Раздел I. Темы 1.1-2.4
«НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»
Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм.
Научение через наблюдение. Функции. Моделирование. Основные процессы: проявление внимания, сохранение, продуцирование, мотивация.
Моделирование мыслительных процессов. Когнитивная обработка информации в ходе моделирования. Роль подкрепления.
Научение в действии. Функции последствий реакции. Эффективность научения в действии. Прогнозирующее знание и предвидение. Практический, символический и опосредованный источники получения информации.
Регулирующие побудительные системы. Внешние мотиваторы. Мотиваторы опосредования. Наблюдение вознагражденного и наказанного поведения. Способы сдерживания нежелательного поведения. Мотиваторы саморегуляции. Самонаблюдение, оценочный процесс, самореагирование.
Самоэффективность и цели. Определение. Функция и результаты самоэффективности. Достижение в действии. Опосредованный опыт. Вербальное убеждение. Три способа влияния физиологического и эмоционального состояния на веру в эффективность. Функции целей.
Моделирование через участие. Выполнение в естественных условиях. Неоднократность, индуцирование реакции, поддержка исполнения, самоуправляемое исполнение.
Основополагающие тезисы когнитивного консультирования. Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли. Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования.
Основные положения теории А.Бека. первичный и более высокий уровень когнитивной обработки. Обработка информации и схемы. Когнитивные ошибки при обработке информации.
Гипотеза непрерывности. Отношение когниции к эмоции. Эволюционные истоки когниций и поведения.
Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств. Приобретение уязвимости: травмы, полученные в детстве, плохое обращение в детстве, неадекватный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией. Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига.
Причины неадекватности. Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций. Сопротивление изменениям, виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений: убеждения относительно изменений, оправдание собственных убеждений, аргументы взаимности, проблема связана с другим(и).
Когнитивные модели. Когнитивная модель депрессии: когнитивная триада, предрасполагающие схемы, когнитивные недочеты и искажения. Когнитивная модель тревожных расстройств. Когнитивная модель расстройств личности. Когнитивная модель дистресса у супругов.
Обязательная практическая часть НАЧАЛЬНОЙ КОГНИТИВНОЙ ШКОЛЫвключает в себя научение базовым консультационным навыкам:
-определение проблемы и концептуализация случая в терминах когнитивной терапии;
-формирование когнитивного стиля консультирования;
-идентификация и изменение подспудных убеждений;
-завершение консультирования и предотвращение рецидивов;
Раздел II. Темы 3.1-5.4
«СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»
Концептуальное формирующее психообразование. Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции. Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира. Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль
Группы убеждений. Центральные убеждения. Жизненные ориентиры. Промежуточные убеждения: отношения, правила и предположения. Подспудные убеждения. Когнитивные модели. Когнитивные карты. Диаграмма когнитивной концептуализации.
Когнитивные профили. Отдельные когнитивные профили и когнитивная интерпретация гипервалентных доминирующих стратегий. Чрезмерно и недостаточно развитые паттерны – основания для терапевтического вмешательства.
Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии. Девять оснований, определяющих возможность и эффективность когнитивной терапии.
Психотерапевтический меморандум: Суть, принципы и особенности когнитивной терапии.
Техники опровержения: жесткие. Контратака; Контрутверждения; Диспут и оспаривание; Форсирование выбора; Создание диссонанса; Когнитивное наводнение; Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание.
Техники опровержения: мягкие. Оспаривание в состоянии релаксации; «Антикатастрофицирующая» практика; Преодолевающие утверждения; Скрытое угасание; Скрытое подкрепление; Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности.
Техники опровержения: объективные. Альтернативная интерпретация; Рациональные убеждения; Утилитарные доводы; Деперсонализация «Я»; Общественное значение; Логический анализ; Логические ошибки; Поиски уважительной причины.
Ресинтез прошлого: критических жизненных событий, жизненных ориентиров, ранних воспоминаний, семейных убеждений
Практические техники: Визуальная практика. Аудиальная практика. Ролевые игры. Практика во внешней среде. Изучение дневников и практика. Управляемая практика.
Дополнительные техники: Кризисная когнитивная терапия. Терапия пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями. Как справиться с саботажем клиента. Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных клиентов. Когнитивный фокусинг.
СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА – курс, ориентированный в первую очередь на формирование практических навыков когнитивного терапевта:
- когнитивная концептуализация, когнитивная модель, когнитивные профили;
- техники опровержения: жесткие, мягкие, объективные;
- практические и дополнительные техники, преодоление саботажа клиента;
- гипервалентные и доминирующие стратегии;
- когнитивная реконструкция доминирующих стратегий;
Раздел III. Темы 6.1-7.3
«ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»
Теоретическая часть программы:
Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты как модели действительности. Формальные свойства конструктов, типы конструктов. Личность – конструкт персонолога. Цикл О-В-И и изменения в конструктной системе. Терапия фиксированной роли.
Базовый перцептивный сдвиг: Основные процедуры. Транспонирующие образы и транспозиция. Поступательная когнитивная модификация. Иерархия ценностей и связующие элементы восприятия.
Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии. Формы познания. Объяснение и понимание, причинно-следственные связи. Проблема истины и смысл.
Практическая часть программы:
1 ступень. «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ» предполагает собой целый ряд специально смоделированных профессионально затруднительных ситуаций, в которых будут вынуждены себя проявить участники программы. Помимо этого, данная ступень позволит обучающимся провести исследования собственных когнитивных и личных особенностей посредством уже существующих опросников и тестов.
2 ступень. «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЕДИНКИ» - развитие эристических способностей и навыков, необходимых консультанту. Это провокационное столкновение мнений, позиций и интересов участников программы, обнаруживающее ближайшие зоны их профессионального развития. Это предоставление участникам программы возможности тренировки навыков аргументации и контраргументации, использования в своей работе полемических приемов и изобразительных средств и доводов.
3 ступень. «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СТИЛЯ» – серия индивидуальных и групповых супервизионных сесий, предоставление концептуализирующей и развивающей профессиональной обратной связи.
ВЫСШАЯ ШКОЛА КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ – выражено профессионально-идентификационный курс, программа детального совершенствования профессиональных навыков, формирования собственного стиля когнитивного консультирования.
Минимальная продолжительность обучения – 48 часов. Полученные знания и умения:
- теория и практика аргументации;
- логическая прагматика и лингвистическая риторика;
- квалификационные эксперименты;
- профессиональные поединки;
- персонификация консультативного стиля.
Раздел IV. Темы 8.1-10.3
«НЕЛИНЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»
Когда человеку трудно? Когда внутри противоречия. Когда одновременно думается противоположное. Когда необходимо принимать неприемлемые вещи.
Жизнь не заботится о гармонии. Чаще всего приходится делать это самому. В своей голове. Размышлять, вести с собой утомительные диалоги…
Некоторые из нас, оказавшись в ситуации одинаково не привлекательных альтернатив, "зависают" над своей жизнью, теряют контакт с действительностью, начинают "жить" в мире невротических размышлизмов и мучительной неоднозначности внутреннего диалога.
Более четверти века я был свидетелем этих дискуссий и участником довольно драматичных терапевтических диспутов. Участвовал, наблюдал, думал. Думал, наблюдал, участвовал...
И, кажется, нашел очень результативный способ помочь человеку выскочить из замкнутого круга избегания, сомнений и самокопаний. Хочу поделиться этим с вами, уважаемые коллеги в авторской программе "диалектика внутреннего диалога".
«ДИАЛЕКТИКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА»
- 1 модуль авторского курса подготовки к «Нелинейной терапии»
Программа опирается на основные теоретические аспекты и является практическим преломлением взглядов на психологию человеческих изменений нескольких всем известных современных ученых.
«Диалоги» Платона, конструктивный альтернативизм Дж.Келли, эволюционная эпистемология К.Поппера, радикальный конструктивизм П.Вацлавика, контрольная концепция Карвера - Шайера, когнитивная модификация поведения Д.Мейхенбаума и парадоксальная терапия Дж.Р.Уикса и Л.Л Абат положены в основу «Диалектики внутреннего диалога».
Программа позволяет увидеть всю глубину и красоту парадоксальности невротического восприятия мира. Оказавшись в ловушке, заключающейся в выборе между неприемлемыми альтернативами, которые можно непосредственно описать, клиенты иногда становится «терапевтоедами», имеющими на своем счету множество терапий без желаемого результата. Именно парадоксальность мышления клиента побуждает его к саботажу терапии и самосаботажу.
В такой ситуации без «специальной подготовки» терапевту сложно. Однако, сложные ситуации чаще всего требуют «простых решений»! Правда, решения эти должны принадлежать системе другого уровня…
Отход от строгой процедуры оперантного обусловливания и включение в процесс изменений когнитивного элемента позволяет сосредоточить усилия на «внутренней речи, или внутреннем диалоге, а также на мысленных образах, сопровождающих проблемное поведение». Редактируя внутренний диалог, мы добиваемся изменений в мышлении, чувствах и поведении.
Будем учиться:
- Мыслить диалектически, учитывая парадоксальность симптома;
- Понимать, почему используемая клиентом система координат не позволяет решить проблему;
- Видеть позитивные функции симптома;
- Относиться к симптому как инструменту изменений;
- Проводить желаемые изменения допустимо быстро и эффективно!
«АРХИТЕКТУРА СУЖДЕНИЙ»
- второй модуль авторского курса подготовки к «Нелинейной терапии»
Главным содержательным источником и вдохновителем этого курса является Иммануил Кант и его философский трактат «Критика чистого разума». Вслед за великим мыслителем я приглашаю Ваш разум взяться за «самое трудное из своих занятий - за самопознание». «Долг философии в том, чтобы уничтожить иллюзии» И. Кант. Программное заявление и для когнитивно-рестуктурирующей терапии.
Суждения в нашем понятийном мире выстраиваются не только в линейную причинно-следственную иерархию. Их взаимосвязи представляют собой более сложную архитектуру. О том, как взаимодействуют и в каких ещё отношениях находятся наши когниции, модуль «Архитектура суждений».