Говард Ф.Лавкрафт, Огэст Дерлет. Слуховое окно




В дом моего кузена Уилбера Эйкели я приехал менее через месяц после егопреждевременной кончины. Жизнь в уединении, среди холмов Эйлсбери Пайка,меня нисколько не привлекала, но тем не менее я проникся твердойуверенностью, что жилище любимого кузена должно перейти ко мне понаследству. Как и все поместье Уартона, дом в течение нескольких лет стоялзаброшенным с тех пор, как внук построившего его фермера переселился наморское побережье около Кингстона. Кузен купил дом у поверенного в делахнаследника Уартона, чтобы навсегда поселиться в этом уединенном, печальном иопустошенном месте. Когда-то Уилбер был студентом факультета археологии и антропологии.Сразу после окончания Мискатонского университета он пустился в многолетниестранствия - провел три года в Монголии, Тибете и провинции Цнн-Ции, потомприблизительно столько же времени путешествовал по Южной и ЦентральнойАмерике в юго-западной части Соединенных Штатов. Вернувшись, Уилбер получилпредложение стать преподавателем Мискатонского университета. Однако понеизвестным причинам кузен отклонил это лестное предложение. Тогда же онкупил старую ферму Уартона. Здесь, конечно, не было даже намека на расчет,поскольку Эйкели все делал под влиянием минутного желания. Переехав на новоеместо, кузен немедленно приступил к переделке дома, для чего снес почти всепрежние постройки, а центральной части придал такой странный облик, какогоона не видела за двадцать десятилетнй своего существования. Признаюсь, смыслвсех этих переделок до конца не был для меня ясен. Став владельцем поместья, я узнал, что изменениям не подверглась толькоокна часть дома. Уилбер полностыо перестроил фасад и одну из его сторон, а вюжной части здания соорудил себе мансарду. Первоначально дом былодноэтажным, с достаточно обширным чердачным этажом, то есть представлялсобой типичный образец сельской архитектуры Новой Англии. Частично дом былсложен из бревен, и эту часть усадьбы Унлбер сохранял без изменение, чтомогло свидетельствовать о глубоком уважении кузена к труду и мастерствупредшествующих поколений людей, владевших этим участком. Надо заметить, чтосемейство Эйкели поселилось в Америке очень давно - двести лет тому назад. Итак, в 1921 году Уилбер решил перестать бродить по свету и осесть вродных местах. Он прожил в доме около трех лет,а 16апреля 1924 году всоответствии с завещанием кузена я получил эту усадьбу в наследство. Домвстретил меня таким, каким остался после Уилбера, совершенно не похожим навсе другие постройки в этой части Новой Англии, хотя и сохранил некоторыечерты старины-выложенный из камней фундамент, стены, сложенные и збревен,квадратную трубу, возвышающуюся над очагом. Насколько я понял, все изменения должны были служить, по замыслуУилбера, созданию максимальных удобств для жилья. Однако одно нововведениепоказалось мне довольно необычным. В южной стене своего кабинета кузенустановил огромное круглое окно, в которое было вставлено странное дымчатоестекло. Уилбер сказал тогда, что это очень старинная вещь, приобретенная имво время путешествия по Азии. Один раз он пояснил, что это "стекло изЛенга", но в другой раз заметил, что оно, вероятно, из "Гиад". Однако ниодно из объяснений мнe ни о чем не говорило, потому что, честно говоря, я ненастолько интересовался причудами Уилбера, чтобы подробно расспрашивать егообо всех деталях. Вскоре, однако, я пожалел, что не сделал этого в то время, когда кузенбыл еще жив. Очень скоро я обнаружил, что Уилбер почти не пользовалсянаиболее комфортными и хорошо обставленными комнатами на первом этаже, хотяэто было бы так естественно. Все время он проводил в своем кабинете навтором этаже; именно здесь кузен хранил коллекцию трубок, любимые книги,записи, здесь стояли наиболее удобные предметы мебели, именно здесь онработал над старинными рукописями до того печального дня, когда сердечныйприступ положил конец его работе н жизни. Когда я вступил в свои права на наследство, то решил поселиться напервом этаже, потому что, если уж быть до конца откровенным, я с самогоначала почувствовал некоторую неприязнь к рабочему кабинету кузена. Всездесь живо напоминало мне о нем: кресло, в котором он любил сидеть, книга,предметы обихода. Кроме того, помещение казалось мне чужим и холодным.Какая-то сила, которую я не мог выразить словами, заставляла меня держатьсяподальше от этой комнаты, такой же таинственной и непонятной, как и еебывший хозяин, поступков которого я тоже, признаться, не понимал. Однако приступить к осуществлению переделок оказалось не так легко, какя предполагал вначале. Вскоре я убедился, что кабинет кузена как быраспространяет определенную ауру на весь дом. Это был один из тех домов,который сохранял присутствие своего бывшего владельца. И если раньше здесьощущалось явное влияние Уартонов, проживших в усадьбе достаточно долго, тотеперь дом был весь пропитан духом Уилбера Эйкели. Во мне постепенно росла довольно четкая уверенность, что я не один вдоме и что кто-то за мной наблюдает, хотя внятно объяснить это состояниебыло бы крайне затруднительно. Может быть, воображение мое разыгралось из-зауединенности места, в котором стоял усадьба, но мне стало казаться, чтолюбимая комната кузена - это живое существо, ожидающее возвращения своегохозяина, и оно не может понять, куда же Уилбер подевался. Наверное, именноиз-за этой навязчивой идеи я уделял комнате больше внимания, чем она тогозаслуживала. Однажды я вынес из нее кое-какие вещи, а также очень удобноекресло кузена. Но, как это ни странно, через некоторое время мне пришлосьвернуть их обратно в кабинет. Кресло, которое мне вначале понравилось,оказалось довольно неуклюжим, и я чувствовал себя в нем очень плохо. Потом яобнаружил, что внизу недостаточно яркий свет, н мне пришлось отнести назад вкабинет все взятые там книги. Теперь я был почти уверен, что атмосфера этой комнаты Уилбераотличается от атмосферы всех прочих помещений дома. Было очевидно, что, заисключением кухни, остальными помещениям кузен пользовался крайне редко. Онвел жизнь затворника, а если н покидал свое убежище, то только для поездок вМискатонский университет в Эркхеме и в библиотеку в Бостоне. Больше Уилберникуда не ездил и никогда не принимал гостей. Даже в тех редких случаях,когда я приезжал проведать кузена, он явно желал, чтобы я поскорее покинулего дом, хотя и был всегда очень внимателен ко мне. Поэтому мои визитыдлились не более пятнадцати минут. Честно говоря, я побаивался кабинета кузена. Меня вполне устраивалпервый этаж, и я на неопределенное время отложил все мысли о переустройстведома. Кроме того, я достаточно регулярно уезжал по своим делам, иногда дажеотсутствовал по нескольку дней подряд. Иными словами, не было никаких причиндля того, чтобы немедленно приступать к переделкам. Наконец, завещаниекузена было официально утверждено, никто не оспаривал моих прав нанаследство, и я понемногу начал осваиваться с новой ролью владельца усадьбы. Все шло хорошо, но вдруг стали происходить события, которые нарушилимой покой. Сначала я не заметил в них никакой последовательности. Насколькоя помню, первое случилось примерно через месяц после того, как я вступил вовладение домом. Оно было довольно незначительным, и мне даже в голову немогло прийти соединить его с последующими, которые начали происходитьпостоянно и имели место в течение многих недель. Итак, поздним вечером у камина, удобно устроившись в кресле в гостинойпервого этажа, я читал книгу. Вдруг мне показалось, что кошка или какое-тодругое маленькое существо скребется в дверь. Звук был настолько отчетлив,что я встал и открыл дверь в передней, потом поочередно - дверь на черныйход и даже ту дверь в самой старой части дома, которой обычно никто непользовался. Однако не обнаружил на кошки, ни каких-либо ее следов. Животноесловно растворилось в темноте. Я несколько раз окликнул его, но оно неотозвалось. Не успел я вернуться в кресло, как вновь услышал те же самыезвуки. Сколько я ни старался, но так и ве смог хотя бы увидеть это животное.Подобное повторилось раз десять, в я был доведен до такого состояния, чтоесли бы мне удалось поймать эту злосчастную кошку, я, наверное, застрелил быее. Событие было таким ординарным само по себе, что любой здравомыслящиечеловек тут же забыл бы о нем. Я предположил, что это была кошка кузена, ипоскольку она меня не знала, то испугалась и не решилась войти в дом. Ведьмогло быть и так? И я перестал об этом думать. Однако менее чем через неделюпроизошло еще одно похожее событие, но с той только разницей, что теперьхарактер звуков изменился. Это не было царапаньем небольшого животного.Кто-то более сильный пыхтел, как бы ощупывая стену дома. Казалось, чтоогромная змея или хобот слона скользят по стеклам окон и дверям дома. Однакои в этот раз я слышал только звуки, но не смог увидеть того, кому онипринадлежат. Я все слышал, но абсолютно ничего не видел. Что это было?Собака, кошка, змея? Или что-нибудь другое? Все это стало вызывать у менямрачное предчувствие. Дальше - больше: помимо уже знакомых звуков, которые могли принадлежатькошке, собаке или змее, я услышал нечто, напоминающее мне то бег копытныхживотных, то тяжелую поступь слона, то клекот птиц, бьющихся о стекло, токакое-то хрюканье. Я даже подумал, что у меня начались галлюцинации, но тутже отбросил это объяснение, потому что вся эта какофония раздавалась в любуюпогоду и в любое время дня и ночи. Но с другой стороны, если в самом делеэто были какие-нибудь животные, то независимо от их размеров я все равноуспел бы их разглядеть из окна, прежде чем они скрылись в поросших лесомхолмах, окружавших дом. Ведь сначала они должны были пробежать по почтиоткрытой местности, поросшей еще молодыми побегами тополя, березы и ясеня! Однажды вечером я открыл дверь, ведущую на второй этаж, гдерасполагался кабинет кузена, поскольку хотел немного проветрить комнатынижнего этажа. И именно тогда, когда опять услышал царапающие звуки, я,наконец, понял, что она раздаются со стороны слухового окна в кабинетеУилбера. Я тут же бросился вверх по лестнице, чтобы взглянуть на этоудивительное животное, которое умудрялось взобраться на второй этаж итребовало впустить его через слуховое окно, поскольку только через негоможно было попасть в эту комнату. Но окно оставалось закрытым, а стеклонепрозрачным, поэтому я ничего не увидел, хотя стоял близко возле него иявственно слышал, как с той стороны окна раздается царапание чьих-то когтей. Спустившись вниз и прихватив с собой мощный фонарь, я вышел в душнуюлетнюю ночь и направил луч света на ту стену дома, гае находилось слуховоеокно. Стена выглядела абсолютно голой, окно с этой стороны было почтичерным, хотя, находясь в комнате, можно было заметить, что оно излучаетмолочно-белый свет. До меня не доносилось ни единого звука. Думаю, я никогдане разрешил бы этой загадки, но судьба распорядилась иначе. Именно в это время я получил от своей престарелой тетушки в подароккота по кличке Маленький Сэм, который был моим любимым котенком еще два годаназад. Тетушке не нравилась моя решимость жить в одиночестве, и онаподумала, что Сэм составит мне неплохую компанию. Маленький Сэм к этомувремени уже перерос свое имя - теперь его следовало бы называть Большой Сэм.С тех пор, как я видел его в последний раз, он прибавил в весе несколькофунтов и превратился в достаточно свирепое рыжевато-коричневое животное. Сэмпроявлял двойственное отношение к моему дому. Временами он преспокойно спал,устроившись у камина, но иногда кота что-то страшно беспокоило, и онтребовал, чтобы я немедленно выпустил его на свежий воздух. Таинственныезвуки, о которых я рассказывал, действовали на Сэма настолько раздражающе,что казалось, будто он сходит с ума от страха н злости. В такие минуты мнеприходилось выпускать его из дома, и кот отправлялся ночевать в одну изпостроек, не тронутых Уилбером, или в лес, откуда он возвращался только нарассвете, повинуясь, чувству голода. Но в кабинет кузена Сэм не входил ниразу!

II

Честно говоря, именно поведение кота побудило меня задуматься о том,что происходит в доме. Я решил заняться разрозненными рукописями кузена,оставшимися после его смерти, и попытаться найти в них ответы на моивопросы. В самом начале поисков я наткнулся на неоконченное письмо, котороележало в ящике стола в одной из верхних комнат. Оно было адресовано мне.Уилбер, зная о своем больном сердце, изложил в письме некоторые инструкции,которые мне следовало выполнить в случае его кончины. Письмо было начатовсего за месяц до его смерти и положено неоконченным в ящик стола. Оно так ине было вынуто снова, хотя у кузена было еще достаточно времени, чтобы егодописать. "Дорогой Фред, - писал Уилбер. - Самые лучшие медицинские светилапредрекают мне близкую смерть, и поскольку я уже составил завещание, вкотором ты являешься моим единственным наследником, я хотел бы дополнитьэтот документ некоторыми последними инструкциями. Заклинаю тебя отнестись кним со всей серьезностью и выполнить их со всей тщательностью. Три вещи тыдолжен выполнить немедленно, без всяких отлагательств: 1. Все бумаги, которые хранятся в ящиках, обозначенных буквами А, Б иВ, должны быть уничтожены. 2. Все книги, стоящие на полках К, Л, М и И, я прошу передать в дарбиблиотеке Мискатонского университета в Эр-кхеме. 3. Стекло из круглого окна в моем кабинете должно быть разбито. Егонельзя просто вынуть и использовать для других целей, оно должно бытьразбито вдребезги. Поверь, ты просто обязан выполнить мою последнюю волю, в противномслучае ты станешь виновником страшного бедствия, которое может обрушиться навесь мир. Я не могу сейчас добавить ничего больше, это тема для другогоразговора, о чем я напишу тебе позже, если у меня еще будет время. Все делов том..." Но здесь, вероятно, что-то отвлекло внимание кузена, и он отложилписьмо. Что я должен был думать об этих странных инструкциях? Конечно, япрекрасно понимал, что книги должны быть переданы в библиотеку университета,поскольку они не представляли для меня никакого интереса. Но с какой стати ядолжен уничтожать его бумаги? Почему нельзя их также передать в библиотеку?А уж что касается оконного стекла, то я посчитал странное желание Уилберапросто дорогостоящим капризом, поскольку придется вставлять новое стекло,что потребует дополнительных расходов. Однако именно эта часть письмавозымела на меня совершенно неожиданный эффект: она страшно возбудила моелюбопытство, и мне нестерпимо захотелось более внимательно ознакомиться совсеми его книгами и рукописями. В тот же вечер я начал просматривать фолианты, стоящие на упомянутых вписьме полках. Интерес кузена к археологии и антропологии нашел своеотражение в отборе книг, поскольку здесь была собрана литература, содержащаясведения о культуре и обычаях народов, населявших когда-то Полинезию,острова Пасхи, Монголию, а также об истории других древних цивилизаций. Былиздесь и книги о миграциях народов, сборники легенд и мифов примитивныхкультур. Некоторые из книг, которые я должен был передать в библиотекуМискатонского университета, выглядели, как старинные манускрипты. На них небыло года издания, а внешний вид и рисунок шрифта свидетельствовали о том,что они появились еще в средневековую эпоху. Наиболее поздние издания, хотя ни одно из них не датировалось раньше1850 года, попали в собрание кузена различными путями. Часть книгпринадлежала его отцу, Генри Эйкели, проживавшему в Вермонте, который потомпереслал их сыну; на некоторых стоял штамп Национальной библиотеки Парижа,что позволяло предположить невероятное: Уилбер был способен похищать книги сполок библиотек. Здесь была литература на многих языках - немецком, французском,итальянском, латыни и, конечно, английском. Имелись также и фотокопиистаринных рукописей. Должен признаться: эти книги несколько озадачили меня,поскольку все они были посвящены, по крайней мере, те, что я просмотрел,примитивным верованиям древних народов. Конечно, я нс могу с уверенностьюговорить о трудах на латыни, немецком и французском, я почти ничего не поняли в книгах на древнеанглийском. Да у меня и не хватило бы терпения сидеть иразбираться во всем этом, потому что подобная литература представлялаинтерес только для узких специалистов. Хотя, конечно, здесь было кое-что, что могло привлечь внимание ипростого смертного, ибо в древних легендах, мифах и верованиях проглядываластарая, как мир, истина -извечная борьба между силами добра и зла. По крайней мере, так я понимаю эту проблему. И какое имеет значение,называются ли эти силы Бог и Дьявол, или древние боги и античные боги, доброи зло. А может быть, они имеют такие имена, как Ноденс (Один), Бог бездны,Единый Бог, или имена дьявольских сил, как, например, демоническое существоАзазель - вечное зло, жуткий хаос преисподней, извергающее проклятия ибурлящее в центре бесконечности; Йог-Сотот, не подчиняющийся никаким законамвремени и пространства, или Нирласотеп, посланец античных богов; ВеликийЦтулху, ожидающий своего часа, чтобы подняться из города Р'лих, спрятанногов глубинах океана; Астар, бог межзвездного пространства; Шаб-Ниггурат идругие. Если во многих странах существуют вероотступники, поклоняющиесясвоим языческим идолам, то почему так же не поступать и почитателям древнихбогов. К ним можно отнести Снежного человека, обитающего в Гималаях и другихрайонах Азии; Жителей морей, которые таятся в глубинах океана, чтобы служитьВеликому Цтулху; Шантаки, народ Тхо-Тхо и многие другие, некоторые изкоторых происходят из тех самых мест, куда были сосланы провинившиеся боги,например, Люцифер из Эдема, когда они поднялись против старых богов. Такиеместа, как скопление звезд в созвездии Тельца, именующиеся Гиады;Неизвестный Кадах, плато Ленг и погруженный в пучину вод город Р'лих. Особенно мне хотелось отметить два момента, которые доказывали, чтоУилбер очень серьезно относился ко всем легендам и мифам. Например,несколько раз повторявшееся название Гиады напомнило мне слова кузена, чтослуховое окно в его кабинете "имеет происхождение из Гиад". В другой раз онупомянул, что, вероятно, "это стекло было изготовлено в Ленге или Ленгом".По наивности я предполагал, что "Ленг" может означать фамилию какого-нибудькитайского продавца антиквариата, а о том, что такое "Гиады", вообще не вмелпредставления. У меня теперь было достаточно доказательств того, что Уилберне просто интересовался этими странными мифами. И если книги и манускриптыкосвенно подтверждали подобную оценку фактов, то записи кузена не оставлялии тени сомнения в этом. В его записях я нашел нечто, меня сильно поразившее, - здесь былнепроработанные, но тем не менее очень впечатляющие рисунки каких-тостранных, шокирующих взгляд пейзажей н. существ, которых я не мог себепредставить даже в самом кошмарном сне. Это были крылатые, похожие налетучих мышей, существа ростом с человека. Они имели огромные бесформенныетела, усеянные щупальцами, и казались на первый взгляд осьминогоподобными,ио в то же время в них чувствовался какой-то зачаток интеллекта. Этиполулюди, полуптицы с ужасными, примитивными физиономиями ходили на двухнижних конечностях, но имели несоразмерно огромные руки, а цвет их кожи былбледно-зеленым, напоминающим цвет морской воды. Я видел рисунки болееузнаваемых человеческих существ, однако с какими-то искаженными пропорциями- низкорослых и недоразвитых жителей Востока, обитающих в холодных районах,что можно было понять по их одежде, а также рисунки представителей страннойчеловеческой расы - мутантов, возникших в результате кровосмесительныхбраков, с явными признаками низкого умственного развития. Я даже не мог себе представить, что мой кузен обладает такимиталантами. Я, конечно, звал, что дядюшка Генри имел очень живое воображение,но, насколько мне известно, это свойство никогда не было присуще Уилберу.Теперь я убедился, что он очень искусно скрывал от нас свои возможности, иэто открытие меня даже порадовало. Разумеется, я не сомневался, что найденные рисунки были плодомвоображения Уилбера, поскольку ни одно живое существо не могло служитьмоделью для их создания и ни в одной книге или манускрипте, принадлежащихкузену, я не нашел ничего подобного. Подталкиваемый любопытством, я всеглубже и глубже погружался в тексты записей. Отобрав из них те, которые, какмне казалось, могли наиболее полно ответить на все мои вопросы, я разложилих в определенной последовательности, что было просто сделать, посколькукаждый документ имел определенную дату. "15 октября, 1921 год. Очертания местности стали видны более отчетливо.Что это? Ленг? Более похоже на юго-западную часть Америки. Пещеры заполненыогромными стаями летучих мышей, которые, подобно огромному темному облаку,сейчас вылетают из своего убежища, как раз перед закатом солнца, и почтиполностью закрывают его. Вокруг низкорослый кустарник, искривленные деревья.Чувствуется, что здесь часто и подолгу дуют ветры. На горизонте возвышаютсяснежные шапки гор, которые как бы окаймляют эту пустынную местность." "21 октября, 1921 год. Посредине видны четыре Шантака. Средний роствыше человеческого. Покрытые шерстью тела и крылья, как у летучих мышей, норазмах крыльев - до трех футов. Имеют клюв, как у грифа. Перелетели поближе,остановились отдохнуть на скале. Не уверен, но кажется, что на спине одногоиз Шантаков кто-то сидит." "7 ноября, 1921 год. Ночной океан. Невдалеке скалистый остров.Существа, Жители морей, и представители человеческой расы - мутанты. Первыеогромны, передвигаются, как лягушки, что-то среднее между прыжком и шагом,сгорблены, как и все примитивные существа, Другие, кажется, плывут к рифу.Вероятно, Иннсмаут? Не видно побережья, никаких признаков города, нет огней.Не видно корабля. Поднялись из глубин, позади рифа. Риф Дьявола? Дажемутантам не под силу преодолеть вплавь такое расстояние без отдыха. Можетбыть, просто побережье не видно в темноте?" "17 ноября, 1921 год. Абсолютно незнакомый пейзаж. Насколько я могусудить, это не Земля. Черное небо, несколько звезд. Скалы из порфира илипохожего на него минерала. На черном фоне глубокое озеро. Может, это Хали?Через пять минут вода покрылась рябью: что-то поднимается из глубин.Заглянул внутрь. Огромное подводное существо с щупальцами. Этоосьминогоподобное существо в десять, нет, двадцать раз больше, чемгигантский Octopus Appollyon1, живущий у западного побережья. Нестал рисковать, чтобы увидеть его морду, и разрушил звезду." "4 января, 1922 год. Абсолютно пустое пространство. Космос?Приближается планета, как будто я смотрю глазами кого - то подлетающего кнебесному телу в космическом корабле. Темное небо, вдалеке горят звезды, ноповерхность планеты постепенно приобретает более четкие очертания.Приблизившись, вижу бесплодный пейзаж. Нет никакой растительности, как натемной звезде. Толпа поклонников окружила каменную башню. Они кричат: "Йа!Шаб-Ниггурат!" "16 января, 1922 год. Подводный пейзаж. Может, Атлантида? Вряд ли.Огромная постройка, раздавленная массой воды, напоминающая храм. Гигантскиекамни, подобные камням пирамиды. Ступени, ведущие вниз, в черную бездну.Вдалеке - существа. Жители морей. Чувствуется какое-то движение в темноте,внизу, возле основания лестницы. Выползает огромное щупальце, затемпоявляются два влажных глаза, расстояние между которыми составляет несколькодесятков ярдов. Что это? Может быть, Р'лих? Напуган приближением этогосущества из глубины океана и разрушил звезду." "24 февраля, 1922 год. Знакомый пейзаж. Может, Уилбрахам? Прямо передомной - ферма, там какие-то люди. На переднем плане стоит старик, он кчему-то прислушивается. Громко поют птицы, скорее всего, козодои.Приближается женщина, в руках у нее - изображение звезды из камня. Старик впанике убегает. Очень странно. Следует присмотреться внимательней." "21 марта, 1922 год. Очень расстроен событиями сегодняшнего дня. Надобыть более осторожным. Построил звезду и произнес, как всегда, заклинание.Немедленно прямо передо мной появился огромный Шантак. Он явно почувствовалменя и двинулся вперед. Я отчетливо услышал, как стучат его когти по стеклу.Еле успел разрушить вовремя звезду." "7 апреля, 1922 год. Теперь я точно знаю, что они могут выйти наружу,если я не буду осторожным. Сегодня видел пейзаж Тибета и Снежного человека.Сделана еще одна попытка. Что же говорить об их Властелинах? Если слугипытаются преодолеть время и пространство, то что говорить о Божествах? Накакое-то время мне следует воздержаться от своего занятия. Мне страшно." И Уилбер, действительно, на время отложил свое странное занятие. Покрайней мере, об этом свидетельствовали его записи. Следующая запись,которая появилась почти через год,гласила: "7 февраля, 1923 год. Нет никаких сомнений: они явно догадываются, чтопуть открыт. Очень рискованно смотреть. Чувствуешь себя в безопасноститолько тогда, когда ландшафт пуст. Но поскольку никогда не знаешь, чтооткроется твоим глазам, то риск очень велик. Я долго колебался, но все жерешился. Построил звезду, произнес заклинание и стал ждать. Сначала виделтолько знакомый пейзаж юго-западной части Америке. Был вечер. Большоеколичество всевозможных животных - летучие мыши, бродящие по ночамкенгуровые крысы и дикие кошки. Затем из пещеры вышел Житель пустыни: грубаякожа, огромные глаза и уши, ужасное существо непропорциональноготелосложения, отдаленно напоминающее лицом коалу, с явными признакамиистощения. Он еле передвигал ноги, но явно шел в мою сторону. Вероятно,открытая дверь делает этот мир таким же видимым для них? Когда я убедился,что он идет прямо на меня, то разрушил звезду. Все исчезло, как всегда. Нопозднее я заметил, что дом полон летучих мышей! Целых двадцать семь штук!Теперь я не верю я случайное стечение обстоятельств!" Далее в течение некоторого времени Уилбер писал совершенно о другихпроблемах, не упоминая о видениях или мистической "звезде", которым он ранееуделял так много внимания. Думаю, мой бедный кузен стал жертвойгаллюцинаций, что и не мудрено, если учесть, с каким пристальным интересомон занимался изучением книг, стоящих на его полках в кабинете. Иначе какможно было объяснить его попытки придать реальность фантастическим"видениям", нашедшим отражение в прочитанных мной рукописях? Записи перемежались с вырезками из газет, в которых.говорилось оразличных необъяснимых явлениях, -это странные происшествия, появление внебе неизвестных объектов, таинственные исчезновения, то есть вес, так илииначе связанное с древними культами и тому подобным. Мне было больно думать,что Уилбер совершенно серьезно относился ко всем этим символам верыпримитивных культур и религий, верил, что и в наши дни существуютдьявольские силы, их почитатели и последователи. Именно существование всегоэтого он и пытался доказать. Казалось, что он впитал в себя все, написанноев старых книгах, которых у него было такое великое множество, и, приняв ихза правдивые истории, литературно оформленные авторами, пытался подтвердитьэто поисками доказательств, взятых в сегодняшнем времени. Честно говоря,было много удивительных совпадений между тем, что происходило в далекиевремена, и тем, что удалось обнаружить кузену, но вряд ли это можно былосчитать доказательствами. Всю литературу, в которой рассказывалось о существовании таинственныхсил, я передал в библиотеку Мискатряского университета, где было решеносоздать Коллекцию книг Эйкели. К сожалению, я не сделал ни одной копии.Впрочем, эти манускрипты не смогли помочь мне понять до конца, чем же такувлекался в своей жизни Уилбер Эйкели.

III

Я, наверное, так ничего и не узнал бы о "звезде", если бы она случайноне попалась мне на глаза. Кузен все время упоминал о "построении","разрушении", "создании" и "уничтожении" звезды, необходимого атрибута егоиллюзий, но эти упоминания ничего мне не говорили. Однажды я заметил на полуслабые линии, которые при ближайшем рассмотрении слились в очертанияпятиконечной звезды. Раньше я не замечал этого рисунка, потому что пол былзакрыт большим ковром. Но когда я упаковывал книги и рукописи кузена,предназначенные для отправки в библиотеку Мискатонского университета, томне, естественно, пришлось на время скатать ковер. Но даже тогда я не сразу понял, что эти линии имеют прямое отношение кзвезде. Упаковав книги и рукописи, я оттащил ковер подальше с серединыкомнаты - и глазам моим предстал замысловатый полустертый рисунок на полу.Звезда была украшена различными орнаментами. Теперь я понял назначениекоробки с мелками, которой я никак не мог найти объяснение, обнаружив ее вкабинете кузена. Я взял мел и принялся тщательно восстанавливать рисунокзвезды, а также все знаки, обнаруженные в ней. Было совершенно очевидно, чтоэто какие-то кабалистические знаки, а создатель звезды должен находитьсявнутри нее. Восстановив звезду по имеющимся линиям, я уселся посередине и сталждать. При этом мне не давали покоя те моменты в записях кузена, где онговорил о необходимости уничтожения звезды каждый раз, когда приближаетсяопасность. Так как я в точности повторил кабалистический ритуал, то понимал- в критическом случае я должен буду также уничтожить звезду. Однако ничегоне происходило, и только через несколько минут я вспомнил, что существуютеще и слова. Я встал, нашел записи с заклинанием, вернулся обратно, сел всередине звезды и могилъным голосом прочел заклинание. Немедленно вслед за этим произошли неожиданные события. Я сидел лицом кматовому стеклу круглого окна в кабинете кузена и поэтому видел все довольноотчетливо. Стекло вдруг стало прозрачным, и я, к своему великому изумлению,увидел залитый солнцем пейзаж, хотя на самом деле за окном было темно,поскольку часы показывали пять минут девятого и был вечер летнего дня вштате Массачусетс.. Однако я видел ландшафт, который невозможно было бынайти ни в одном из уголков Новой Англии, - безводная земля, песчаные скалы,своеобразная растительность пустыни, очень скудная, пещеры, а далеко нагоризонте покрытые снегом вершины гор, тот же пейзаж, который несколько развстречался в записях кузена. Я, как завороженный, смотрел на этот пейзаж, мозг мой был парализован.А тем временем мир за окном постепенно наполнялся живыми существами, однакартина сменялась другой: вот ползет, извиваясь, гремучая змея, в небепарит, выслеживая добычу, зоркий ястреб, я даже отчетливо видел, каксолнечные лучи отражаются от его груди, - я обнаружил ящерицу-ядозуба,тушканчика. Все это напоминало мне хорошо знакомую юго-западную частьАмерики. Тогда что это за место? Аризон? Нью-Me-хико? Меж тем события стремительно разворачивались дальше. Ящерица-ядозубисчезла из вида, ястреб спикировал вниз и поднялся, держа в когтях змею, ктушканчику присоединился еще один. А солнце спускалось все ниже, делая землюв лучах заката удивительно красивой. Затем из дальней пещеры стали вылетатьлетучие мыши. Они появлялись из темных пещерных недр тысячами, бесконечнымпотоком, и мне казалось, я слышу, как они пищат. Я не могу сказать, какдолго продолжался их полет в наступающих сумерках. Однако следом за нимипоявилось существо, отдаленно напоминающее человека. У него была оченьгрубая кожа, как будто песок пустыни тонким слоем отложился на поверхностиего тела. Казалось, существо истощено до предела, поскольку я мог видеть,как ребра выпирают из кожи, но что было особенно отвратительно, так этовыражение его физиономии, оно напоминало морду австралийского медведя -коала, с огромными глазами и ушами. В этот момент я вспомнил, как кузенназывал эти существа, потому что вслед за первым показались и другие,некоторые были явно женского пола. Жители пустыни! Они вылезали из пещеры, щуря свои огромные глаза, во вдруг пришли вбольшое волнение, стала разбегаться в разные стороны в прятаться за растущиепоблизости кусты. Источник их страха - пока еще невидимое чудовище - сталопоявляться из пещеры. Сначала показалось щупальце, затем возникло еще одно,а потом зашевелилось около дюжины щупалец. Вскоре стали видны очертанияжуткой головы. А когда чудовище выползло на свет, то я вскрикнул в ужасе,поскольку это было жуткой пародией на человеческое лицо. Голова без шеи былапосажена на тело, которое представляло собой какую-то желеподобную массу,доходящую до глаз, а щупальца росли из того места, которое являлось нижнейчелюстью. Чудовище явно почувствовало мое присутствие. Не спуская с меня глаз,оно начало быстро передвигаться к окну на фоне темнеющего пейзажа. Вначале япросто не осознавал надвигающейся опасности. Я сидел и наблюдал с огромнымвниманием за всем, что происходит, но когда чудовище пересекло всепространство, а его щупальца достигли слухового окна и стали проникать черезнего в комнату, я просто окаменел от страха. Через окно! Это что, тоже игра воображения? Помню, как опомнился от ледяного ужаса, сковавшего меня, как стащил сноги башмак и изо всех сил запустил им в стекло. В тот же миг я вспомнил,что писал кузен об уничтожении звезды в случае опасности, поэтому наклонилсяи полностью стер часть рисунка. Я успел услышать звук разбившегося стекла, апотом потерял сознание. Теперь я знал то, что было известно моему кузену! Если бы я не ждал так долго, то никогда бы не смог узнать то, чтоузнал, и продолжал бы верить в галлюцинации. Но теперь я знал, что стекло вкабинете кузена было дверью в другие измерения, в иные миры и пространства,которые были открыты благодаря Уилберу Эйкели. Это был ключ к тайным местамна Земле и в космосе, где обитали последователи древних богов и сами древниебоги! Всегда живые и ждущие своего часа, чтобы опять вернуться на Землю.Стекло из Ленга, а может быть и Гиад, поскольку я никогда не узнаю, гдекузен раздобыл его, было способно вращаться в раме и не подчинялось никакимземным законам, за исключением того, что его направление изменялось взависимости от вращения Земли вокруг своей оси. И если бы я не разбил его,то из-за своего неумеренного любопытства и невежества в этой области, мог бынавлечь страшные беды на человечество, выпустив на волю этих чудовищ. Теперь я знал, что все рисунки, которые я видел в записях кузена, былисделаны с натуры, а не являлись плодом его воображения. Я получил неопровержимые доказательства реальности происшедших событий.Когда я пришел в себя, то увидел летучих мышей, которые могли попасть сюдатолько из слухового окна. То, что матовое стекло вдруг прояснилось, моглобыть и оптическим обманом, но я уже знал правду! Сомнений не оставалось:все, что я увидел, не было плодом моего воображения! Как же тогда объяснить, почему около разбитого окна в кабинете лежалоотрубленное щупальце десяти футов в длину, которое попало между двумяизмерениями, когда "дверь" захлопнулась? Ни один ученый не мог бы приписатьэто щупальце никому из ныне существующих или давно вымерших животных,которые когда-либо обитали на поверхности Земли или в самых потаенных еенедрах!


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: