Проблемы национально-территориальной автономии в России




 

 

Наименование направления: Юриспруденция

ФИО студента: Салчак Алдын-Сай Рагимовна

Номер группы: Ю602

Номер зачетной книжки: 162056

Дата регистрации курсовой работы кафедрой____________________

 

 

Проверил

старший преподаватель теории и истории государства и права

Ширшов К. А.

 

Оценочное заключение:

 

Новосибирск 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие, сущность и виды автономий……………………………………….....5

1.1 Территориально-политическое устройство государства……………………..5

1.2 Унитарное государство………………………………………………................7

1.3 Понятие автономии…………………………………………………………….12

1.4 Виды автономии………………………………………………………………..15

2. Автономии в составе РФ………………………………………………………...19

2.1. Виды субъектов Российской Федерации……………………………………..19

2.2 Особенности правового статуса автономий………………………………….22

2.3 Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов в России……………………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………..………………...28

Список использованных источников……………………………………………...30

 


 

Введение

Российская Федерация является самым большим государством на планете. По данным последних переписей на территории нашей страны проживает более 160 народов и народностей.

Дальнейшие условия существования нашей страны зависят от межнационального согласия и отсутствия конфликтов между народами нашей страны.

В Российской Федерации сформирована определенная нормативно-правовая база межэтнических отношений.

Однако утвердившиеся принципы и законодательные акты не могут решить всех проблем народов и народностей, поэтому необходимо формирование национально-культурной автономии.

Автономия подразумевает собой степень свободы действия и самостоятельности в рамках одного общества, человека, государства, организаций и других институтов политической и общественной жизни.

Термин встречается во многих областях человеческого бытия, таких как право, философия, культура и так далее. Автономия в аспекте философии являет собой осознание личностью свободы действий, в границах внутренних моральных устоев и внешних политических и общественных законов.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, а также предупреждения различных конфликтов на национальной почве.

Посредством создания национально-культурных автономий могут также быть решены вопросы этнокультурного самоопределения народов и народностей.

Актуальность данной темы определяет то, что Российское правовое государство развивается, постепенно осваивая новые элементы демократического общества.

Целью данной работы является изучение проблемы национально-территориальной автономии в России.

Объектом работы является национально-территориальная автономия России.

Предметом исследования является изучение проблемы данной автономии.


 

1. Понятие, сущность и виды автономий

1.1 Территориально-политическое устройство государства

Под территориально-политическим устройством понимается внутренняя политико - территориальная организация государства, включая характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Традиционно различаются три формы территориально-политического устройства государства: унитарное, федеративное и конфедеративное государство.

Унитарное государство по сути своей представляет единое территориальное образование. Государство в данном случае может делиться только на равноправные части – административно-территориальные единицы.

Для государства такого рода характерно:

· единый центр государственной власти;

· общая система высших органов власти;

· единая правовая система;

· единая судебная система;

· единое гражданство;

· централизованная система налогообложения;

· административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

В зависимости от того, насколько местные органы власти зависимы от центральных органов власти унитарное государственное устройство может быть: централизованным (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники); децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью). Унитарная форма государственного устройства предполагает в большей степени концентрировать значимые ресурсы в руках центра, что может способствовать быстрому росту благосостояния государства.

Об унитарном государстве подробнее будет обозначено в следующем пункте.

Федеративное государство. Федерация представляет собой сложную форму государственного устройства, при которой территория делится на субъекты, которые представляют собой государственно подобные образования, обладающие политической самостоятельностью.

Для государства такого рода характерно:

· субъекты обладают политической и юридической самостоятельностью;

· двухуровневая система законодательства;

· двухуровневая система органов государственной власти;

· в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

· возможно наличие двойного гражданства;

· многоканальная система налогообложения;

· разграничение предметов ведения между центром и субъектами.

По принципу образования федерации подразделяются на:

· национально-государственные (образованные по национальному принципу);

· административно-территориальные (образованные по территориальному принципу);

· смешанные (имеют место и национальный и территориальный принцип).

Относительно правового статуса субъектов федерации выделяют федерации:

· симметричные (все субъекты находятся в равном правовом положении);

· ассиметричные (неравное правовое положение субъектов).

Конфедеративное государство. Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при входе в который государства-члены полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для управления в таком союзе создаются объединенные органы.

Для государства такого рода характерно:

· создается для достижения политических, военных, экономических целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию; в основе создания конфедерации может лежать только договор;

· каждый субъект полностью сохраняет свою независимость;

· члены конфедерации обладают правом сецессии в порядке одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

· переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;

· у конфедерации есть свои органы управления;

· отсутствие общей конституции, единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы.

По поводу конфедерации в научном сообществе ведутся споры относительно ее близкого сходства с федеративным государством. Большинством ученых указывается, что при их образовании используются несколько общих принципов, в частности принцип совмещения воли субъектов с волей образуемого ими целого и в тоже время принцип автономии субъектов. Однако акцент при формировании федерации делается на согласование воль, а при создании конфедерации все же на автономии субъектов, поскольку конфедерация предполагает, по сравнению с федерацией, гораздо большую самостоятельность своих государств – членов.

1.2 Унитарное государство

Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства. Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство. По мнению М.Н. Марченко, среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты».

С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и права возникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо к разновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства. В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств. Все известные определения унитарных государств можно подразделить на две самостоятельные группы по критерию включения в состав унитарного государства автономии.

К первой группе следует отнести авторов, которые считают, что автономии не входят в состав унитарного государства, ко второй – авторов, указывающих на наличие возможности существования автономии наравне с административно-территориальными единицами, а к третьей – исследователей, которые причисляют к разновидности унитарного государства страны, полностью состоящие из автономий, то есть региональные государства.

Большинство авторов определяют унитарные государства как единые государства. Думается, что данная характеристика относится ко всем государствам вне зависимости от формы государственного устройства, поэтому использование данной формулировки является некорректным с точки зрения науки теории государства и права.

Унитарное государство – это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. «Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы которых полностью подчинены центральной государственной власти и формируются ею», – пишет А.В. Васильев.

А.Н. Головистикова, определяя унитарное государство через термин «Унитаризм», также считает, что в состав унитарного государства могут входить только административно-территориальные единицы. По ее мнению, унитаризм – это государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.

Государствоведы различают два типа децентрализованных унитарных систем: «регионалистское государство» (Испания, Италия, ЮАР) и «относительно децентрализованное унитарное государство» (Франция, Великобритания, Швеция, Япония и др.).

Регионалистское государство предоставляет своим частям наиболее значительную политическую автономию двух видов: административную и этнокультурную. Относительно децентрализованное государство сочетает назначение чиновников в регионах центральными инстанциями с выборными органами. Права выборных институтов сильно ограничены. Такая модель государства асимметрична, то есть дает автономию лишь избранным областям (Финляндия, Китай, Франция и др.). По объему прав, делегированных от центра региональным органам власти, различают политическую и административную автономию. Первая предполагает особый правовой статус, закрепленный в Конституции и специальных законодательных актах, право издания законов региона в пределах его компетенции.

Автономные единицы имеют свои законодательные выборные и исполнительные органы. Объем полномочий автономии в некоторых странах шире, чем у субъектов федерации. Административная автономия не предусматривает права издания региональных законов представительными органами провинций. Последние могут лишь участвовать в разработке и принятии актов центральной власти по вопросам жизни регионов. Представители автономий в отличие от делегатов субъектов федерации не составляют отдельную палату национального парламента. Чаще всего такая автономия создается в отдельных регионах и муниципальных образованиях по этноязыковому либо экономическому признаку. Любая автономия имеет больше прав и ресурсов во внутреннем управлении, чем унитарные административно-территориальные единицы. Но их введение само по себе не делает децентрализованные страны федерациями. Степень и институциональные формы децентрализации зависят от соотношения центробежных и центростремительных факторов.

Центростремительные факторы в ходе децентрализации власти – это политическая стабильность государства, его готовность к соглашениям со своими территориями, экономическое и социальное благополучие, оптимальное распределение ресурсов и прибыли. Баланс отношений «центр – регионы» поддерживается благодаря функциям органов региональной власти. Последние обеспечивают и соподчинение общегосударственным органам, и самоуправление. Унитарное государство вынуждено организовывать свои отношения с частями страны достаточно гибко, чтобы обеспечить эффективность управления и учесть интересы регионов. Как пишут многие авторы, надо различать деконцентрацию и децентрализацию власти. Первый из процессов – назначение в каждую административную единицу представителя государства, который выполняет волю «центра» и контролирует региональное управление.

Децентрализация же – создание территориальных единиц с закрепленными полномочиями автономного управления в пределах общегосударственных законов. Унитарное государство, пишет Д.В. Березовский, – простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования.

Так как унитарное государство, которое включает в свой состав автономию, называется сложным, то характеризовать все унитарные государства термином простое государство не представляется возможным.

Рассматривая данное определение, интерес вызывает понятие «слитное государство». Думается, что данное понятие является синонимом единого государства, а так как все государства должны отвечать такому признаку как единство территории, гражданства, то понятие «слитное государство» подходит для описания сущности всех государств, а не унитарной формы государственного устройства.

Некоторые авторы, давая определение унитарного государства, включили в него признаки данного явления. Г.Н. Андреева отмечает, что «унитарное государство – это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства». Думается, что данное определение перечисляет признаки государства без уточнения формы его государственного устройства.

Кроме того, не во всех унитарных государствах есть конституция, что при такой трактовке исключает из списка унитарных государств, например, Великобританию.

Составные части унитарного государства не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. - унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. - в унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. - унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Данные признаки являются общими, отражающими принадлежность унитарной формы государственного устройства к характеристике государства, но не выражают сущность исследуемого явления.

Думается, что такими признаками являются обеспечение наилучшим образом единства и государственной целостности, и включение в свой состав определенных территориальных образований, наделенных особыми полномочиями негосударственного характера.

Таким образом, унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера.

То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.

1.3 Понятие автономии

Автономия – это степень свободы действия и самостоятельности в рамках одного общества, человека, государства, организаций и других институтов политической и общественной жизни.

Термин встречается во многих областях человеческого бытия, таких как право, философия, культура и так далее. Автономия в аспекте философии являет собой осознание личностью свободы действий, в границах внутренних моральных устоев и внешних политических и общественных законов.

В юридическом понимании автономия – это право разных общественных субъектов и институтов. образованных ими на самоуправление в определенных рамках, обозначенных законом.

Далее можно рассмотреть, более детально, что значит автономия. Автономия является самостоятельностью, способностью или правом субъекта действовать на основе установленных (составленных, сделанных им самим) принципов.

Автономия в философии — принцип самостоятельности бытия, который направлялся совестью и собственным разумом (Кант); способность личности в качестве морального субъекта к самоопределению на основании собственного законодательства. Противоположна гетерономии субъекта — то есть принятию «извне» норм поведения — без обоснования их необходимости собственным мышлением.

Необходимость автономии осознана ещё в греческой философии Сократом и Демокритом. Автономия, как всеобщий принцип поведения, провозглашена Лютером, который выступал против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии этически была осмыслена Хатчесоном, Шефтсбери, а в последовательной теоретически форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия дает возможность, сохраняя добродетель и человеческое достоинство, быть свободным от произвольности социальных установлений, моды, диктата власти, мнения других и не терять перед лицом жизненных опасностей и трудностей самообладания.

В детском психоанализе и психологии парный термин автономии-гетерономии был введён Пиаже Жаном для разграничения между автономией взрослых и гетерономией детей. По механике действия он основывался на контрасте меж несамостоятельностью детей и инфантильной зависимостью с одной стороны, и стремлением к независимости или видимой независимостью взрослых с другой. Пиаже одновременно указал на теснейшую связь и взаимоперетекание гетерономии и автономии. К примеру, невротическая зависимость (гетерономия) — указывает на состояние болезни, при котором взрослый человек, который должен (по внутренней ренте) быть автономным, чувствует при этом себя — гетерономным или зависимым.

Следом за Пиаже в 1963 году Эриксон Эрик ввёл сложный термин: «автономия против сомнения и стыда» — для наиболее подробного и точного обозначения второй из восьми сформулированных «стадий жизни человека». Приблизительно данная стадия отвечает финальной стадии классической теории психоанализа, при которой (почти буквальным образом) контроль сфинктера обозначает — достижение автономии.

Автономия в правовом понимании — это право, которое предоставляется корпорациям, сословиям, объединениям, руководствоваться своими правилами и нормами в определённых пределах.

Теория государственного управления выделяет самоуправление — реализация в форме закрепления децентрализации государственной власти в нормативно-правовой области за территориально-административными единицами государства прав по реализации от лица местного населения способности и возможности определения общественного порядка в отношении местного значения в некоторых областях под свою ответственность. Вместе с самоуправлением — равноправием различных территориально-административных единиц — автономия подразумевает признание на определение общественного порядка автономных прав в некоторых сферах, вероятно отличных от прав прочих единиц. По областям выделяют автономии административные — в вопросах принятия решений и проведения организации и общественного управления, — и национальные — в реализации особенных прав этнических групп.

В средние века распространились самые разнообразные и обширные автономии, которые колебали общее государственное право и государственное единство. По справедливости, современные государства не допускают автономии, которая способна нарушать равноправность. Но и теперь конечно, признается, в границах закона, автономия единений, общин, корпораций, союзов в их внутренних, особенных отношениях и делах. Такая автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый порядок и рост, действуя благотворно на развитие сил как отдельных членов, так и полной совокупности их в союзе или единении. Помимо этого, государство может допускать автономию дворян-землевладельцев и династических родов, в степени, в которой она не противоречит государственному устройству и из области наследственного права и семейных институтов не выходит (выдел дочерей, фидеикомиссы, фамильные постановления и так далее).

Автономия является самостоятельностью поместной церкви в отношении внутреннего управления от какой-либо автокефальной церкви, в состав которой эта автономная церковь входила раньше на правах епархии или экзархата. Главу автономной церкви избирают на поместном соборе с дальнейшим утверждением предстоятелем кириархальной церкви.

Когда говорят об автономии в человеческом организме, системе или фирме, имеется ввиду, что определенная её часть или какая-то функция отвечает сама за своё регулирование.

Это понятие возможно перевести как «самоисполнение закона».

Все это определяет основные типы автономии в различных науках. Теперь же необходимо рассмотреть классификацию политических автономий.

1.4 Виды автономии

Наиболее простая классификация автономий предполагает разделение их по степени самостоятельности: «в одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам)». К последним относятся Дания (Гренландия), Франция (Корсика), Португалия (Азорские острова), Испания (Страна Басков) и др.

В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления автономия может классифицироваться по типам и видам. Прежде всего, делится по субъекту на два типа: автономия учреждений и автономия общностей. Автономия общностей подразделяется на территориальную и экстратерриториальную автономии.

Территориальную автономию называют также политической или законодательной автономией. «Территориальная автономия предполагает установление региональной формы управления разного уровня в районах преимущественного проживания меньшинств этнических и других групп, имеющих отличительные религиозные, историко-культурные или регионально-экономические характеристики».

Территориальная автономия означает самостоятельность определенной территориальной единицы в рамках конституции и законодательства, т.е. «решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах, установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная единица».

Территориальные автономии могут иметь статус государственного образования в рамках федерации с собственной конституцией, законодательством и официальным языком (такую автономию также нередко обозначают как «высшую» форму автономии, однако представляется, что это не совсем корректное определение). Отношения такого территориального образования с федеральной властью регулируются на основе общей конституции и соглашений.

Административно-территориальная (региональная) автономия является одним из способов децентрализации власти в унитарном государстве. Статус субъектов административно-территориальной автономии выше, чем статус обычных административно-территориальных единиц, но ниже, чем у субъектов национально-территориальной, национально-государственной автономии или субъектов федерации. Территория — носитель данного вида автономии — не имеет признаков государственного образования.

Административно-территориальная автономия выражается в наличии у территориальной единицы системы самостоятельно формируемых органов исполнительной и законодательной власти, а также полномочий издавать законы по установленному центром кругу вопросов. Правовой статус определяется специальным актом (статутом), устанавливаемым или утверждаемым общегосударственным законом.

Региональные законы могут быть отменены центром, если они противоречат общегосударственным интересам. Национально-территориальная автономия — разновидность территориальной автономии, традиционно считающаяся одним из способов решения национального вопроса в многонациональном государстве.

Субъекты национально-территориальной автономии имеют свою систему самостоятельно формируемых государственных органов (исполнительных и законодательных), действующих, однако, под надзором центральных органов власти. Они могут издавать свои законодательные акты, но лишь по установленному центром кругу вопросов.

Субъект национально-государственной автономии является государственным образованием, и объем его правомочий, по сути дела, не уступает объему правомочий субъекта федерации.

Культурная (национально-культурная) автономия — это экстратерриториальная форма самоорганизации меньшинств в целях сохранения и развития культуры, обеспечения социально-экономического развития и политического представительства, взаимодействия с государственной и местной властями.

Это национально-культурное самоопределение, представляющее собой объединение граждан государства, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения.

- свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

- самоорганизации и самоуправления;

- многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

- сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;

- уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

- законности.

Культурная автономия строится на экстратерриториальной основе, т.е. распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей определенной национальности. Культурная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации. В Бельгии культурная автономия осуществляется через особые сообщества, являющиеся одним из двух видов субъектов бельгийской федерации.

К разновидности культурной автономии можно также отнести так называемую «кочевую автономию», носящую не просто экстратерриториальный, а даже межгосударственный характер. Для целей этой автономии определены границы сезонных миграций кочевых племен (туарегов), маршрут которых пролегает по нескольким государствам Африки.

Автономия, исходя из вышесказанного, выступает в качестве наиболее эффективной формы решения национального вопроса и вопроса защиты меньшинств: предоставление автономии осуществляется не просто в рамках права, а в конституционном поле, что само по себе выступает определенной гарантией прав как в отношении автономии, так и в отношении государства, частью которого она является; право на самоопределение национальных меньшинств реализуется без угрозы целостности и единству многонационального государства благодаря предоставлению не чрезмерного объема самостоятельности (как возможно при предоставлении чуть ли не суверенных прав в отношении «государств, входящих в состав государства»), а ровно необходимого для осуществления указанного права.

2. Автономии в составе РФ

2.1. Виды субъектов Российской Федерации

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ. Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.

В Российскую Федерацию включены:

1. Государства, входящие в Российскую Федерацию;

2. Государственные образования - автономная область и автономные округа;

3. Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов. На основе принципа верховенства Конституции, установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ.

Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование.

После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев.

По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть. Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов.

Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам. Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны.

Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований. Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств.

Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории.

Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

· республика;

· край,

· область, город федерального значения;

· автономная область, автономный округ.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

· республики;

· автономную область;

· автономные округа, края и области;

· города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием.

В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности. Автономные образования – автономная область и автономные округа - являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию.

Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования.

Их территория не обосабливается по национальному принципу. Основные принципы формирования Федерации:

· национально-территориальный принцип устройства Федерации;

· свободное региональное развитие субъектов РФ;

· все народы равноправны и имеют право на самоопределение;

· все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;

· жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

2.2 Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и девять автономных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: