ТЕМА: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ. АРТ-ПРАКТИКИ: МНОГООБРАЗИЕ И СУЩНОСТЬ




Цели: 1. Сформировать понимание теоретических основ понимания современной художественности.

2. Сформировать навыки эстетически обоснованного анализа современной художественной жизни.

3. Выработать заинтересованное эстетическое отношение к явлениям современной художественности

Вопросы: 1) Основные понятия современного искусства.

2) Основные направления современного искусства.

3) Специфика акционного искусства.

4) Особенности и статус виртуального искусства.

Аудиторная работа на семинаре будет организована методом активных групп: учебная группа делится на 4 проблемных группы, каждая из которых получает свое задание, которое представляет один из участников группы. Остальные студенты принимают участие в обсуждении.

Обсуждение темы, вынесенной на семинарское занятие, начинается с обсуждения двух кейсов (См. кейс «Современная художественность1», кейс «Современная художественность2»). Участники дискуссии предварительно отвечают на поставленные в кейсах вопросы.

Для всех групп: Получив задание, сделайте сообщение по прочитанной литературе, выстроенное в логике: от общего абстрактного определения заявленных понятий к конкретном примерам. Подготовьте презентацию своего сообщения на 10-15 слайдов.

Задания для групп:

1) Проследите изменение позиции искусства, начиная со второй половины ХХ века внутри социокультурного универсума. Раскройте понятия «модернизм», «постмодернизм», «современное искусство», «актуальное искусство», «открытое искусство», «смерть искусства», «артефакт».

Литература:

- Альтернативная культура: энциклопедия / [сост. Д. Десятерик]. — Екатеринбург: [Ультра. Культура], 2005. — 238 с.: ил., фот.

- Генис, А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени: эссе / Александр Генис. — М.: Независимая газета, [1997]. — 256 с.: ил., портр. — (Культурология).

- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. — М.: РОССПЭН, 2003. — 608 с. — (Summa culturologiae).

- Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. — М.: Аграф, 1999. — 382 с.

2) Проследите смену и сосуществование различных стилей современного искусства: живопись действия, оп-арт, поп-арт, концептуализм, лэнд-арт и т.д. Проанализируйте на примере конкретных произведений их специфику и отличие друг от друга. Выделите главные идеи, которые несут в себе указанные направления.

Литература:

- Андреева, Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века / Екатерина Андреева. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 484, [3] с.: ил. — (Новая история искусства).

- Голомшток, И.Н. Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке / Игорь Голомшток. — М.: Прогресс-Традиция, [2004]. — 296 с.: ил.

- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. — М.: РОССПЭН, 2003. — 608 с. — (Summa culturologiae).

- Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма = Esthetique postmoderne / Н.Б. Маньковская. — СПб.: Алетейя, 2000. — 348 с.

- Обухова, А. Живопись без границ: От поп-арта к концептуализму: Альбом / А. Обухова, М. Орлова. — М.: Галарт: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 176 с.: ил. — (История живописи. XX век).

 

3) Раскройте понятие «акционного искусства» и укажите специфику таких образцов процессуального искусства как хэппенинг и перформанс. Отметьте роль художника и зрителя. Проанализируйте феномен граффити и флэш-моба: могут ли они считаться искусством? Приведите аргументы в пользу той или иной позиции.

Литература:

- Зеннет, Р. Граффити: мы существуем повсюду / Р. Зеннет. // Художественный журнал. № 24.

- Зонтаг, С. Хеппенинги: искусство безоглядных сопоставлений / С. Зонтаг. // — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://performansist.livejournal.com/227955.html – Дата доступа: 07.11.2011 г.

- Капроу, А. Искусство, которое не может быть искусством / А. Капроу. // Художественный журнал. № 17. – C. 4-6.

- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. — М.: РОССПЭН, 2003. — 608 с. — (Summa culturologiae).

- Морозова, Л. Перформанс: жизнь или искусство? / Л. Морозова. // Исцеляющее искусство, журнал арт-терапии. 1997. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://www.escapeprogram.ru/russian/members/liza_art/s3.html – Дата доступа: 07.11.2011 г.

- Холмогорова, О.В. «Художник вместо произведения». Акционизм как авторский жест / О.В. Холмогорова. // Художественные модели мироздания. Кн. 2, XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира / Под ред. В. П. Толстого. — М.: Наука, 1999. — 368 с.

 

4) Выделите современные формы существования искусства: видео-арт, нет-арт, мейл-арт. Отметьте, как современные художники используют новые технические возможности. Выделите основные характеристики виртуального искусства. Компьютерные игры как искусство.

Литература:

- Бычков, В., Маньковская, Н. Виртуальная реальность как феномен современного искусства / В. Бычков, Н. Маньковская. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. – М., 2006. – С. 32-61. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iph.ras.ru/page47631358.htm. – Дата доступа: 07.11.2011 г.

- Визель, М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана / М. Визель. // Иностранная литература. 1999. № 10.

- Гик, Ю. Золушка современного искусства (введение в мэйл-арт) / Ю. Гик // Новое литературное обозрение. № 39 (№ 5'1999).

- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. — М.: РОССПЭН, 2003. — 608 с. — (Summa culturologiae).

- Маньковская, Н., Могилевский В. Виртуальный мир и искусство / Н. Маньковская, В. Могилевский. // Арпхетип. – М.: – 1997. – 1. – С. 14-21.

- Могилевская, Т. Сетевое искусство – динамика в России // Проекты в Интернете. // Художественный журнал. – № 34-35. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.guelman.ru/xz/362/xx34/xx3428.htm – дата доступа: 07.11.2011 г.

- Эко, У. Под сетью / У. Эко; пер с англ. Н. Цыркун // Искусство кино. – 1997. – № 9. – С. 132–137.

Необходимо также использовать тексты, приведенные в Хрестоматии по эстетике в разделе «Современное искусство».

Заканчивается семинарское занятие возвращением к кейсам, обсуждаемым в начале. Студенты анализируют собственные ответы на вопросы в том виде, в каком они прозвучали в самом начале обсуждения кейсов, и соглашаются или не соглашаются с ними, аргументируя свою позицию с помощью положений, с которыми они ознакомились в ходе изучения данной темы.

 

Критерии оценки семинарских занятий по эстетике:

Оценка содержания ответа: полнота раскрытия проблемы, представленные научные подходы, научная аргументированность, уровень прочтения и интерпретации текстов, умение использовать теоретические положения для анализа конкретных примеров, навык создания целостного, законченного сообщения, навык категориально-понятийного анализа эстетической реальности;

Оценка формы подачи ответа: соответствие презентационного материала контенту ответа, навык отбора репрезентативного, конкретного, иллюстративного художественного материала, наличие и демонстрация логики в структуре ответа, наличие и демонстрация художественного вкуса в оформлении слайдов презентации, навык создания и демонстрации презентации.

 

Процедуры и средства оценивания учебной деятельности и результатов освоения компетенций /технологическая карта балльно-рейтинговой системы

 

Текущий контроль (100 баллов)

 

Мероприятия текущего контроля Количество баллов
Посещение лекций (по 2 балла за занятие) до 16 баллов
Посещение практических занятий (по 2 балла за занятие) до 4 баллов
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные точки (не менее трех):
1. написание эссе (не менее двух) до 10 баллов за одно эссе
2. подготовка презентации до 10 баллов за одну презентацию
3. активная работа на семинарах до 5 баллов за одно занятие
4. участие в научных конференциях, олимпиадах и т.д. по темам дисциплины до 5 баллов
5. публикация, статья, тезисы и т.д. по темам дисциплины до 20 баллов
Итого  

 

Итоговый контроль (100 баллов)

Форма итогового контроля: зачет

 

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля:

 

Текущий контроль Итоговый контроль
50% 50%

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: