Местное самоуправление - право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций
Принципы МСУ - это обусловленные природой МСУ, коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
В принципах МСУ находят отражение требования объективных закономерностей, развития местной власти.
Принципы МСУ:
· Предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
· Выступают теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность МСУ его отличительные черты и признаки.
· Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы МСУ, насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах МСУ.
· Отражая существенные признаки и черты МСУ, принципы способствуют сохранению преемственности в развитии институтов МСУ.
Общие принципы МСУ:
· Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. В соответствии со ст.130 КРФ, МСУ призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, путем местного референдума, муниципальных выборов и др. форм прямого волеизъявления. Путем финансово-экономической деятельности МСУ. Путем установления гарантий для МСУ.
· Организационное обособление МСУ, его органов в системе управления государством и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функции. Принцип организационного обособления призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованием самим определять свои внутренние административные структуры /см. ст.3, 12, 131 КРФ/.
· Соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ, его полномочий /ст. ст.132 КРФ/.
· Многообразие организационных форм осуществления МСУ. Местный референдум, собрание /сходы/ жителей, территориальное, общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан и т.д.
· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина /ст.2 КРФ/.
· Гласность деятельности ОМСУ.
· Коллегиальность и единоначалие в решении вопросов местного значения.
· Законность в организации и осуществлении МСУ.
· Принцип ответственности ОМСУ и должностных лиц перед населением и государством.
Функции МСУ - основные направления муниципальной деятельности. Функции МСУ обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
· Обеспечение участия населения ОМСУ в решении вопросов местного значения.
· Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами МО. МО является субъектом гражданско-правовых отношений, так как оно регистрируется как ю.л.
· Обеспечение комплексного социально-экономического развития МО. Этим занимается представительный орган, должностное лицо, муниципальная администрация /исполнительный орган МО/.
· Удовлетворение основных жизненных потребностей.
· Охрана общественного порядка.
· Защита интересов и прав МСУ гарантированных государством.
Система органов местного самоуправления представляет собой совокупность организационных форм и политико-правовых институтов прямого волеизъявления жителей данной территории, а также выборных и других органов, реализующих его функции. К органам местного самоуправления относятся:
а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы);
б) представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.;
в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом.
Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
Итак, право на местное самоуправление - это естественное право, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой в том числе и осуществлением власти через систему государственных и муниципальных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и муниципального управления.