Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от электронного пособия по элективному курсу для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
По комплексности и характеру контактов.
Иначе говоря, по предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
• внутриклассными;
• внутришкольными;
• региональными (разного масштаба);
• межрегиональными (в рамках одного государства);
• международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности.
Мини-проекты могут укладываться в одно дело.
Краткосрочные проекты требуют нескольких дел или мероприятий:
1) определение состава проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам;
2) отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации;
3) презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:
– проекты, выполняемые в ходе классных часов (мини-проекты и среднесрочные);
– проекты, выполняемые в ходе проектной недели;
– телекоммуникационные проекты (седне- и долгосрочные).
• Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в...; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; — Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
1) дневник путешествия (видеомонтаж с собственным комментарием);
2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
3) частотный словарь молодежного сленга;
4) главы из учебника будущего;
5) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне;
6) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса;
7) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
• Паспорт проектной работы.
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Как правило, паспорт проектной работы, состоит из следующих пунктов:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультант (ы) проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
- Заказчик проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
- Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
- Предполагаемые продукт (ы) проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
• Оформление портфолио проекта.
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
– четко организовать работу каждого участника проектной группы;
– стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
– объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
– судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
– сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
• Виды презентаций проектов.
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
– Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
– Деловая игра.
– Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.
– Диалог исторических или литературных персонажей.
– Защита на Ученом Совете.
– Игра с залом.
– Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...
– Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
– Научная конференция.
– Научный доклад.
– Отчет исследовательской экспедиции.
– Пресс-конференция.
– Путешествие.
– Реклама.
– Ролевая игра.
– Соревнования.
– Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.
Примеры удачных презентаций проектов:
1) инсценировка-диалог;
2) пресс-конференция;
3) ролевая игра, имитирующая поведение;
4) инсценировка драматической постановки;
5) диалог с участием.
• Система оценки проектных работ.
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
– Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
– Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию)?
– Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
– Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
а) предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
б) все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.
Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударственной школы:
o самостоятельность работы над проектом;
o актуальность и значимость темы;
o полнота раскрытия темы;
o оригинальность решения проблемы;
o артистизм и выразительность выступления;
o как раскрыто содержание проекта в презентации;
o использование средств наглядности, технических средств;
o ответы на вопросы.
Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы:
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
• Итоги рассмотрения темы.
Понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Итак, подведем некоторые итоги:
1. Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
2. Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности — дизайн и PR — основаны на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
3. Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.
4. Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
5. Общий процесс работы над проектом представляет собой:
– потребности (написать краткую формулировку задачи);
– исследование (соц. заказ, аналоги, методы, материалы);
– дизайн-критерии;
– первоначальные идеи (много);
– оценка идей;
– проработка лучшей идеи (2-3 идеи);
– планирование и изготовление;
– испытание продукта в реальной ситуации;
– оценка продукта по отношению к потребности, определенной вначале.
6. Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких эталонно, а модель творческого мышления и принятия решений.
7. Школа будущего — школа проектов?
Литература.
1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 29-35.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
3. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-1990-е гг.). — М., 1999.
4. ГузеевВ.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. — 1995. — № 6.
5. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. — М., 1998.
6. Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). — М., 1925.
7. Мельников В.Е., Мигунов ВА., Петряков ПА.. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». — Вел. Новгород, 2000.
8. Метод проектов в технологическом образовании школьников. — СПб. 2001.
9. Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). — Вып. 6. — М., 2002.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
11. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. — 2002. — № 1. — С. 14-16.
12. Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.
13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.
14. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. — 1997. — № 4.
15. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. — М., 2001.
16. Проекты как способ организации детской жизни. — Ханты-Мансийск, 2002.
17. Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб. проектов для 5, 6 кл. — Н. Новгород, 2000.
Теоретические вопросы:
1. Что такое «метод проектов»?
2. Основные требования к проекту.
3. Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты.
4. Классификация проектов.
5. Формы продуктов проектной деятельности.
6. Оформление портфолио проекта.
7. Виды презентаций проектов.
8. Система оценки проектных работ.
Практическое задание: разработать паспорт проекта по следующему алгоритму:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультант (ы) проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
- Заказчик проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
- Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
- Предполагаемые продукт (ы) проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.