Первый русский книгопечатник




СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

 

В конце 8 века все богослужение, проповеди читались на латинском языке, незнакомом и непонятном славянскому народу, поэтому князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать ему проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке. Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл он получил при принятии монашества) и его старшего брата Мефодия.

Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал несколько языков, в том числе и славянский, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.

Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык. В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах:

глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом).

С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Славянская грамота прочно утвердилась в Болгарии, откуда распространялась в страны южных и восточных славян (IX век). На Русь письменность пришла в X веке (988 год– крещение Руси).

Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры.

 

Первый русский книгопечатник

Ива́на Фёдорова по традиции часто называется «первым русским книгопечатником». Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на - ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы. В других он использовал отчество на - ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался (Иван Фёдорович Московский (или Московит), печатник греческий и славянский), либо (Иван Фёдоров (сын) Московит).

Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения (как и о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитинъ», даже когда уже жил в Великом княжестве Литовском

C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под его началом Иван занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В 1552 году Иван IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание; для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного, из Дании был прислан типограф Ганс Миссингейм или Бокбиндер, кроме того, из Польши (вероятно, из какой-нибудь русской типографии в польских владениях) выписаны были новые буквы и печатный станок, и печатание началось. 1550-е годы было издано несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Где была эта типография — неизвестно, также неизвестно кто был руководителем этой типографии, скорее всего сам Ганс Мессингейм. Предполагают также, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров в качестве ученика. В 1563 году по приказу Ивана IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Сам Иван Фёдоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание). Эти люди и выгнали Ивана Фёдорова из его родного Отечества, а Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, его любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою.

В Литве печатают «Учительное Евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Во Львове - напечатал второе издание «Апостола» (1574).

Ивана пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке. В 1575 году Иван Фёдоров-Москвитин был назначен управляющим Дерманского монастыря.

 

 

Свято-Успенский Далматовский монастырь

Слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской Библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение.

Например, Далматовском монастыре, основанном в 1644 г. на берегу р. Исеть старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру – тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697), имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

Следы монастырской библиотеки обрываются в 1926 г, когда книги были описаны перед отправкой из Далматовского музея- монастыря в Шадринское научное хранилище.

Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири.

В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей,

в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа,

в 1761 г. – семинария,

в 1816 г. – уездное духовное училище,

в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей,

в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями,

в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях.

В Далматовском духовном училище обучались

1. будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин). Андрей Капустин учился в Далматовском духовном училище, пять лет (1825+1830 гг), архимандрит Киприан (Керн) писал, что наука не давалась бедному парню, но из духовного училища он вынес начатки того знания классических языков, которым он в дальнейшем пользовался и которое развил до совершенства. В память о пребывании в Далматовском успенском монастыре, уже будучи на смертном одре, он завещал свой наперстный крест, постоянно им носимый, монастырю.

2. Изобретатель радио Александр Попов, будучи в возрасте 10 лет был отправлен в Далматовское духовное училище, в котором его старший брат Рафаил преподавал латинский язык, где учился с 1868 по 1870 годы.

3. домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков родился и прожил детские годы в Далматово - известный русский поэт, критик и переводчик, преподаватель Московского университета, современник Державина и Пушкина. В 1834 году молодой Белинский восторженно отзывался о творческом наследии нашего земляка-поэта: «Мерзляков был человеком с необыкновенным поэтическим дарованием...»

4. организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский - В 9 лет Василия Флоринского отвезли в пятилетнее начальное духовное училище при Далматовском Успенском монастыре, по окончании которого, он был принят в Пермскую духовную семинарию.

5. полярный исследователь К.Д.Носилов также в 10-летнем возрасте был отправлен учиться в духовное училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: