В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ




ПРОГРАММА

Дополнительная профессиональная повышения квалификации

«Нелинейная когнитивная терапия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа разработана и утверждена на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г.

№966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013

№499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», рекомендациями по обучению врачей-психотерапевтов Минздрава России.

 

Для специалистов, успешно прошедших сертификационные испытания, на основании современной нормативно-правовой базы, в частности:

приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 31 июля 2013г. № 515н г. Москва «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г.

№ 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"», а также приказа Минздрава России от 10.02.2016

N 82н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г.

N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41389).

 

Программа предназначена для приобретения слушателями необходимых знаний по оказанию консультативной психологической и психотерапевтической помощи и их применения в практической деятельности в сфере охраны психического здоровья с целью повышения качества оказываемой ими помощи, актуального оснащения специалистов дополнительными знаниями и умениями и профилактики профессионального эмоционального выгорания.

 

Обучение проводится преподавателями, аттестованными в области психотерапии и клинической психологии

 

В процессе обучения нелинейной когнитивной психотерапии специалистов в области психического здоровья проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., используются элементы самостоятельного изучения программы, модульные программы, а также дистанционное обучение.

 

При проведении обучения используются специальные аудитории, которые оснащены в соответствии с регламентирующими оказание психологической и психотерапевтической помощи нормативными документами.

 

По окончании курса проводится проверка знаний, умений и навыков специалистов в сфере психического здоровья, слушателям выдаются удостоверения установленного образца.

 

ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СФЕРЕ ОХРАНЫПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Современное образование в сфере охраны психического здоровья людей крайне многопланово и включает в себя множество различных уровней, что обусловлено мировоззренческим характером проблемы, связанной с фундаментальными аспектами человеческой жизни.

В связи с этим программы подготовки специалистов в указанной сфере требуют комплексного, дифференцированного и стандартизированного подхода, с акцентом на новейшие научно-практические достижения, относительно входящих в их состав модулей, а также оценки итоговой эффективности образовательного процесса.

Одной из особенностей образовательного процесса в сфере охраны психического здоровья является множественный и неоднородный характер носителей образовательных средств, которыми являются специалисты, представляющие различные науки и научные дисциплины, отрасли народного хозяйства, секторы экономики, а также неспециалисты – люди с психическими особенностями и расстройствами, члены их семей и общественные организации, представляющие интересы данной части общества.

В связи с этим развитие профессионального образования в указанной сфере должно гармонично сочетаться с развитием психообразования и психопросвещения, а также инклюзивного образования.

В настоящее время междисциплинарные и межсекторные стратегии являются наиболее адекватными при решении проблемы сохранения психического здоровья. Однако их реализация на практике связана с определенными трудностями, обусловленными различиями в понятийном аппарате и методологических подходах разных специальностей и сфер научно-практической деятельности.

В то же время уже сейчас имеются основания для прогресса в данном направлении, прежде всего, через всестороннее развитие и совершенствование образовательного процесса, понимаемого при этом в самом широком контексте.

В этой ситуации повышается роль постдипломного профессионального образования, которое также должно строиться на междисциплинарной основе и осуществляться в непрерывном режиме. Бурное развитие психологии, психотерапии, функциональной неврологии и нейронаук актуализировало задачу интеграции и использования накопленных в них знаний не только в сфере клинической практики, но и далеко за ее пределами.

Крайне значима эта задача для психиатрии, которая на современном этапе своего развития окончательно отказывается от традиционной для нее редукционистской позиции и стремится построить собственную методологию на основе интегративной биопсихосоциальной модели психических расстройств.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель приобретение слушателями актуальных дополнительных знаний по оказанию консультативной психологической и психотерапевтической помощи в сфере охраны психического здоровья профилактика профессионального эмоционального выгорания.    
Категория слушателей Специалисты в сфере охраны психического и соматического здоровья: 1. Психотерапевты, 2. Психиатры, 3. Неврологи, 4. Клинические психологи, 5. Психологи-консультанты, 6. Психологи-педагоги, 7. Группы смешанного состава.    
Сроки проведения подготовки   12 трехдневных циклов – 36дней
Форма подготовки     Без отрыва от производства  
Режим занятий 8 часов
№ п/п Наименование разделов и тем Категория слушателей
                 
    Всего часов
I. НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА              
1. Начальная когнитивная школа -1              
1.1 Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм.   - -        
1.1.1 Научение через наблюдение.   - -        
1.1.2 Моделирование мыслительных процессов.   - -        
1.1.3 Научение в действии.   - -        
1.1.4 Регулирующие побудительные системы.   - -        
1.1.5 Самоэффективность и цели.   - -        
1.1.6 Моделирование через участие.   - -        
1.2 Основополагающие тезисы когнитивного консультирования.              
1.2.1 Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли.              
1.2.2 Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования.              
1.2.3 Основные положения теории А.Бека.              
1.2.4 Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств.              
1.3 Когнитивный фокусинг. Определение проблемы и концептуализация в терминах когнитивной терапии.              
1.3.1 Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций.              
1.3.2 Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига.              
1.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков              
2. Начальная когнитивная школа -2           -  
2.1 Формирование когнитивного стиля консультирования. Когнитивные профили.           -  
2.2 Предотвращение саботажа клиента.           -  
2.2.1 Причины неадекватности.           -  
2.2.2 Типы саботажа и техники его преодоления           -  
2.3 Завершение консультирования и предотвращение рецидивов.           -  
2.3.1 Снижение тревоги перед завершением терапии           -  
2.3.2 Виды когнитивной самотерапии и самопомощи           -  
2.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков           -  

 

II. СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА              
3. Средняя когнитивная школа -1   - -     -  
3.1 Концептуальное формирующее психообразование.   - -     -  
3.1.1 Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции.   - -     -  
3.1.2 Группы убеждений.   - -     -  
3.1.3 Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира.   - -     -  
3.1.4 Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль   - -     -  
3.1.5 Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии.   - -     -  
3.2 Идентификация и изменение подспудных убеждений;   - -     -  
3.2.1 Когнитивные модели.   - -     -  
3.2.2 Когнитивные карты.   - -     -  
3.2.3 Диаграмма когнитивной концептуализации.   - -     -  
3.3 Психотерапевтический меморандум. Суть, принципы и особенности когнитивной терапии.   - -     -  
3.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков   - -     -  
4. Средняя когнитивная школа -2              
4.1 Техники опровержения: жесткие.              
4.1.1 Контратака; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
4.1.2 Контрутверждения; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
4.1.3 Диспут и оспаривание;              
4.1.4 Форсирование выбора;           -  
4.1.5 Создание диссонанса;           -  
4.1.6 Когнитивное наводнение;              
4.1.7 Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание.           -  
4.2 Техники опровержения: мягкие.           5.5  
4.2.1 Оспаривание в состоянии релаксации;              
4.2.2 «Антикатастрофицирующая» практика;              
4.2.3 Преодолевающие утверждения; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5   1,5
4.2.4 Скрытое угасание; Скрытое подкрепление;              
4.2.5 Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5
4.3 Техники опровержения: объективные.              
  Альтернативная интерпретация 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
  Рациональные убеждения 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
  Утилитарные доводы              
  Логический анализ              
4.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков              
5. Средняя когнитивная школа -3              
5.1 Гипервалентные и доминирующие стратегии.              
5.1.1 Избегающая. Зависимая. Гистрионная. Параноидная. Пассивно-агрессивная. Антисоциальная. Шизоидная. Обсессивно-компульсивная. Нарциссическая. х х х х х х х
5.2 Дифференциальная диагностика доминирующих стратегий.              
5.3 Основы когнитивной реконструкции доминирующих стратегий.              
5.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков              
III. ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА   - -     -  
6. Высшая когнитивная школа-1   - -     -  
6.1 Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма.   - -     -  
6.2 Терапия фиксированной роли.   - -     -  
6.3 Базовый перцептивный сдвиг   - -     -  
6.4 Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии.   - -     -  
6.5 Теория и практика аргументации   - -     -  
6.6 Логическая прагматика и лингвистическая риторика   - -     -  
6.7 Квалификационные эксперименты   - -     -  
6.8 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков   - -     -  
7. Высшая когнитивная школа -2   - -     -  
7.1 Персонификация консультативного стиля   - -     -  
7.2 Профессиональные поединки   - -     -  
7.3 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
IV. НЕЛИНЕЙНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ   - -     -  
8. Практика аргументации   - -     -  
8.1. «Терапевтическая логика»   - -     -  
8.2. «Направляющая риторика»   - -     -  
8.3. «Сократический диалог»   - -     -  
8.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
9. Нелинейная когнитивная терапия-1   - -     -  
9.1 «Диалектика внутреннего диалога»   - -     -  
9.2 Практикум-1 по нелинейной психотерапии   - -     -  
10.3 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
10. Нелинейная когнитивная терапия-2   - -     -  
10.1 «Архитектура суждений»   - -     -  
10.2 Практикум-2 по нелинейной психотерапии   - -     -  
10.3 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
V. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ              
11. Групповая когнитивная терапия              
12. Супервизионный мультиконтур   - -     -  
Итого: 288/ 112/ 112/ 288/ 288/ 104/ 288


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: