На сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить две основные модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В настоящее время данную помощь осуществляют учреждения (Центры) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Первая Модель – децентрализованная. Модель подразумевает наличие в регионе нескольких Центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения могут выполнять сходные функции либо могут быть спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.п.). Возможен вариант, когда часть подразделений выполняет сходные функции, а другая часть - профильные. В частности, структурное подразделение одного из Центров может выполнять функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных организаций региона. Также на одно из структурных подразделений того или иного Центра может быть возложено осуществление функции психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме этого, в образовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ могут осуществлять специалисты этой же организации. Важной особенностью данной модели является наличие в регионе не менее двух Центров. Такая конфигурация позволит избежать монополии одной организации на психолого-педагогические услуги и сохранить для жителей региона возможность выбора Центра.
Достоинствами данной модели являются:
- обеспечение "шаговой доступности" предоставляемых услуг;
- повышение качества предоставляемых услуг вследствие вариативности программ, реализуемых Центрами;
- постоянное стремление каждого Центра к увеличению разнообразия и объема предоставляемых услуг, что несвойственно монополии;
- возможность реализации "авторского подхода" в организации и содержании деятельности, предполагающего единую концепцию, методологию и технологию;
- сохранение возможности для каждой организации создавать свою психолого-педагогическую службу, взаимодействующую с одним или несколькими Центрами.
К дополнительным задачам, требующим своего решения в данной модели, можно отнести преодоление следующих трудностей:
- ограничение возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их ограниченным количеством;
- трудности обеспечения одних и тех же услуг в разных Центрах;
- дублирование функций Центров и необходимость распределения ресурсов между ними;
- сложности с обеспечением единого стандарта деятельности Центров, унификации форм отчетности.
Модель 2 - централизованная
В регионе уполномоченным органом власти создается Центр с филиалами (территориальными отделениями), которые распределяются в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи. Центр представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
Структурные подразделения (филиалы) Центра выполняют сходные функции либо спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.д.). Возможен вариант, когда часть подразделений Центра будет выполнять сходные функции, а другая часть - профильные. Также возможен вариант, когда одно из структурных подразделений (филиалов) Центра выполняет функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных учреждений региона.
Основные преимущества данной модели:
- сокращение расходов на административно-управленческий персонал по сравнению с несколькими центрами;
- высокая централизация управления;
- возможность обеспечения единого стандарта услуг;
- широкие возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их достаточным количеством.
К дополнительным задачам реализации данной модели можно отнести преодоление следующих препятствий:
- снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции;
- замедление темпов развития Центра;
- усложнение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности Центра;
- снижение управляемости центра в связи с наличием многих структурных подразделений (филиалов);
- увеличение транспортных расходов на перемещение между структурными подразделениями.
Независимо от модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры должны реализовывать функции в соответствии со своим назначением:
1.по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
2. по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся;
3. по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии.
Основные функции Центров разных уровней - регионального, муниципального и уровня образовательной организации - по решению задач деятельности являются следующие:
1. Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
А. На уровне психолого-педагогических медико-социальных центров:
- консультирование детей и их родителей (законных представителей) по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации;
- комплексное обследование детей для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин трудностей;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации;
- своевременное выявление и коррекция особенностей (отклонений) в развитии детей;
- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями развития;
- обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по адаптированным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам;
- организация вариативных форм групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста ("Особый ребенок", специализированной подготовки к школе, лекотека и других);
- оказание экстренной помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидальной готовности и других состояниях; обеспечение индивидуального сопровождения и поддержки;
- обеспечение комплексной специализированной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;
- оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;
- оказание комплексной помощи несовершеннолетним обучающимся, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, и другие
- организация работы по предупреждению, выявлению, преодолению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;
- профилактика неблагоприятных явлений в детской и подростковой среде (саморазрушающее поведение; экспериментирование и злоупотребление ПАВ; агрессия, жестокость и насилие, асоциальное поведение, экстремизм и ксенофобия и другие)
-консультирование родителей (законных представителей) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей.
Б. На уровне образовательной организации (в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями) реализуются следующие направления:
- проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи;
- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);
- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;
- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;
- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса;
-оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально-опасном положении, приемных и опекунских семей;
- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;
- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;
- просветительская работы с целью повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
2.Психологическая служба образования (Центры психолого-педагогической помощи) призвана оказывать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся в реализации следующих направлений:
А. На региональном уровне:
- разработка нормативно-правовой основы предоставления психолого-педагогической помощи; разработка стратегий развития системы психологической службы;
- проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;
- разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического и психологического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках ФГОС общего образования;
- участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов;
- проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению психолого-педагогической помощи (при наличии соответствующей лицензии);
- организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;
- разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;
- анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения;
- организация и проведение научно-практических конференций регионального уровня
Б. На муниципальном уровне:
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации;
- оказание методической помощи, включая работу ПМП-консилиума, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;
- проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;
- осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса.
3.Одной из структурный составляющих психологической службы является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая реализует следующие направления работы:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие.