Психологические особенности подросткового возраста
План
1. Социальная ситуация развития подростка.
2. Особенности развития познавательной сферы подростков.
3. Развитие личности подростков.
4. Отношения со взрослыми и сверстниками
Социальная ситуация развития подростка
Подростковый возраст – период онтогенеза от 10-11 до 13-14 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.
Социальная ситуация развития:
1. У подростка появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни.
2. Ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относится к подростку как к ребенку.
Центральные задачи подросткового возраста:
1) освоение новой телесности, полоролевой идентичности
2) развитие абстрактного мышления
3) приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников
4) становление новых отношений в семье
5) выработка жизненной философии и ситуационных ценностей
6) подготовка к семейной жизни
Подростковый эгоцентризм – феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Подростковый эгоцентризм рождает чувство одиночества, критичное отношение к другим (защита от оценок), высокая эмоциональная напряженность, склонность к самолюбованию.
Преодоление подростковой эгоцентричности связано с развитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности.
Ведущий вид деятельности.
Общение со сверстниками. —ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, для которого характерно установление эмоциональных контактов подростков с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть не могут быть удовлетворены во взаимодействии со взрослыми.
Новообразования.
Абстрактное мышление, связано с переходом интеллекта на стадию формальных операция (по Ж.Пиаже).
Рефлексия – способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей.
Воображение – опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий».
Самооценка и Я-концепция – способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту.
Чувство взрослости – центральное новообразование. Формируется при наличии следующих компонентов:
- половое созревание;
- физический образ Я;
- общение со сверстниками;
- статус в группе;
- личностные качества;
- интеллектуальное развитие;
- Я-концепция;
- самооценка.
Особенности развития познавательной сферы подростков
В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.
Восприятие. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.
Память. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.
Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.
Для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников.
Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.
Воображение. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.
Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации.
Вообще, фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию.
Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Речь. В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.
С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением мышления и речи. В V— VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX—Х классах — план речи, выступления и следовать ему.
Мышление. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.
Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.