Натальей Викторовной Шишариной,




Технология проектной деятельности

Методика организации проектной деятельности учащихся.

Материал подготовлен:

Натальей Викторовной Шишариной,

кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО "ВСГАО"

 

Что такое «метод проектов»?

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дъюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

Проект – это реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. Метод проектов основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличии от проектирования, проект как метод не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность предполагает интегрированную форму учебно-воспитательной деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности деятельности школьника на результат. Можно выделить внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Существует и внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Темы проектов можно брать из окружающей действительности, из жизни.

Применение метода проектов позволяет строить учебно-воспитательный процесс на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересом и личными целями.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой еиу предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель­ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред­ложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз­влечения и т. д.);

2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесооб­разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об­щественной жизнью;

3) «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб­разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе­ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;

4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкрет­ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго­товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

Основные требования к проекту.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию педагога. Если большинство общеизвест­ных методов требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебно-воспитательного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования са­мого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­тации своего продукта.

То есть проект - это «пять П»:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск инфор­мации - Продукт - Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты.

В современной мировой и отечественной педагогике существу­ет несколько десятков детально разработанных технологий про­ектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несом­ненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.

Модель № 1

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца).

2. Выполнение работы (2-3 месяца).

3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выяв­ления уровня понимания и владения материалом, а также выработ­ки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц).

4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца).

5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения школьного парла­мента о защите проекта. Затем обозначаются про­блемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежу­точные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятель­ность.

Модель № 3

В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосроч­ных проекта (в течение учебной чет­верти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.

1. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направле­ния и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование про­ектной работы школы на четверть (для административного контро­ля) (1-я неделя четверти).

2. Формирование состава проектных групп. Обсуждение прин­ципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).

3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).

4. Выполнение практической части проектов, оформление про­дукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).

5. Презентация проектов. Торжественный заключительный ве­чер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)

6. Оценка преподавателями деятельности участников проект­ных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)

Модель № 4

Базируется на «технологии проектной деятельности», разрабо­танной Е.С. Полат.

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основ­ной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих про­ектов.

2. Стендовая информация о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).

4. Консультации но выбору тематики учебных проектов, форму­лирование идей и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

8. Поисковый этап.

9. Промежуточные отчеты учащихся.

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероп­риятие.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение ма­териалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Классификация проектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: