ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ




ТЕМА: ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Вопросы:

1. Дизайн как способ создания эстетически значимого мира.

2. Форма как носитель эстетической ценности. Соотношение эстетической, функциональной и конструктивной формы.

3. Роль дизайна в современной культуре. Феномен моды.

Литература:

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: «Республика», «Культурная революция», 2006. - 269 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006. - 258 с.

Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. Ставрополь - М.: 2004.

Вещь в японской культуре/ Сост. Н.Г. Анарина, Е.М. Дьяконова. М.: Вост.лит., 2003. - 262 с.

Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М.: Грантъ, 2002. -

Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М., 1998.

Райли Н., Байер П. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. М.: Магма, 2004. - 544 с.

 

Для доклада по теме «Феномен моды»:

Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб: «Паритет», 2001.

Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 400 с.

Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тт. М., 1998. Т. 1 - 3.

Дмитриева Н.А. Загадки мира моды. Очерки о культуре моды. Д.: Сталкер, 1998. - 464 с.

 

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Цели: 1. Определить основные эстетические ценности.

2. Выработать умение различать данные ценности в эстетической и художественной реальности.

3. Сформировать начальные навыки анализа основных эстетических ценностей.

 

Семинар рассчитан на 2 занятия по 2 часа каждое. В ходе работы рассматриваются основные эстетические ценности.

Ответьте на вопросы:

1. Прекрасное как эстетическая ценность. Сущность прекрасного и феномен красоты. Особенности восприятия прекрасного. Своеобразие проявлений прекрасного: в природе, повседневности, искусстве.

2. Возвышенное как эстетическая ценность. Специфика эстетического освоения возвышенного. Возвышенное в природе, обществе и человеке. Возможности воплощения возвышенного в различных видах и жанрах искусства.

3. Трагическое как эстетическая ценность. Трагизм как черта мироотношения. Своеобразие эмоционального воздействия и восприятия трагического. Эффект катарсиса.

4. Комическое как эстетическая ценность и способ переоценки ценностей. Мировоззренческий смысл комического. Своеобразие различных проявлений комического. Роль субъекта в восприятии комического. Остроумие и чувство юмора.

5. Феномен безобразного. Безобразное и низменное. Оппозиция «прекрасное – безобразное». Эмоционально-непосредственное восприятие безобразного. Проблема «эстетизации зла» в культуре ХХ-ХХI вв.

1. Обсуждение вопроса Прекрасное как эстетическая ценность начинается с анализа кейса «Прекрасное». Выполните задание, данное в кейсе.

Для ответов на вопросы семинарского занятия используйте следующую литературу:

Стихотворения из Хрестоматии по эстетике:

Бальмонт К. Красота

Бодлер Ш. Гимн красоте

Заболоцкий Н. Некрасивая девочка

Заболоцкий Н. О красоте человеческих лиц

Самойлов Д. Красота

Элюар П. Прекрасное

Тексты из Хрестоматии по эстетике:

Кант И. Критика способности суждения

Москвина Т. Фюрер красоты

Панаотис М. Эстетические категории как выразители духа времени

Платон. Гиппий Больший

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности

Эко У. История красоты

2. Вопрос Возвышенное как эстетическая ценность раскрывается через обращение к двум кейсам - кейс «Возвышенное1», кейс «Возвышенное2». Выполните задание, данное в кейсах.

Для ответов на вопросы семинарского занятия используйте следующую литературу:

Стихотворения из Хрестоматии по эстетике:

Майков А. Возвышенная мысль достойной хочет брони…

Мандельштам О. Где римский судия…

Пастернак Б. Морской мятеж

Тютчев Ф. Цицерон

Тексты из Хрестоматии по эстетике:

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного

Борев Ю. Природа возвышенного

Возвышенное. Дионисийское // Теория литературы

Кант И. Критика способности суждения

Татаркевич В. Возвышенное

3. Вопрос Трагическое как эстетическая ценность обсуждается на примере кейса «Трагическое». Выполните задание, данное в кейсах.

Далее предлагается просмотр и анализ видеоматериала – Фрагмент № 2 С. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин». 1926. ООО ООО «Мастер ТЭЙП». 2008. и Фрагмент № 3. Т. Абуладзе «Древо желания». «Грузия-фильм», 1977. ООО «ДиВиДи ЭКСПО», 2000.

Для ответов на вопросы семинарского занятия используйте следующую литературу:

Художественные произведения из Хрестоматии по эстетике:

Блок А. Девушка пела в церковном хоре…

Пастернак Б. Гамлет

Высоцкий В. Мой Гамлет

Галич А. Памяти Б.Л. Пастернака

Мандельштам О. Куда как страшно…

Пастернак Б. Памяти Марины Цветаевой

Толстой Л. Смерть Ивана Ильича

Тексты из Хрестоматии по эстетике:

Аристотель. Поэтика

Боннар А. Греческая цивилизация

Борев Ю. Трагическое в истории эстетики

Камю А. Абсурдный человек

Камю А. Миф о Сизифе

Лосев А.Ф. Трагическое мироощущение

Унамуно де М. О трагическом чувстве жизни

Шекспир У. Монолог Гамлета 4. Вопрос Комическое как эстетическая ценность начинается с обсуждения видеоматериала - Фрагмент № 4. Б. Китон. «Пароходный Билл», 1929. ООО «Минелла». К обсуждению предлагается 3 кейса: кейс «Комическое», кейс «Трагикомическое1», кейс «Трагикомическое2». Выполните задание, данное в кейсах.

При анализе последних двух кейсов ответьте на вопрос как связаны трагическое и комическое.

Для ответов на вопросы семинарского занятия используйте следующую литературу:

Художественные произведения из Хрестоматии по эстетике:

Бомарше. Сивильский цырюльник или тщетная предосторожность. Афоризмы

Жванецкий М. Как это делается (опыт политической сатиры)

Жванецкий М. Портрет

Иртеньев И. Съедобное

Иртеньев И. Вступающему в жизнь

Пригов Д.А. В буфете Дома Литераторов

Парнас дыбом (литературные пародии)

Толстая Т. Кысь

Черный С. Городская сказка

Тексты из Хрестоматии по эстетике:

Высказывания о комическом

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса

Бергсон А. Смех

Борев Ю. Чувство юмора и остроумие

Дземидок Б. О комическом.

4. Вопрос о Феномене безобразного раскрывается через сопоставление уже изученных категорий с категорией безобразного.

Для ответов на вопросы семинарского занятия используйте следующую литературу:

Тексты из Хрестоматии по эстетике:

Бычков В. Безобразное

Адорно Т. О категории безобразного

Борев Ю. Безобразное. Низменное. Ужасное

Домашнее задание: помимо прочтения текстов из Хрестоматии по эстетике, подготовьте собственные кейсы по теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: