Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств включает[17]:
1.Нормативное правовое регулирование – осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
2. Методическое регулирование – осуществляется методическими нормами, содержащимися в соответствующих актах методического характера.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2. Единства системы требований к бухгалтерскому учету;
3. Установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4. Применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5. Обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
Недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета[7].
Совокупность нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, образует систему, состоящую из пяти уровней, представленных в таблице 3.
|
Таблица 3 –Система нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет основных средств
Уровни | Характеристика |
I. Законодательный | Представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующими прямо или косвенно бухгалтерский учет основных средств |
II.Федеральный нормативный | На данном уровне представлены Федеральные стандарты регулирующие бухгалтерский учет как в целом, так и учет основных средств |
III. Отраслевой нормативный | Отраслевые документы - конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России |
IV. Методологический | Рекомендации в области бухгалтерского учета основных средств |
V. Организационный | Организационные документы -это формализованный порядок, установленный самой организацией, исходя из конкретных особенностей деятельности. Основным документом данного уровня является учетная политика |
К документамзаконодательного уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учетаотносят:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2) [13].
Первая часть Гражданского кодекса устанавливает общие начала гражданского законодательства и регулирует, в частности: возникновение гражданских прав и обязанностей, доверенность, представительство, право собственности, исковой давности, защиты прав собственности и других вещных прав, сделки и договоры, обеспечение обязательств и прочее.
Вторая часть Гражданского кодекса регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах. Многие нормы этой части кодекса являются диспозитивными, то есть, могут быть по желанию изменены сторонами сделки, ряд статей прямо указывает на такую возможность и описывает различные варианты правоотношений[12].
|
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, который устанавливает систему налогов и сборов, определяет отношения с финансовой налоговой службой, а такжекурирует такие вопросы, как законный представитель налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, консолидированная группа налогоплательщиков, виды налогов и сборов, взимаемых в нашем государстве, основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Описывает права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков и остальных участников подобных отношений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий и их должностных лиц. Прописывает специальные налоговые режимы [27].
3. Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,устанавливающий единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета[28].
4. Федеральный закон от 26.12.1995г. № 208-ФЗ«Об акционерных обществах», который определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров[31].
|
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 «О классификации основных средств включаемых в амортизационные группы», которое обеспечивает порядок единообразия группировки основных средств в бухгалтерском учете [29].
Ко второму уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся Федеральные стандарты, разработка которых осуществляется в соответствии с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг., утвержденной Минфином России 07.07.2017 г. № 85 н.
Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ установил, что Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином с 01.10.1998 г. до 01.01.2013 г., признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета (табл. 4).
Таблица 4 – Краткая характеристика нормативно - правовых актов Федерального уровня
Наименование документа | Краткая характеристика документа |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) от 30.03.2001 г. №25н | Данное положение устанавливает правила приема, выбытия и иных фактов хозяйственной жизни, связанных с основными средствами |
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.09.2008 г. №106н | Устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций. Под учетной политикой понимается принятие организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) от 27.11.2006 г. №154н | Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 06.07.1999 г. №43н | Данное положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94) и Инструкция по его применению | Представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета |
Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета охватывает отраслевые стандарты, устанавливающие правила организации бухгалтерского учета основных средств. Этот уровень с точки зрения бухгалтерского учета представлен документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами конкретного механизма их применения в определенных видах деятельности. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. К данному уровню относятся:
1. Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2003г. № 95 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли», который устанавливает порядок определения норм естественной убыли, при хранении товарно-материальных ценностей, определяет особенности вычисления норм естественной убыли в зависимости от климатических групп [35].
2. Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 г. № 559 «Об утверждении методических рекомендаций по учету основных средств сельскохозяйственных организаций», разъясняющий особенности бухгалтерского учета основных средств в сельскохозяйственных организациях в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [36].
3. Приказ Минсельхоза от 25.09.1995 г. №271 «Об утверждении ведомственных форм по инвентаризации основных средств», который утверждает ведомственные формы по инвентаризации отдельных видов основных средств, таких как: рабочий скот, многолетние насаждения, питомники, незавершенное строительство [32].
Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рекомендации в области бухгалтерского учета. Методологический уровень представлен различными приказами, и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов. К данному уровню относятся[28]:
1. Приказ Минфина России от 02.07.2010г.№ 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений [30].
2. Приказ Минфина России от 13.11.2003г.№91н«Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». Настоящие Методические указания определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [38].
3. Приказ Минфина России 13.06.1995г. № 49н«Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».Данные Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов [37].
4. Постановление Госкомстата от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Устанавливает формы первичных учетных документов по учету основных средств, определяет правила заполнения документов [46].
Пятый уровень представлен стандартами экономического субъекта, которые включают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. К таким документам можно отнести: учетную политику организации, приказы и положения руководителя организации.
Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении фактов хозяйственной жизни, является учетная политика. Основными задачами учетной политики организации являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета в организации, создать единую схему документооборота, систему оценки активов организации, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение организации. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой в организации учетной политике, является то, что она не должна противоречить принятым нормативным актам Российской Федерации.
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению [28]. Соответственно, каждая отдельная организация вправе создавать и разрабатывать свои формы, но они должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.
Таким образом, нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой пятиуровневую систему, установленную государственными органами. Каждый уровень имеет общую характеристику и множество нормативных документов, регулирующих как определенную отрасль бухгалтерского учета, так и бухгалтерский учет в целом. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с установленными принципами. Федеральные, отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета не должны противоречить Федеральным законам.