Особенности развития познавательной сферы подростков




Психологические особенности подросткового возраста

 

План

1. Социальная ситуация развития подростка.

2. Особенности развития познавательной сферы подростков.

3. Развитие личности подростков.

4. Отношения со взрослыми и сверстниками

 

Социальная ситуация развития подростка

Подростковый возраст – период онтогенеза от 10-11 до 13-14 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

Социальная ситуация развития:

1. У подростка появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни.

2. Ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относится к подростку как к ребенку.

Центральные задачи подросткового возраста:

1) освоение новой телесности, полоролевой идентичности

2) развитие абстрактного мышления

3) приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников

4) становление новых отношений в семье

5) выработка жизненной философии и ситуационных ценностей

6) подготовка к семейной жизни

Подростковый эгоцентризм – феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Подростковый эгоцентризм рождает чувство одиночества, критичное отношение к другим (защита от оценок), высокая эмоциональная напряженность, склонность к самолюбованию.

Преодоление подростковой эгоцентричности связано с развитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности.

Ведущий вид деятельности.

Общение со сверстниками. —ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, для которого характерно установление эмоциональных контактов подростков с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть не могут быть удовлетворены во взаимодействии со взрослыми.

Новообразования.

Абстрактное мышление, связано с переходом интеллекта на стадию формальных операция (по Ж.Пиаже).

Рефлексия – способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей.

Воображение – опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий».

Самооценка и Я-концепция – способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту.

Чувство взрослости – центральное новообразование. Формируется при наличии следующих компонентов:

- половое созревание;

- физический образ Я;

- общение со сверстниками;

- статус в группе;

- личностные качества;

- интеллектуальное развитие;

- Я-концепция;

- самооценка.

Особенности развития познавательной сферы подростков

В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.

Восприятие. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Память. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.

Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.

Для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников.

Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

Воображение. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации.

Вообще, фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Речь. В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.

С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением мышления и речи. В V— VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX—Х классах — план речи, выступления и следовать ему.

Мышление. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: