом, предварительным назначением Архимандрита Гавриила на Епископию Аккерманскую имелось в виду канонически оправдать и согласовать с обычаями страны предполагавшееся вслед за этим назначение Гавриила Митрополитом Молдавским ». (10) (10. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 70.).

Через три дня после хиротонии подписан был Ясский мирный договор, по которому Молдавия и Валахия оставались под протекторатом Турции, а Молдавская Митрополия – в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Естественно, Архиепископ Амвросий не мог больше управлять Митрополией – ее занял Епископ Гавриил, но на кафедре он оставался недолго. Из-за того, что владыка Гавриил возведен был в Митрополиты русскими, хотя уже подписан был Ясский договор, Патриарх Константинопольский Прокопий I (1785–1789) объявил его лишенным кафедры. К тому же Турецкому султану не нравилась прорусская настроенность Молдавского Митрополита.

Вечером 29 июня (12 июля) 1792 года по распоряжению Молдавского Господаря Александра Мурузи владыка Гавриил арестован был в своей резиденции. При аресте Митрополит заявил, что его задержание незаконно, ибо он является русским подданным. Под конвоем его отправили в Константинополь, а на кафедру избрали Епископа Иакова (Стамати). Узнав об аресте, русский посол в Турции граф и кавалер Виктор Павлович Кочубей (1768–1834) немедленно потребовал освобождения Высокопреосвященнейшего. Турецкое правительство вынуждено было уступить. После освобождения Митрополиту Гавриилу в дар из Санкт-Петербурга прислали белый клобук.

Около года владыка находился на вынужденном покое, проживая в это время в посольском доме. 13 (26) октября 1792 года скончался Архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников). На освободившуюся кафедру Святейший Синод назначил Митрополита Гавриила. Шесть лет, с 1793 по 1799 год, владыка возглавлял Екатеринославскую епархию. (11) (11. Название и границы епархии неоднократно менялись. С 1775 года – Славянская и Херсонская, с 1786 года – Екатеринославская и Херсонская, с 1797 по 1803 год – Новороссийская и Днепровская, с 1803 по 1925 год – Екатеринославская и Таганрогская, с 1925 года – Днепропетровская).

Именно этот период в биографии Митрополита представляется наиболее интересным для истории.

Выше уже сказано было, что Одесса в ведении была Екатеринославского Архиерея, и что владыка Гавриил отслужил водосвятный молебен при основании нового города. Что же касается вопроса о заложении первых храмов, то мнения историков города различны. А. Скаль ковский считает, что храмы были заложены 22 августа (4 сентября) 1794 года (12), но уже в юбилейном сборнике, посвященном 100-летию города, говорится, что первые храмы – Святителя Николая и Святой Великомученицы Екатерины – заложены были только через год после основания города, до этого же службы совершались в полковой церкви. (13) (12. А. Скальковский. «30-летие Одессы». Одесса, 1824. 13. «Одесса. 1794–1894. Юбилейный сборник». Одесса, 1895.).

Также с именем Митрополита Гавриила связано основание Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. Это произошло, когда владыка занимал Кишиневскую кафедру.

В 1798 году скончался Киевский Митрополит Иерофей. На освободившуюся древнюю кафедру назначили Митрополита Гавриила. Немного спустя он становится членом Святейшего Синода. Мнения о том, когда именно владыка Гавриил вошел в состав Синода, тоже различны. Уже упоминавшийся А. Стадницкий пишет: «В начале Царствования Александра Благоговейного именным Указом на имя Святейшего Синода от 7 апреля 1801 г. Митрополит Гавриил назначен был членом Святейшего Синода и пожалован орденом Святого Апостола Андрея Первозванного ». (14) (14. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 80.).

Историк И. Смолич, характеризуя время правления Государя Императора Павла, пишет: «Ему (Императору Павлу прим. А. Р.) нравилось, назначив Епископа членом Синода, не допускать его, фактически, до участия в работе последнего, как он, например, поступил с Митрополитом Киевским Гавриилом (Баэнулеско-Бодони) ». (15) (15. И. Смолич. «История Русской Церкви». Москва, 1996. Ч. 1. С. 207.).

Как видно из приведенного текста, Митрополит Гавриил членом был Святейшего Синода уже при Государе Императоре Павле I. Митрополит Сергий II (Петров) (1924–1990) также датой назначения владыки членом Синода считает 1800 года, т. е. время правления Государя Императора Павла I. (16) (16. Сергий (Петров), Митрополит. «Описание монастырей, семинарии и храмов Херсоно-Одесской епархии». Одесса, 1970.).

Поэтому вероятнее предположить, что Митрополит Гавриил стал членом Синода не при Александре I, а при его Августейшем отце Государе Императоре Павле I. Хотя Митрополиты Киевские постоянными членами Синода становятся после 1819 года, маловероятно, чтобы такой заслуженный Архиерей, как Митрополит Гавриил, занимал два года столь значительную кафедру и не был включен в состав Святейшего Синода.

Всего четыре года Митрополит Гавриил занимал Киевскую кафедру. 21 августа (4 сентября) 1809 года он подал в Святейший Синод прошение об освобождении его от управления епархией. Святейший Синод просьбу удовлетворил и отправил владыку на покой с дозволением, по его просьбе, жить в городе Одессе. В Одессе Митрополит приобрел домик на том месте, где впоследствии будет Архиерейский дом. (17) Через год владыка переселился в Дубоссары (17. Архиерейский дом находился на улице Софиевской рядом с домом Потоцких, ныне Художественный музей.).

В 1806 году началась очередная Русско-турецкая война. Русские войска заняли Молдавию. Молдавский Господарь Мурузи бежал в Стамбул, а Митрополит Вениамин (Костоки) пожелал отправиться на покой. На освободившуюся кафедру Святейший Синод назначил Митрополита Гавриила, проживающего на покое в Дубоссарах. Заняв кафедру, владыка первым делом начал объезд Митрополии. То, что он увидел, его неприятно поразило: большое количество духовенства не закреплено ни за каким приходом (следствие симонии), малограмотность клира, на одном приходе были обнаружены истлевшие Святые Дары (!), некоторые Епископы не бывали в своих епархиях месяцами. Так, например, Епископ Римницкий Нектарий проживал в Бухаресте, а епархией, по его благословению, управляли благочинные. Начались преобразования. Сначала Митрополит Гаври ил решил реорганизовать в Свято-Преображенском Сокольском монастыре семинарию. На должность ректора пригласили Одесского клирика протоиерея Петра Куницкого, друга Высокопреосвященнейшего Гавриила. Реформы, проведенные Митрополитом, поддерживались многими, но были и противники.

Митрополит Валахийский Досифей, находившийся в административном подчинении Митрополита Гавриила, не выполнял распоряжения последнего. Кончилось тем, что Митрополит Гавриил написал Святейшему Синоду прошение об увольнении Митрополита Досифея от управления епархией. Прошение удовлетворили. Далее владыка решил прекратить произвол, творящийся в так называемых преклонных монастырях, игуменами которых чаще всего были фанариоты. Преклонные монастыри находились в подчинении некоторых обителей на Востоке. Все дары, приношения, жертвуемые в преклонный монастырь, шли не на благоустройство обители, а на Восток. Таким образом, многие монастыри пришли в упадок. Митрополит Гавриил добился, чтобы преклонные монастыри находились в ведении епархиального архиерея.

К сожалению, благоразумные реформы Митрополита вскоре были прерваны: в 1812 году подписан был мирный договор с Турцией, по которому часть Молдавии оставалась в Османской империи, а Бесарабия присоединялась к России. Из вновь присоединенных земель была образована новая епархия с кафедрой в Кишиневе. В состав Кишиневской епархии вошли также Тирасполь, Очаков и Одесса. Митрополиту, участвовавшему в основании Одессы, суждено основать было в городе и первый монастырь.

Еще будучи на покое в Одессе, владыка познакомился с помещиком А. Теутулом, который в 1813 году передал свои земли Кишиневской епархии. Причина, побудившая его сделать это, известна. Решено было на подаренных землях строить Митрополичье подворье, «ибо епархиальный Архиерей Кишиневский должен иметь подворье при таком городе, как Одесса » (18) (18. Сергий (Петров), Митр. Указ. соч. С. 47.).

Начавшееся строительство в 1820 году из-за финансовых затруднений было приостановлено, и в этом же году было решено строить вместо подворья монастырь, но возглавить строительство суждено было уже преемнику владыки Епископу Димитрию (Сулиме) (1772–1844). Также Святитель открыл Кишиневскую семинарию. Заслуживает внимания тот факт, что Митрополит Гавриил добился от властей отмены ярмарок в воскресные и праздничные дни.

Как раз в это время действовало Библейское общество. Член общества знаменитый Князь и кавалер А. Н. Голицын просил Митрополита способствовать изданию Молдавской Библии. Изданные в Санкт-Петербурге листы присылались по почте владыке, он их проверял и вносил, если необходимость была, поправки, потом отсылал обратно в столицу. Понятно, что такая система была крайне неудобной и задерживала издание Священного Писания. Владыка решил отправить в столицу знатока русского и молдавского языков Архимандрита Варлаама, чтобы правку производить на месте. Такое решение способствовало быстрейшему изданию Священного Писания.

Говоря о деяниях Митрополита, нельзя не упомянуть о связях его с Нямецким монастырем, который со времени Святого старца Паисия Величковского (скончался в 1794) стал центром исихастской традиции. Преподобный Паисий собирал и переводил на славянский творения Святых отцов. Многие ученики старца продолжили его дело, потому, когда стал вопрос об открытии в Кишиневе типографии, Митрополит Гавриил благословил возглавить ее нямецкого монаха Игнатия.

В 1818 году Государь Император Александр I Павлович посетил Кишинев. Во время визита Государь встречался с владыкой и «в самых лестных выражениях благодарил его за благоуспешное сооружение Митрополии » (19). (19. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 370.).

Долгая жизнь Митрополита близилась к концу. Он завещал похоронить его в Каприановском монастыре, который владыка очень любил.

30 марта (12 апреля) 1821 года Высокопреосвященнейший Гавриил скончался. Погребение совершил Епископ Димитрий (Сулима), надгробные речи произносили протоиерей Петр Куницкий, ректор Кишиневской семинарии Архимандрит Ириней и Епископ Димитрий.

Эпитафия на гробнице владыки оканчивается словами: «Имя его будет жить в роды. Премудрость его поведят людие и похвалу его исповесть Церковь

"Попрать присягу считаю за грех".

Митрополит Гавриил (в миру Григорий Григорьевич Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в г. Бистрица (Трансильвания) и происходил из уважаемой молдавской семьи с богатой, древней родословной. Отец его был дворянином.

Первоначальное образование Григорий получил в Бистрицком училище, затем в Седмиградской школе. В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где постигал богословские науки.

Затем он отправляется в Молдавию, чтобы послужить своему народу, но, чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был господствующим в то время, Григорий уезжает в Грецию. Здесь он находится три года, посещая лекции в высших греческих школах.

По возвращении он был определен учителем в город Носауде. Потом переезжает в Яссы, где занимает должность учителя латинского языка в княжеском училище. Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. Там он принимает монашеский постриг с именем Гавриила и поступает в училище на острове Патмос, где доводит до совершенства свой греческий, а также французский языки.

В 1781 году митрополит Гавриил (Калимах) рукоположил инока Гавриила во иеродиакона, затем - во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго. По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.

Через год иеромонах Гавриил снова уезжает в Яссы. Митрополит Гавриил (Калимах) возводит его в сан архимандрита. Его кандидатура выдвигается на епископскую кафедру города Роман. Но это предложение не было принято.

В 1787 году архимандрит Гавриил переезжает в Россию. Он обращается к епископу Екатеринославскому Амвросию с просьбой предоставить ему любую должность в семинарии. По разрешению Священного Синода епископ Амвросий предоставил архимандриту Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка. В 1791 года архимандрит Гавриил был рукоположен в сан епископа Бендерского и Белградского, викария Молдо-Влахийской митрополии.

В 1792 году, по заключенному между Турцией и Россией соглашению, Молдавия и Валахия должны были подчиниться в церковном отношении Константинопольскому патриархату. Епископ Гавриил был возведен в сан митрополита Молдо-Влахийского. Но это служение продолжалось недолго. Новые власти пытались низложить иерарха, поставленного не Константинополем по согласованию с султаном, а Санкт-Петербургом.

19 июня за отказ отречься от Молдо-Влахийской кафедры, по приказу султана, митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Стамбул, где находился в течение четырех месяцев. Константинопольский патриарх Прокопий заочно лишил его кафедры и предал анафеме. Находясь под стражей, владыка подвергся угрозам и оскорблениям. Его пытались склонить к переходу под юрисдикцию Константинополя, обещая епархию в Румынии. Митрополит ответил: "Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы на несколько лет прожить дольше, считаю за грех".

По требованию Екатерины II, он был освобожден и доставлен в Россию. Из Петербурга ему были присланы драгоценный крест, украшенный камнями, и белый клобук. Патриарх, с уважением признавший непоколебимую твердость его духа, оказал ему великие почести.

В мае 1793 года Гавриил назначен Екатеринославским и Херсоно-Таврическим митрополитом. Через пять лет, в связи с переименованием Екатеринославля в Новороссийск, он стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским митрополитом. В этот период архипастырь заботился о строительстве новых храмов, о благоустройстве семинарии, о повышении умственного и нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа иноческой жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.

Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание города Одессы (по его благословению) и закладка в новом городе четырех церквей. В сентябре 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру, а через два года определен членом Священного Синода. Император Александр I пишет ему: "Узнав о попечении, которое вы простираете к сохранению порядка и благоустройства во вверенной вам первопрестольной епархии, признаю за благо возложить на вас орден св. апостола Андрея Первозванного".

Киевской митрополией владыка Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем, согласно его прошению, ушел на покой с местопребыванием в Одессе. Одесский период жизни выдающегося иерарха тоже ознаменован крупными событиями: основанием мужского Свято-Успенского монастыря, устройством маяка для приходящих в порт кораблей, оживлением в разноплеменном городе православной духовности.

В 1805 году из Одессы митрополит переехал в Дубоссары, где провел еще четыре года на покое. В 1808 году он вновь назначается членом Священного Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссы. Видя несовершенство и неустройство жизни во вверенной ему митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения - местным властям не вмешиваться в дела церковного управления. Одной из важных забот митрополита было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Священного Синода все монастыри были подчинены экзархату, и он занялся наведением в них законных порядков.

Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в С.-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание. Он изложил Священному Синоду все нужды Молдо-Влахийской Церкви, внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство его предложений были приняты.

Но осуществить их не удалось, так как по мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в мае 1812 года, Молдавия и Валахия отошли к Турции, а Бессарабия присоединилась к России. Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии. Эта епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской. Ей был присвоен титул митрополии и экзархии.

Со свойственной ему энергией митрополит Гавриил принялся за строительство церквей, дома Митрополии и здания семинарии. Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами. Одновременно занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства.

Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году при семинарии был открыт "благородный пансион", который заменял областную гимназию. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви рассылались краткие катехизические поучения для чтения в воскресные и праздничные дни. Священники, окончившие семинарию, должны были произносить также проповеди собственного сочинения.

Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, вел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, имевших место среди духовенства. Решительно выступил он за то, чтобы в воскресные дни были запрещены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий для религиозно-нравственного просвещения бессарабской паствы.

По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги для богослужений, а также для наставления духовенства и всех православных. За семь с половиной лет управления епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов, все намеченные им планы к благоустройству паствы, несмотря на препятствия, исполнялись.

На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию (Сулима). Сам же Гавриил начал готовиться к отошествию в другой мир. Он поспешил закончить в Кэприанском монастыре постройку храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, лично присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.

26 марта 1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а 30 марта (12 апреля), в 8 часов утра, скончался. Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Кэприанском монастыре. На каменной надмогильной плите высечена эпитафия, заканчивающаяся словами:


"Имя его будет жить в роды,

Мудрость поведят люди,

Похвалу его исповесть церковь."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: