По доминирующей деятельности учащихся.




Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна – от электронного пособия по элективному курсу для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наи­более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли лите­ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и зак­лючен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

По комплексности и характеру контактов.

Иначе говоря, по предметно-содержатель­ной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного пред­мета или одной области знания, хотя и могут использовать инфор­мацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка лите­ратурного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорка­ми) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновре­менно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов меж­ду участниками. Они могут быть:

• внутриклассными;

• внутришкольными;

• региональными (разного масштаба);

• межрегиональными (в рамках одного государства);

• международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в одно дело.

Краткосрочные проекты требуют нескольких дел или мероприятий:

1) определение со­става проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам;

2) отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации;

3) презентация готовых проектов, их об­суждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком прохо­дит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках учени­ческих научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеуроч­ное время.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

– проекты, выполняемые в ходе классных часов (мини-проекты и среднесрочные);

– проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

– телекоммуникационные проекты (седне- и долгосрочные).

Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения - полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в...; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; — Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия (видеомонтаж с собствен­ным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре­комендациями и видеофильм);

3) частотный словарь молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего;

5) экологические программы мониторинга и лабораторного ана­лиза питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне;

6) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса;

7) коллекция софизмов, невозможных математических объек­тов и интересных чисел.

Паспорт проектной работы.

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директо­ра школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представ­ляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публика­ции или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы, состоит из следую­щих пунктов:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант (ы) проекта.
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследова­тельский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  9. Заказчик проекта.
  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  13. Необходимое оборудование.
  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  15. Предполагаемые продукт (ы) проекта.
  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать фор­му, продолжительность и место работы учащихся, содержание рабо­ты, выход этапа).
  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление портфолио проекта.

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

– четко организовать работу каждого участника проектной группы;

– стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

– объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

– судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

– сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­говых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­киваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов.

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

– Воплощение (в роль человека, одушевленного или неоду­шевленного существа).

– Деловая игра.

– Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.

– Диалог исторических или литературных персонажей.

– Защита на Ученом Совете.

– Игра с залом.

– Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

– Инсценировка реального или вымышленного историчес­кого события.

– Научная конференция.

– Научный доклад.

– Отчет исследовательской экспедиции.

– Пресс-конференция.

– Путешествие.

– Реклама.

– Ролевая игра.

– Соревнования.

– Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.

Примеры удачных презентаций проектов:

1) инсценировка-диалог;

2) пресс-конференция;

3) ролевая игра, имитирующая поведение;

4) инсценировка драматической постановки;

5) диалог с участием.

Система оценки проектных работ.

Выработка системы оценки проектных работ требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

– Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

– Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номи­наций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию)?

– Предполагается ли оценка проектов по предметным сек­циям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

– Проблемными местами в оценке проектных работ обычно явля­ются:

а) предметная компетентность жюри (жюри должно обя­зательно включать специалистов по всем предметам, ох­ватываемым проектами данной секции);

б) все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех пред­ставленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проек­танты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащих­ся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проек­тантам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударствен­ной школы:

o самостоятельность работы над проектом;

o актуальность и значимость темы;

o полнота раскрытия темы;

o оригинальность решения проблемы;

o артистизм и выразительность выступления;

o как раскрыто содержание проекта в презентации;

o использование средств наглядности, технических средств;

o ответы на вопросы.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государствен­ной школы:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Итоги рассмотрения темы.

Понятие «проект» снова вброшено в российскую педа­гогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект много­гранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Итак, подведем некоторые итоги:

1. Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно боль­шое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

2. Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проек­тирование может быть частью учебного предмета «Технология». Про­ектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые со­временные области человеческой деятельности — дизайн и PR — ос­нованы на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

3. Проектэто форма организации учебного процесса. Полно­ценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и приро­да урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

4. Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она при­нята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

5. Общий процесс работы над проектом представляет собой:

– потребности (написать краткую формулировку задачи);

– исследование (соц. заказ, аналоги, методы, материалы);

– дизайн-критерии;

– первоначальные идеи (много);

– оценка идей;

– проработка лучшей идеи (2-3 идеи);

– планирование и изготовление;

– испытание продукта в реальной ситуации;

– оценка продукта по отношению к потребности, определенной вначале.

6. Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких эталонно, а модель творческого мышления и принятия решений.

7. Школа будущего — школа проектов?

Литература.

1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 29-35.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

3. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-1990-е гг.). — М., 1999.

4. ГузеевВ.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной тех­нологии обучения //Директор школы. — 1995. — № 6.

5. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рожде­ния А.С. Пушкина. — М., 1998.

6. Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). — М., 1925.

7. Мельников В.Е., Мигунов ВА., Петряков ПА.. Метод проектов в пре­подавании образовательной области «Технология». — Вел. Новгород, 2000.

8. Метод проектов в технологическом образовании школьников. — СПб. 2001.

9. Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). — Вып. 6. — М., 2002.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

11. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. — 2002. — № 1. — С. 14-16.

12. Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Инос­транные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.

14. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // На­ука и школа. — 1997. — № 4.

15. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образо­вательной среде негосударственного образовательного учреждения. — М., 2001.

16. Проекты как способ организации детской жизни. — Ханты-Ман­сийск, 2002.

17. Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб. проектов для 5, 6 кл. — Н. Новгород, 2000.

Теоретические вопросы:

1. Что такое «метод проектов»?

2. Основные требования к проекту.

3. Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты.

4. Классификация проектов.

5. Формы продуктов проектной деятельности.

6. Оформление портфолио проекта.

7. Виды презентаций проектов.

8. Система оценки проектных работ.

Практическое задание: разработать паспорт проекта по следующему алгоритму:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант (ы) проекта.
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследова­тельский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  9. Заказчик проекта.
  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  13. Необходимое оборудование.
  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  15. Предполагаемые продукт (ы) проекта.
  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать фор­му, продолжительность и место работы учащихся, содержание рабо­ты, выход этапа).
  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: