Инновации в сфере досуга




Методическая деятельность в сфере досуга может быть рассмотрена на инновационном уровне. Инновация, нововведение (от англ. innovation - нововведение) означает в педагогике введение нового в цели, в содержание, в методы и формы организации воспитательной или образовательной деятельности, изменения в стиле мышления.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация - это всегда или почти всегда целенаправленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

Инновационные методики, инновационные организационные формы досуга своей актуальностью и практической значимостью содержания всегда формируют среди её участников, во-первых, глубинную мотивацию досуговой деятельностью, способствуют ориентационно-педагогической адаптации досуговой самостоятельности каждого партнёра и, во-вторых, оптимизируют процесс овладения личностью новыми социально-культурными знаниями и умениями, развивают необходимые навыки организационно-методического мастерства.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досуговой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуации, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандартного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют кристаллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности - муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные методики в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных методик в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной методике велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации методики, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

Коль скоро мы анализируем инновационное в педагогике досуга, просто напрашиваются критерии инновационности. Положив в основу концепцию педагогической Школы Виталия Александровича Сластенина, Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. сформулируем основополагающие критерии.

Критерии педагогических инноваций. К ним можно отнести следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Охарактеризуем каждую группу критериев:

Критерии новизны.

В.А.Сластенин определяет несколько уровней новизны:

· - абсолютную;

· - локально абсолютную;

· - условную;

· - субъективную;

· - отличающуюся степенью известности в области применения.

Критерии оптимальности.

Данный критерий означает затрату сил и средств педагогов и обучаемых для достижения результатов. Введение в воспитательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о её оптимальности.

Критерии результативности.

Результативность как критерий инновации означает определённую устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изменении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приёмов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте (как критерий оценки педагогических инноваций).

Вполне понятно, что если ценная педагогическая идея или методика остаётся в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов-воспитателей, но только после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Анализируя представленные критерии педагогических инноваций, мы можем с полным основанием отнести эти критерии к педагогике досуга, для систематизации столь актуального оттенка - «инновационности».

Инновации в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Примером исторической социально-культурной инновации могут служить национальные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике - экспериментальные школьные программы (Д.Кабалевский, Б.Неменский и др.), комплексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга. Эти современные досуговые технологии являются новыми, инновационными в социальной работе, они существенно обогащают и расширяют «инструментовку» социально-педагогической деятельности.

Остановимся на том, как осуществляются инновационные подходы в досуговой деятельности. Примерная схема кодировки механизма реализации инновационных методик включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозначение названия, краткой сути и указание возможной области распространения и внедрения в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложениями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором. Дминтриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. - М., 1992. - С. 6.

Любая инновация, как и инновационная методика, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны». Методы активизации инновационных процессов: Сб. трудов. Вып. 1. - М., 1988. - С. 4.

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаторы самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятельности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных методических досуговых разработок в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты - «аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индиивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Таковы черты инновационных подходов к досуговой деятельности. Внимательный их анализ поможет увидеть принципиальные особенности поиска нового в организации досуга различных социальных групп, того неповторимого, что можно тиражировать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: