РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Владимирский филиал
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
М.Е. УЛЬЯНОВА
ДЕМОГРАФИЯ
Методические материалы
Владимир, 2007
ББК 60.7
У 51
УДК 314
Печатается по решению учебно-методического совета Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте РФ
Ульянова М.Е. Демография. Методические материалы. – Владимир, ВФ РАГС. – 2007. – 32 с.
Методические материалы разработаны на основе действующего государственного стандарта и включают пояснительную записку, тематический план, программу курса, тематику семинарских занятий, глоссарий к учебной дисциплине, контрольные вопросы к зачету, тестовые задания для самопроверки, методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
Предназначены для студентов заочной формы обучения.
Рецензенты: к.ф.н., доцент Н.С. Андреев
к.ф.н., доцент А.А. Чекушов
Ответственный за выпуск – Е.А. Плеханов
© Владимирский филиал Российской академии
государственной службы при Президенте РФ, 2007
© М.Е. Ульянова, 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс демографии является одной из обязательных общепрофессиональных дисциплин учебного плана при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. Это объясняется значимостью изучения проблем народонаселения, его воспроизводства, динамики численности и изменений в составе. Демография исследует непрерывный процесс воспроизводства населения (рождаемость, вступления в брак, разводы, смертность), который осуществляется в конкретных социальных и экономических условиях своего времени. Демографический фактор наряду с экономическим, социальным и политическим является основным фактором общественного развития страны. Без его профессионального анализа на всех уровнях нельзя прогнозировать социальное и экономическое развитие России в целом и ее регионов. Прямо или косвенно каждый специалист по государственному и муниципальному управлению принимает участие в осуществлении социальной или иной политики, воздействующей на воспроизводство населения, либо на его факторы и условия. Знание основ демографии особенно актуально в современных условиях, когда демографические проблемы России становятся чрезвычайно острыми.Более десятилетия продолжается процесс естественной убыли (депопуляции) населения, что создает угрозу национальной безопасности страны. Идея преодоления демографической катастрофы в России, поиска возможных путей выхода из нее легла в основу правительственной Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
|
Основные цели и задачи курса демографии – познакомить студентов с необходимым минимумом систематизированных знаний по общей теории народонаселения; дать представление о закономерных изменениях, происходящих в населении, влиянии на демографическое воспроизводство социально-экономических, экологических, национальных, политических и других факторов; проанализировать демографические проблемы в современной России, направления, формы и методы демографической политики; проследить состояние и динамику демографических процессов во Владимирской области.
|
Курс демографии строится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В процессе изложения материала учитываются межпредметные связи, то обстоятельство, что студенты уже получили определенную социологическую подготовку, знания в области общей теории статистики и социальной статистики, которые служат теоретической базой при освоении курса демографии.
Определяя логику курса, необходимо выделить следующие основные направления и проблемы демографии:
- демография как наука (предмет, развитие демографического знания, источники данных о народонаселении и т.д.);
- теоретические основы изучения народонаселения (основные понятия и показатели демографии);
- факторы и механизмы демографических изменений (войны, общественно-цивилизационная обусловленность демографического развития и т.д.);
- динамика численности населения и демографическая катастрофа в России (особенности современной демографической ситуации, основные показатели смертности, рождаемости, миграционных процессов и т.д.);
- сущность, цели, формы и методы демографической политики, необходимость принципиально новых подходов к решению демографических проблем в современной России.
При изучении учебного курса студентам необходимо использовать основные демографические показатели (цифры, факты и т.д.), знать проблемы и направления демографического развития не только Росси в целом, но и конкретного региона и муниципального образования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
|
ОПД.Ф.06. ДЕМОГРАФИЯ. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Практические цели и задачи изучения развития народонаселения нашей страны; изучаемые показатели и тенденции. Текущий учет и переписи населения. Учет естественного и механического движения населения. Воспроизводство населения. Степень воздействия отдельных факторов на интенсивность рождаемости в России, в странах ближнего зарубежья и мира. Смертность, ее связь с условиями жизни. Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира. Миграция населения. Миграционная политика в современной России, региональная специфика. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население. Урбанизация и особенности расселения в России. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и развивающихся странах мира.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Теоретические основы изучения народонаселения. Факторы и механизмы демографических изменений. Проблемы и противоречия демографического развития России. Демографическая политика. Демографические аспекты развития современной семьи. Зачет | |||
Всего: |