Объем дисциплины и виды учебной работы




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Калужский филиал

Согласовано: Решением Совета филиала Протокол №2. От «19» ноября 2014 года Утверждаю: Директор Калужского филиала МГЭИ ___________________Зайцев А.А. «19» ноября 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

По направлению подготовки

Психология

 

Уровень бакалавриата

Калуга 2014

Миронов А. С., Нечаева О.А.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»:КФ МГЭИ, 2014. – 24 с.

 

Одобрено кафедрой обшей и прикладной психологии КФ МГЭИ. Протокол заседания кафедры от 11 ноября 2014 г. № 3.

 

 

© Московский гуманитарно-экономический институт(Калужский филиал), 2014


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ………………………………………………….4
Структура и содержание дисциплины …………………………………8
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..…9
Тематический план (типовой) ………….………………………………9
Программа курса ……………………………………………………….11
Образовательные технологии………………………………………….18 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……….18
Виды контрольно-оценочных средств…………………………………18
Перечень основной и дополнительной литературы…………………..21
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программное обеспечение………………………...……21
Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………..22

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Психология» ипреподается студентам в 7-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности».

Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» связана с последующими профессиональными дисциплинами; полученные в ходе ее освоения знания необходимы для будущих преподавателей.

Цель изучения дисциплины – раскрыть специфику преподавания психологии как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.

Основные задачи дисциплины:

сформировать потребность в развитии педагогических способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;

сформировать современные научные знания в области методики преподавания психологии, умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции образовательного процесса;

сформировать личностные качества, необходимые для организации образовательного процесса в среднем учебном заведении.

Программа курса состоит из 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений; дидактика или теория обучения; закономерности и принципы процесса обучения; цели обучения и отбор содержания образования; методы, формы и средства обучения психологии; работа с категорийным аппаратом; учебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; преподавание психологии как науки теоретической и прикладной; управление самостоятельной работой обучающихся; контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся; организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях; специфика деятельности преподавателя психологии.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: проектирование и организация учебно-воспитательных ситуаций; стимулирование и направление познавательной деятельности обучающихся; анализ педагогических ситуаций и выявление методических аспектов их разрешения; составление учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия; определение образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия; подбор методов, форм и средств организации учебного занятия.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: психологическое образование и его особенности; формирование учебной деятельности обучающихся; дидактические правила и их связь с принципами обучения; способы актуализации и удержания целевых ориентиров в процессе проведения учебного занятия; построение содержания образования как процесс разработки культурного сценария; семиотическое поле представления продуктов культуры; особенности знаково-символических средств представления различных элементов содержания культуры; моделирование как основной принцип представления деятельности в образовании; виды уроков и специфика их подготовки и проведения; специфика реализации психологического тренинга в учебном процессе; приемы самостоятельной работы с понятиями; система учебных задач в курсе психологии; подбор примеров, иллюстративного материала по изучаемому вопросу как вид самостоятельной учебной работы; виды, формы и методы внутришкольного контроля; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; временная последовательность реализации методических процедур как элемент организационного плана проведения занятия; критерии эффективности деятельности преподавателя психологии; преподаватель как эксперт; стиль педагогической деятельности.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать специфику содержания, целей и методов обу­чения психологии как гуманитарной дисциплины; роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений; таксо­номию учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной дея­тельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-вос­пи­тательных ситуаций в средних учебных заведениях;

уметь совершенствовать культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии; проектировать и конструировать методически обоснованную деятель­ность преподавателя при организации учебно-воспита­тельных ситуаций; руководить познавательной деятель­ностью обучающихся на учебных занятиях по психо­логии; создавать творческую атмосферу образователь­ного процесса и педагогического общения; анализиро­вать педагогические ситуации и выявлять методические аспекты их разрешения; самостоятельно пополнять зна­ния по проблемам методики преподавания психологии, повышать методическую культуру;

владеть навыками составления учебного плана, учеб­ной программы, конспекта учебного занятия; опре­деления образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач учебного занятия; подбора методов, форм и средств организации учебного занятия; проведения контроля и коррекции образовательного процесса в сред­них учебных заведениях; организации самостоятельной работы обучаемых; работы с учебной и научной лите­ратурой; самовоспитания и саморазвития; организации продуктивных учебно-воспитательных ситуаций; реали­за­ции педагогического взаимодействия и педагогичес­кого общения.

Процесс изучения дисциплины «Методика преподавания психологии в среднем учебном заведении» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВО (2014).


 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачет­ные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работы)    
Рефераты    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид итоговой аттестации - экзамен   экзамен
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы    
   

 

 

Тематический план (типовой)

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
               
  Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения             ПК – 9,10,11,
  Закономерности и при­нципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования       6/2*   ПК – 9,10,11,
  Методы, формы и средства обучения психологии       12/2*   ПК – 9,10,11,
  Работа с категорийным аппаратом       2*   ПК – 9,10,11,
  У чебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной       4*   ПК – 9,10,11,
  Управление самостоятельной работой обучающихся       2*   ПК – 9,10,11,
  Контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся       2*   ПК – 9,10,11,
  Организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях       2*   ПК – 9,10,11,
  Специфика деятельности преподавателя психологии       2*   ПК – 9,10,11,
  Экзамен            
  Итого:       36/18*    

 

ПРОГРАММА КУРСА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: