Подготовительные процессы




Конспект лекции

В современном строительстве возведение зданий и сооружений из монолитных железобетонных конструкций составляет более 60% по объёму. Из монолитного бетона возводят большинство зданий, подземные сооружения, опоры мостов, гидротехнические сооружения, резервуары, трубы, подпорные стенки и многое другое.

Здания из монолитного железобетона разделяются на монолитные и сборно-монолитные и выполняются по следующим конструктивным схемам:

· монолитные несущие и ограждающие конструкции;

· монолитный каркас (колонны и перекрытия), наружные и внутренние стены сборные или каменных материалов;

· монолитные наружные и внутренние стены, перекрытия и пере-городки сборные;

· отдельные части зданий из монолитного железобетона (ядра жёсткости, сплошные плиты перекрытий).

Здания из монолитного железобетона имеет ряд достоинств по отношению к зданиям других конструкций:

· высокая архитектурная выразительность фасадов зданий за счёт свободных (от размерных модулей) объёмно-планировочных решений, возможность строительства зданий сложной конфигурации в плане;

· исключаются многочисленные стыки сборных элементов (или снижается их количество), что ведёт к уменьшению номенклатуры видов СМР, снижению трудоёмкости, повышению качества строительства;

· экономятся основные строительные материалы (металл-арматура, цемент, кирпич, лесоматериалы) за счёт рациональных конструктивных решений;

· экономический эффект снижения суммарной трудоёмкости и приведённых трудозатрат (снижение затрат на создание и эксплуатацию произведенной базы, экономия материалов, уменьшение энергозатрат).

Вместе с тем монолитное домостроение имеет особенности, сдерживающее его более широкое применение:

· увеличенная трудоёмкость некоторых процессов (опалубочные, арматурные работы, уплотнение бетонной смеси и др.);

· необходимость тщательного выполнения технологических регламентов производства работ и контроля их качества;

· относительно сложные технологические процессы, что диктует повышенную требовательность к квалификации работников.

Дальнейшее развитие монолитного строительства базируется на совершенствовании технологий опалубочных, арматурных и бетонных работ:

· использование инвентарной, быстроразъёмной опалубки модульных опалубочных систем; полимерных, антиадгезионных покрытий, снижающих затраты труда по очистке и смазке щитов опалубки;

· более широкое применение эффективных несъёмных опалубок, применение самоподъёмных опалубок;

· использование армокаркасов полной готовности, переход от сварных соединений к механическим стыкам;

· совершенствование бетоноукладочных комплексов (транспортирование и укладка бетонных смесей) за счёт применения высокопроизводительной механизации;

· переход на высокоподвижные и литые смеси, исключающие (или снижающие объём) работы по их уплотнению, совершенствование средств укладки и уплотнения бетонных смесей.

Комплексный процесс возведения зданий из монолитного железобетона состоит из заготовительных и построечных работ.

Заготовительные работы включают: изготовление опалубки, арматурных изделий, армоопалубочных блоков, приготовление бетонной смеси. Эти процессы выполняются вне строительной площадки (или за пределами зоны работ), как правило в заводских условиях.

Построечные процессы выполняются непосредственно на строительной площадке. К ним относятся: установка опалубки и арматуры; транспортирование, распределение и укладка бетонной смеси; выдерживание и уход за бетоном; демонтаж опалубки.

Организация работ должна предусматривать максимальную совместимость работ по времени и поточность на базе комплексной механизации всех работ. Ведущий процесс в монолитном домостроении – укладка и уход за бетоном, поэтому в основе комплексной механизации лежит применение того или иного бетоноукладочного комплекса.

Бетоноукладочный комплекс – устанавливаемая в строительной технологической документации цепочка машин и механизмов по которой перемещается бетонная смесь от места изготовления до места укладки в конструкцию. Каждый бетоноукладочный комплекс имеет ведущую машину, по производительности которой ведут расчёт и подбор вспомогательных средств.

Характерной особенностью технологического процесса при возведении многоэтажных зданий и сооружений из монолитного железобетона является его непрерывность и необходимость одновременной работы всех технологических звеньев.

Так, при возведении зданий в скользящей опалубке темпы бетонирования, армирования и подъёма опалубки одинаковы, и все процессы выполняются совмещённо и непрерывно в процессе подъёма опалубки.

При возведении зданий и сооружений в переставных опалубках способ бетонирования выбирают с учётом конструктивных особенностей здания, планируемого объёма укладываемого монолитного железобетона, необходимой интенсивности возведения монолитных зданий, повторяемости бетонируемых конструкций.

Все средства механизации увязывают в комплексном технологическом процессе по производительности и времени. Выбор тех или иных средств механизации во многом зависит от размеров зданий и сооружений, применяемой опалубочной системы, темпов работ, сроков твердения бетона и др. До начала строительства зданий из монолитного железобетона выполняют прокладку всех подземных коммуникаций, планировку участка, монтаж средств механизации, устраивают ограждения, крытые проходы, защитные навесы.

При соответствующем обосновании устраивают местный бетонный узел со складами при нём.

Производительность смесительной и транспортной установок принимают с учётом превышения максимальной потребности в бетоне не менее чем на 30%.

В случае расположения бетоносмесительного узла на строительной площадке его располагают с минимальным приближением к зоне действия подъёмного механизма, а для приёма товарных бетонных смесей оборудуют площадки.

До начала производства работ по возведению здания выполняют следующие подготовительные работы:

- принимают и проводят ревизию комплекта опалубки для возведения конструкций (стен, колонн, перекрытий и др.);

- при использовании опалубки, бывшей в употреблении, тщательно осматривают все её элементы, узлы и составляют дефектную ведомость;

- осуществляют ревизию подъёмных средств для скользящей опалубки (гидродомкратов, винтовых регуляторов, механизмов распалубки гидросистемы и насосных станций), для разборно-переставных опалубок - ревизию поддерживающих устройств (стоек, подкосов, замков и др.);

- выполняют ремонт и восстановление всех элементов опалубки; проверяют готовность бетонного узла, транспортных средств, обеспеченность механизмами, инвентарём, инструментом;

- комплектуют бригады и звенья рабочих и закрепляют за ними виды и участки работ в отдельные смены в соответствии с графиками ППР на возведение конструктивных элементов здания;

- непосредственных исполнителей детально знакомят с рабочими чертежами возводимого здания, проектом производства работ и технологическими картами; производят инструктаж с исполнителями о специальных условиях соблюдения техники безопасности.

Подготовительные процессы

До начала устройства фундаментов необходимо:

- организовать отвод поверхностных вод с площадки;

- проложить необходимые проезды и подъездные пути для транспорта и строительной техники;

- подготовить места складирования, сборки опалубки, укрупнения арматурных сеток и каркасов, доставить монтажную оснастку и приспособления;

- завезти на склад комплекты опалубки, арматурные сетки и каркасы;

- выполнить необходимую песчаную, гравийную, бетонную подготовку под фундаменты;

- произвести геодезическую разбивку осей и разбивку положения фундаментов в соответствии с проектом;

- отметить положение рабочих плоскостей щитов опалубки фундаментов с помощью причалки, штырей, других фиксаторов;

- проверить правильность устройства бетонной подготовки и разметки положения осей и отметок основания фундаментов.

На устройство подготовки под фундаменты должны быть составлены акты на скрытые работы. Подготовленное основание под фундаменты, должно быть принято по акту комиссией.

До начала монтажа крупнощитовой опалубки стен и перекрытий на очередном рабочем горизонте должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:

- нивелировка поверхности перекрытия;

- разбивка осей и разметка положения стен по проекту;

- нанесение на поверхности перекрытия краской рисок, фиксирующих положение опалубки;

- подготовка монтажной оснастки и рабочего инструмента;

- очистка поверхности от грязи и мусора, а зимой — дополнительно снега и льда.

Установка опалубки

Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, готовой к установке и многократному использованию, без необходимости крупных исправлений и доделок.

Контроль доставленного на строительный объект комплекта опалубки должен включать: внешний визуальный осмотр, проверки комплектности, качества используемых материалов, сварных швов, геометрических размеров сборочных единиц и элементов, резьбовых соединений, лакокрасочных покрытий, наличия маркировки на изделиях.

Доставленные на строительную площадку элементы опалубки должны быть размещены в зоне действия монтажного крана.

Они должны храниться под навесом, в положении, в котором элементы опалубки располагались в процессе транспортирования, рассортированными по маркам и типоразмерам и в условиях, исключающих механические повреждения.

Щиты опалубки укладывают в штабели высотой не более 1,2 м на деревянных подкладках и прокладках, остальные крепежные элементы должны храниться в ящиках.

До начала монтажа опалубки производят укрупнительную сборку щитов в панели.

Устройство опалубки фундаментов производят в следующей последовательности:

- монтируют и закрепляют укрупненные панели опалубки нижней ступени башмака;

- устанавливают собранный короб строго по осям и закрепляют опалубку нижней ступени металлическими штырями к основанию;

- наносят на ребра укрупненных панелей риски, указывающие положение короба второй ступени фундамента;

- в соответствии с рисками устанавливают предварительно собранный короб второй ступени фундамента;

- по нанесенным рискам устраивают короб третьей ступени;

- на верхний короб наносят риски, указывающие положение короба подколонника;

- устраивают короб подколонника;

- устанавливают и закрепляют опалубку вкладышей.

Монтаж стеновой опалубки необходимо производить в следующей последовательности:

- очищают щиты и другие элементы от грязи и раствора;

- наносят антиадгезионное покрытие на опалубку;

- присоединяют кронштейны подмостей к щиту опалубки;

- соединяют щиты опалубки между собой в единую опалубочную панель при помощи замков; по высоте в угловых и центральной зонах устанавливают три замка;

- опалубочные панели с помощью монтажного крана поднимают с места сборки, подают к месту установки и устанавливают вплотную к бетонному цоколю, ранее забетонированному;

- раскрепляют опалубочные панели с помощью подкосов;

- укладывают рабочие настилы на кронштейны подмостей;

- стяжки с одной стороны через отверстия в щитах и втулки, расположенные между щитами, протягиваются на другую сторону;

- натягивают стяжки с помощью гаек с одной или двух сторон до полного соединения между собой щитов и расположенной между ними втулки, длина которой равна толщине опалубливаемой конструкции;

- осуществляют проверку надежности крепления элементов опалубки и качества ее сборки.

При монтаже опалубки под особым контролем находится смещение осей опалубки от проектного положения и отклонение плоскости опалубки от вертикали по всей высоте опалубочной панели.

В процессе монтажа опалубки перекрытия последовательно выполняются следующие процессы:

- очистка элементов опалубки от грязи и налипшего раствора;

- закрепление в несущих рамах опорных вилок для продольных балок;

- соединение рам между собой при помощи крестовых связей;

- установка продольных балок в опорные вилки;

- покрытие листов ламинированной фанеры антиадгезионным составом;

- раскладка и крепление листов фанеры на поперечных балках.

В процессе установки щитов и панелей для опалубливания необходимо постоянно контролировать плотность прилегания элементов друг к другу, размеры щелей в стыковых соединениях, а также отсутствие люфта в шарнирных соединениях опалубки. Щели в стыковых соединениях не должны быть более 1 мм. Регулярного контроля требует величина прогиба вертикальных поверхностей опалубки стен и колонн, прогиб опалубки перекрытий.

При приемке установленной опалубки проверяют:

- правильность ее комплектации щитами и элементами креплений;

- надежность соединения щитов между собой замками;

- совпадение осей опалубки с разбивочными осями;

- вертикальность и горизонтальность опалубочных плоскостей;

- правильность установки закладных деталей, пробок, проемообразователей и др.;

- плотность стыков и сопряжений элементов опалубки:

Допустимые отклонения при приемке подготовленной опалубки принимают в следующих пределах:

-1 отклонение по вертикали плоскости опалубки на 1 м высоты - 5 мм, на всю высоту опалубки - 14 мм;

- 2 смещение осей опалубки от проектного положения — 8 мм

- 3 смещение осей опалубки относительно осей сооружения —10 мм.

Демонтаж опалубки разрешается производить после достижения бетоном требуемой прочности.

В процессе отрыва опалубки поверхность забетонированной конструкции не должна повреждаться.

Демонтаж опалубки производится в порядке обратном монтажу.

После снятия опалубки необходимо:

- произвести визуальный осмотр выполненной конструкции и опалубки;

- очистить от налипшего бетона все элементы опалубки;

- смазать палубу щитов, проверить и нанести смазку на соединительные элементы.

Домашняя работа:

Ответить на вопросы и прислать ответы в ЛС до 22.11.21г.

1. В чем особенность технологического процесса при возведении многоэтажных зданий и сооружений из монолитного железобетона?

2. Перечислите подготовительные работы до начала производства работ по возведению здания.

3. Какие допустимы отклонения при приемке подготовленной опалубки?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: