Подробное описание самого проекта и его результатов.




Краткая характеристика модели клиники, для которой создан настоящий проект.

Модель Юридической клиники СПбГУ[1] – это студенческая бесплатная консультация, формируемая из состава обучающихся на третьем или четвертом курсах дневного отделения бакалавриата, которые допущены к самостоятельной практической работе с клиентами. Для допуска студенты должны пройти специальную подготовку на тренингах и освоить обязательные учебные дисциплины.

Студенческая консультация состоит из таких функциональных групп, как: административная группа, группа диспетчеров, группа консультантов, группа пропаганды правовых знаний (далее – ППЗ).

Административная группа осуществляет руководство и организацию работы консультации, а также текущий контроль в функциональной группе (подразделение).

Группа диспетчеров отвечает за приём заявок и организацию встреч консультантов с лицами, обратившимися за получением квалифицированной юридической помощи.

Группа консультантов непосредственно обеспечивает оказание квалифицированной юридической помощи.

Группа ППЗ осуществляет мероприятия, направленные на правовое просвещение школьников и студентов.

Подробное описание самого проекта и его результатов.

Предложенный проект касается деятельности функциональной группы ППЗ и направлен на повышение эффективности правового просвещения любых групп граждан.

С момента создания рынка онлайн-образования прошло менее семи лет, а открытые образовательные онлайн-курсы насчитывают десятки миллионов слушателей по всей планете[2]. На сайте Национального исследовательского университета Высшая школа экономики указывается, что Россия является лидером быстрорастущего регионального рынка онлайн-образования, её среднегодовой рост составит двадцать процентов в ближайшие пять лет[3]. Следовательно, образовательные онлайн-курсы – это развивающийся и уже достаточно популярный механизм просвещения самых широких слоев населения.

Таким образом, идея проекта заключается в разработке механизма создания и использования клиникой образовательных онлайн лекций как инструмента более эффективного правового просвещения населения по актуальным правовым вопросам. Актуальные вопросы за прошедшие периоды деятельности юридической клиники постоянно выявляются в ходе деятельности вспомогательной группы систематизации и анализа информации (далее – СИА). Проблемы будут поделены по отраслевым блокам. Выявленная информация будет положена в основу создания студентами из группы ППЗ серии онлайн лекций с последующим размещением на общедоступных образовательных Интернет-ресурсах.

Привлекательность онлайн-курсов заключается в их мобильности, что дает свободу в выборе времени прохождения курса, а также локации (это может быть наиболее комфортное для человека место). Кроме того, такой формат правового просвещения удобен еще и по причине доступности (достаточно мобильного устройства и наличия выхода в сеть Интернет).

Актуальность проекта подтверждается отмеченным выше ростом популярности онлайн-курсов на территории Российской Федерации. Оригинальность проекта ввиду достаточно недавнего появления такого формата обучения также не вызывает сомнений. Авторы, разрабатывая проект посредством изучения доступной информации о деятельности юридических клиник других высших учебных заведений и взаимодействия с действующими клиницистами, пришли к выводу, что аналога концепту проекта на территории Российской Федерации не существует.

На сегодняшний день деятельность функциональной группы ППЗ заключается в работе малых подгрупп, в рамках которых студенты разрабатывают проекты занятий с одной из двух категорий обучающихся – школьники или студенты. Создание проекта включает в себя выбор темы доклада, подготовки к выступлению и непосредственное выступление перед слушателями. Весь процесс находится под контролем индивидуального куратора.

В дополнение к вышеуказанной структуре проект предполагает добавление внутри функциональной группы ППЗ новой малой группы, направленной на подготовку и создание видеоматериалов или текстовых материалов для их размещения на доступных образовательных Интернет-ресурсах в целях интенсификации правового просвещения. Делопроизводство малых групп сохраняется в существующем виде.

Какие изменения произойдут в результате реализации идеи проекта:

1. Результаты мониторингов, производимых вспомогательной группой СИА, позволят подобрать актуальную тему и помогут актуализировать представляемые правовые материалы в глазах гипотетического слушателя курса и вызовет больший интерес;

2. В малой группе следует выбрать один из форматов (текстовый, видео, смешанный) подготовки и размещения материалов, поскольку существуют разные платформы Интернет-курсов.

3. Проверка подготовленного проекта должна осуществляться куратором функциональной группы и специалистом по проблеме. Такая система контроля позволит предоставлять только проверенную информацию;

4. Выбор формата видеоматериалов обуславливает необходимость записи живого выступления одного или нескольких практикантов из малой подгруппы;

5. Представляется, что в связи с вводом дополнительного направления для деятельности малой подгруппы требуется ввести правило чередования. Правило заключается в том, что каждый практикант функциональный группы ППЗ должен подготовить выступление для обучающихся (школьникам или студентам) и поучаствовать в создании просвещающей Интернет-лекции;

6. Целесообразным предполагается также проведение соответствующих тренингов в рамке подготовки студентов к прохождению учебной практики;

7. В зависимости от формата размещения материалов (текстовый или видео) деятельность студентов в такой малой подгруппе предлагается оценивать также в баллах. При этом, в связи с большей трудозатратностью и сложностью оформления, представляется целесообразным оценивать выше создание именно видеоматериалов.

Формируемые навыки:

1. В ходе деятельности указанной малой группы практиканты ППЗ приобретут и разовьют профессиональные навыки пропаганды правовых знаний с помощью развивающихся образовательных инструментов, популярность которых стремительно растёт. Практиканты ППЗ познакомятся с рынком образовательных Интернет-ресурсов и поймут механизм создания обучающих материалов нового поколения, т.е. приобретут организационные навыки;

2. В рамках деятельности малой группы будут улучшаться навыки деловой коммуникации в группе, отношения взаимопомощи и поддержки;

3. Практиканты ППЗ улучшат навыки систематизации и корректного изложения материала;

4. Выступления, записываемые на видеозапись, позволят сформировать и (или) повысить навыки ораторского мастерства (выступление). Практиканты ППЗ углубят знания по использованию языковых средств и иных средств воздействия на слушателя.

Варианты Интернет-ресурсов для размещения материалов.

Представляется, что допустимы различные комбинации вариантов.

1. Eliademy[4] – это бесплатная платформа электронного обучения, которая позволяет создавать и управлять онлайн-курсами. Создание курса занимает не более нескольких минут. Данная платформа позволяет загружать текстовые документы, проводить вебинары, создавать проверяемые задания и тесты для слушателей, выдавать сертификат о прохождении курса и т.д. Однако в Eliademy невозможно загружать видео материалы. Более того, аудитория данной платформы является относительно невысокой среди граждан Российской Федерации.

2. Универсариум[5] - ведущая российская площадка массовых открытых онлайн-курсов, предназначенных для различной аудитории. Статистика свидетельствует, что каждый курс на Универсариуме изучает от двенадцати до тридцати тысяч слушателей. Курсы состоят из модулей, в состав которых входят видеолекция; домашнее задание; задание для самостоятельной работы; контрольно-измерительные материалы. Кроме того, Универсариум предъявляет дополнительные повышенные требования. В ходе курса можно устраивать проверку знаний путём тестирования, а по окончании выдавать сертификаты о прохождении обучения.

3. Лекториум[6] - бесплатная платформа электронного обучения, которая позволяет размещать лекции у нас на сервере, на канале Youtube и в каталоге медиатеки. Лекториум – одна из крупнейших платформ в Российской Федерации, с точки зрения, аудитории, известности, медийности и т.д. На платформе можно разместить отдельные лекции и целые курсы. Требования, предъявляемые к сотрудничеству ниже, чем у Универсариума.

4. Материалы можно дополнительно разместить на сайте юридического факультета СПбГУ в разделе «Юридическая клиника».

Существуют иные варианты размещения материалов, однако предложенные Интернет-платформы являются бесплатными, что соответствует критерию экономичности. Более того, предложенные варианты позволят получить количественные и качественные данные. Количественные данные укажут на фактическое количество участников, а качественные – уровень усвоения материала, поскольку платформы предоставляют возможность оценивания знаний.

Предлагаемая нами идея достаточно проста в осуществлении, поскольку не требуется наличия сложного оборудования и профессионального монтажа. На наш взгляд, студентам-клиницистам достаточно будет электронной техники, которой они обладают. Кроме того, представляется возможным договориться о предоставлении аппаратуры с сотрудниками СПбГУ, которые уже используют данный формат обучения либо непосредственно с университетом. Также отметим, что клиницистам будет достаточно базовых навыков работы с компьютерными программами.

Трудозатратность проекта является невысокой. Сроки осуществления будут сопоставимы с действующими в настоящее время. Клиницистам ППЗ достаточно одной недели для полной подготовки выступления. Учитывая, что некоторая часть времени уходит на съёмку и видеомонтаж, представляется достаточным установление срока в полторы-две недели. Таким образом, организуя свою деятельность в течение семестра, клиницисты СПбГУ смогут подготовить настоящий курс лекций по актуальным правовым вопросам.

Заключение

Предлагаемый проект отвечает всем предъявляемым требованиям. Представляется, что идеи, предложенные выше, внесут свой вклад в развитие Юридической клиники и смогут способствовать повышению правовой грамотности населения в долгосрочной перспективе.


[1] Сайт Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://law.spbu.ru/structure/JurClinic/ModelClinic.aspx

 

[2] Сайт Фонда развития Интернет-инициатив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iidf.ru/media/articles/trends/nihil-sihkha-coursera/

[3] Сайт Национального исследовательского университета Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/208978600.html

 

[4] Платформа электронного обучения Eliademy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eliademy.com/ru

[5] Платформа электронного обучения Универсариум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://universarium.org/cooperation

[6] Платформа электронного обучения Лекториум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lektorium.tv/publish



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: