КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА.




 

З. Фрейд (1856-1939) рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд – проблема противоречия между человеком и обществом. Отношение к обществу, к системе социального контроля, норм, запретов и т.п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению, а с другой стороны, как к чему-то такому, что с неизбежностью ведет к нарастанию неврозов и другим патологиям личности. Фрейд колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решениями проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторической концепции, согласно которой человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества; то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общества – массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился все же скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологическому пессимизму.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. САМЫГИН С.И., ПЕРОВ Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 1999 г.

 

2. ВОЛКОВ Ю.Г., НЕЧИПУРЕНКО В.П., ПОПОВ А.В., САМЫГИН С.И. Социология: курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999 г.

 

3. СТОЛЯРЕНКО Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов-н/Д: «Феникс», 1999 г.

 

4. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: