План урока учебной практики
Уроков)
Наименование ПМ.02. Эксплуатация крана при производстве работ (по видам)
Дата проведения ноябрь 2021 г
Мастер ПО Рыжонкова С.А.
Адрес электронной почты: ryzhonkovasvetla@yandex.ru
Курс 2
Группа 97
Тема урока Ознакомление с видами перерабатываемых грузов
Тип урока Учебная практика
Цели урока: Изучитьвиды перерабатываемых грузов
Методы обучения: словесные, наглядные,
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедиа и т.д.
Литература: Олейников В.П., Полосин М.Д. Машинист крана автомобильного - М.: Академия, 2008.
Интернет – ресурсы:
Структура урока:
1. Самостоятельно изучить теоретическую часть урока
2. Записать в конспект вопросы и ответить на них
3. Самостоятельно изучить технику безопасности
Тема урока: Ознакомление с видами перерабатываемых грузов
Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Грузами являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю. Все грузы обладают различными физическими, химическими, биологическими и другими свойствами, в зависимости от которых выбирается тип используемого для перевозок АТС, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и технология перевозок. Данного рода свойства называются транспортными характеристиками грузов. Транспортные характеристики грузов – это совокупность свойств перевозимых предметов и материалов, определяющих условия и технические средства для их перевозки, перегрузки и хранения: физико-химические свойства, тара и упаковка, объемно-массовые характеристики, режимы хранения, перегрузки и перевозки, а также свойства, определяющие степень опасности перевозки. С учетом отмеченных выше транспортных характеристик грузы могут быть классифицированы по следующим основным признакам.
|
1. По физическому состоянию грузы делятся на пять основных классов: твердые, пластичные, газообразные, сыпучие, жидкие (рис. 1).
Рис. 1. Классификация грузов по физическим свойствам
2. По делимости грузы подразделяются на два вида: неделимые (штучные) иделимые.
К неделимым относятся грузы, которые нельзя разделить на части без ущербадля их целостности (труба, ящик, мешок и др.). Разновидностью штучных грузов являются мелкоштучные грузы, которые представляют собой совокупность предметов, легко отделяющихся друг от друга, но не допускающих погрузку навалом. Некоторые мелкоштучные грузы (кирпич, пакеты молока и соков и др.) для повышения эффективности их перевозок укрупняются в неделимые партии (крупные отправки). Большинство штучных грузов: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно-штучные 10 грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, лесные грузы, в соответствии с ГОСТ 26653 – 90 относятся к генеральным грузам. К делимым относятся грузы, которые могут быть разделены на части без причинения ущерба их свойствам и назначению (песок, вода и др.).
3. По наличию тары грузы делятся на два вида: тарные и бестарные. К тарным грузам относятся такие, которые помещаются в тару с целью их защиты от воздействия внешней среды либо, наоборот – с целью защиты внешней среды от вредного воздействия грузов, а также повышения их сохранности и удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). К основной транспортной таре относятся: ящик, бочка, барабан, мешок и фляга.
|
4. По способу погрузки – разгрузки грузы делятся на пять видов: переносные,катные, навалочные, насыпные, наливные (рис. 2).
Рис. 2. Классификация грузов по способу погрузки – разгрузки
5. По массе одного грузового места грузы различаются на обычные (легковесные), большой массы, тяжеловесные. К легковесным относятся грузы, у которых масса одного места составляет до 250 кг, для катно-бочковых грузов (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) – до 500 кг; Грузами большой массы являются переносные грузы массой свыше 250 кг, катно-бочковые – более 500 кг. Погрузка и разгрузка грузов большой массы должны осуществляться с применением машин или механизмов. К грузам большой массы также относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т; Тяжеловесным является груз в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.), размещение которого в транспортном средстве приводит к превышению установленной для него допустимой полной массы или нагрузки на ось. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям.
6. По размерам грузы делятся на четыре вида: малогабаритные, габаритные, крупногабаритные, негабаритные. Малогабаритными называются тарные грузы, размеры которых не превышают 1200 × 1000 × 1200 мм. Габаритными являются грузы, перевозка которых не приводит к превышению Правилами дорожного движения Российской Федерации габаритных параметров для транспортных средств; Крупногабаритные – это неделимые грузы, выступающие за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям. К крупногабаритным относятся также грузы c размером одного места свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине.
|
7. По условиям хранения и перевозки грузы делятся на пять групп: обычные, скоропортящиеся, с резким запахом, антисанитарные, живность (рис. 3).
Рис. 3. Классификация грузов по условиям хранения и перевозки
8. По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре вида: обычные; требующие защиты от атмосферных осадков, пыли; требующие защиты от температурного воздействия; требующие защиты от ударов и сотрясений.
9. По степени опасности грузы делятся на четыре группы: малоопасные (стройматериалы, промышленные товары), пылящие (цемент, известь), горячие (асфальт, битум), опасные. Опасными считаются грузы (вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности), которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. Опасные грузы в соответствии с международными стандартами разделяются на девять классов:
1. Взрывчатые вещества (например, черный порох);
2. Газы сжатые и сжиженные (хлорный газ, бутан, пропан);
3. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, топливный мазут, битумные соединения);
4. Легковоспламеняющиеся вещества и металлы (спички, фосфор, карбид кальция);
5. Окисляющие вещества и перекиси (перекись водорода, дибензолпероксид);
6. Токсичные вещества (синильная кислота, средства дезинфекции);
7. Радиоактивные и инфекционные вещества (нитрат урана, медицинские препараты);
8. Едкие и коррозионные вещества (серная кислота, ртуть, щелочь натрия);
9. Прочие опасные грузы (асбест, литиевые батареи, подушки безопасности для автомобилей).
10. По использованию грузоподъемности автомобиля грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1).
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. От вида груза зависит тип используемого для перевозок подвижного состава (ПС), погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные. Грузы, которые могут перекатываться, называются катными. По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.); опасные грузы (сжиженные газы, кислоты и т.п.). Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных). Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах. Крупногабаритным называется груз, погруженный в транспортное средство, вызывающий превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах. Длинномерным называется груз, погруженный в транспортное средство, выступающий за задний борт более чем на 2 м. По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1). Класс груза определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку. Массовые грузы - грузы, отправляемые, как правило, большими объемами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают следующие виды массовых грузов:
- насыпные и навалочные грузы. Данный вид груза перевозится без тары в открытом подвижном составе. К насыпным грузам относятся в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур; к навалочным - уголь, песок, гравий, камень, руда и др.;
- наливные грузы. Жидкие грузы перевозятся в специализированном подвижном составе (цистернах, наливных танкерах) и требуют сложной по-грузочно-разгрузочной техники. К данному виду грузов относятся различные нефтепродукты;
- строительные материалы. В зависимости от характера и их качества могут перевозиться в крытом или открытом подвижном составе. К данному виду груза относятся различные изделия из дерева и железобетона, кирпич и др.
II. Генеральные, или тарно-штучные, грузы. Данный вид грузов перевозится упакованным в крытом подвижном составе. В зависимости от вида упаковки различают грузы:
- мешковые - в мешках упаковывают грузы, не требующие защиты от механических повреждений;
- киповые - в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них; в тюках перевозится непрессованный материал, а в кипы прессуют хлопок и джут;
- катно-бочковые - грузы, упакованные в бочках-барабанах или рулоны; вметаллических бочках перевозят горючие жидкости (топливо, смазку, растворители), в деревянных - сухие химические и пищевые продукты;
- ящиковые - грузы, упакованные в ящики, типоразмеры которых регламентированы ГОСТом;
- пакетные.
К физическим характеристикам груза относятся: длина, ширина, высота, диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной единицей измерения объема является кубический метр.
Рис.4. Уловные обозначения для транспортировки и перемещению грузов
Контрольные вопросы:
1. Что такое груз, дать определение.
2. Что такое транспортные характеристики грузов, дать определение.
3. Назовите классификацию грузов по физическим свойствам.
4. Назовите классификацию грузов по способу погрузки – разгрузки.
5. Назовите классификацию грузов по условиям хранения и перевозки.
6. Назовите классификацию грузов по массе одного грузового места.
7. Назовите классификацию грузов по размерам.
8. Назовите классификацию грузов поусловиям защиты от внешних воздействий.
9. Назовите классификацию грузовпо степени опасности грузы.
1. Что такое груз, дать определение?
Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю
2. Что такое транспортные характеристики грузов, дать определение?
Транспортные характеристики грузов – это совокупность свойств перевозимых предметов и материалов, определяющих условия и технические средства для их перевозки, перегрузки и хранения: физико-химические свойства, тара и упаковка, объемно-массовые характеристики, режимы хранения, перегрузки и перевозки, а также свойства, определяющие степень опасности перевозки.
3. Назовите классификацию грузов по физическим свойствам?
По физическому состоянию грузы делятся на пять основных классов: твердые, пластичные, газообразные, сыпучие, жидкие
4. Назовите классификацию грузов по способу погрузки – разгрузки?
По способу погрузки – разгрузки грузы делятся на пять видов: переносные, катные, навалочные, насыпные, наливные
5.Назовите классификацию грузов по условиям хранения и перевозки?
По условиям хранения и перевозки грузы делятся на пять групп: обычные, скоропортящиеся, с резким запахом, антисанитарные, живность
6.Назовите классификацию грузов по массе одного грузового места?
По массе одного грузового места грузы различаются на обычные (легковесные), большой массы, тяжеловесные.
7. Назовите классификацию грузов по размерам?
По размерам грузы делятся на четыре вида: малогабаритные, габаритные, крупногабаритные, негабаритные.
8. Назовите классификацию грузов поусловиям защиты от внешних воздействий?
По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре вида: обычные; требующие защиты от атмосферных осадков, пыли; требующие защиты от температурного воздействия; требующие защиты от ударов и сотрясений.
9. Назовите классификацию грузовпо степени опасности грузы.
По степени опасности грузы делятся на четыре группы: малоопасные (стройматериалы, промышленные товары), пылящие (цемент, известь), горячие (асфальт, битум), опасные.
ТБ на рабочем месте:
Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застроповки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться. Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
1.Работать грузоподъемными механизмами и механизмами передвижения крана по сигналу стропальщика;
2.Немедленно приостанавливать работу по сигналу «Стоп» независимо от того, кем он подан;
3. Подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;
4. Перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица;
5. Застрапливать и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;
6. Для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;
7. Строповку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;
8. Груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;
9. Опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.
10. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжении которых находятся эти краны.Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке;
11. При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15 м, между ящиками в штабеле - 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05-1 м;
12. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, с указанием в ней необходимых мер для безопасного производства работ с учетом конкретного груза и объекта погрузки-разгрузки;
13. Транспортировать груз на крюке крана над рабочими местами или при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается;
14. Поднимать груз, больший грузоподъемности крана, запрещается;
15. Опускать груз разрешается только на предназначенное для этого место с исключением возможности его падения, опрокидывания, сползания. Грузы должны укладываться или устанавливаться в соответствии с требованиями при складировании конкретных грузов без загромождения проходов и с выполнением требований по удобству и безопасности их строповки и расстроповки;
16. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах;