СТОЛКНОВЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЙ И СВЕТСКОЙ ИСТОРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА




Вообще говоря, история — это попытка рас­крыть наше прошлое на основе человеческих свидетельств. Дополнительным источником яв­ляются дошедшие до наших дней материаль­ные остатки жизни предков. Ограничением яв­ляется недостаточность и сомнительная надеж­ность свидетельств.

При нормальном развитии науки, естествен­но, она будет принимать, как главное свиде­тельство, свидетельство Библии, ибо эти свиде­тельства, данные Самим Богом, абсолютно на­дежны. Понятно, что и свидетельства людей святой жизни должны иметь перевес перед свидетельством мирских историков, ибо люди святой жизни не перед людьми, но перед очами Божиими страшатся любой неправды и значи­тельно менее мирских историков вносят в свидетельства плоды своих страстей и группо­вых интересов. Более того, исторические Свя­щенные книги являются единственным источником и учебником историософии — понима­ния смысла исторических событий. Поскольку Господь есть Ткач истории и Ему одному До­стоверно известно промыслительное значение сотканных узоров, то раскрыть нам это может лишь Он Сам, что и делает через откровение святых Пророков и Единородного Сына Своего.

Что есть исторические книги Библии? Это есть абсолютно точно изложенная история израильского народа с прилагаемым объяснением Промысла Божия в тех или иных изви­вах исторического пути. По этим книгам, с помощью учения Божиего, христиане могут и своим человеческим, но просвещенным Светом Христовым умом научиться постигать смысл простейших исторических событий.

Как мы уже писали, в эпоху Возрождения возникает светская историография, что, как видно из вышесказанного, уже само по себе нонсенс. Эта беспомощная кичливая наука рассматривает Священное Писание и Священ­ные книги, как самый ненадежный источник информации, из которых правду можно из­влечь, лишь читая между строк. Вспомним пункт №4 современного научного мировоззре­ния, о том, что наука есть высший и самый достоверный источник истины. Более того, сло­ва «наука доказала» могут обсуждаться в от­ношении тех или иных фактов только в кругу специалистов, а мы — профаны — должны вос­принимать все факты под грифом «наукой доказано». Если сомневаетесь, попробуйте поинтересоваться у врача, когда он вам скажет, что медицина установила то или то, как она это установила, какие были теории, какие были поставлены опыты? Думается, что повторять этот смелый эксперимент вам не за­хочется.

Когда такие претензии на знание истины высказывают точные науки — математика и фи­зика, или полуточные — биология, химия и др., то их заносчивость, по крайней мере, можно понять. Но ведь с таким же апломбом на зна­ние истицы претендуют науки, у которых ситу­ация на дворе меняется чуть ли не каждый день и методики которых по выявлению исти­ны слабы до грани возможного. К ним относит­ся и история. Никто ведь не удивится, если завтра вдруг найдутся документы, что сорат­ник Петра I Меншиков был немецкий шпион или что Дмитрий Самозванец был действитель­но спасенным царевичем Дмитрием. Оценка же светской историей каких-либо излагаемых библейской историей фактов часто формулируется так: «Науке такие факты не известны». Заметьте, даже не то, что история доказала, что таких событий в это время и в этом месте не могло быть, а просто «доказа­ла»: не было, потому что мы об этом не знаем.

Особенно такое отношение расцвело у ис­ториков после расшифровки древневосточных языков Египта, Древней Персии, Вавилона, Ас­сирии, Шумера, Аккада и развития так называ­емой критической школы (вторая половина XIX века). Сторонники критической школы утверждали, что старая история, основанная на человеческих свидетельствах, совершенно нена­дежна в силу пристрастности свидетелей. Упор они делали на более глубокий научный анализ материальных следов изучаемой эпохи. Биб­лия воспринималась, как малоценные записки религиозных деятелей, стремящихся, как всегда, «дурить народ», и написанные к тому же в глубокой провинции вдалеке от всех главных центров, где завязывалась интрига истории Древнего Востока.

Удивительно, что такие мнения развивались несмотря на то, что Священное Писание содер­жит само в себе свидетельства своей истинности и как исторического документа, и как тол­кователя тайного смысла происходящих исто­рических событий. Мы имеем в виду библейс­кие пророчества, в которых часто до мельчай­ших подробностей предсказываются некоторые будущие периоды истории. Светскими истори­ками решался этот вопрос самым простым об­разом: авторы библейских книг под видом про­рочеств писали не о будущем, а о прошедшем. Скажем, если в одном из Евангелий не упоми­нается о разрушении Иерусалима, то можно считать, что оно написано до 70 года (год раз­рушения), если же разрушение упоминается, то, следовательно, после. Еще хуже обстоит дело с Книгой пророка Даниила, которая описывает Рождество Христово, долженствующее насту­пить через 500 лет. А это значит, что автор Книги Даниила писал свое «пророчество» не в Вавилоне при царе Кире, а через 500 лет, уже при римском владычестве. Такие номера про­делывать уже сложней. Книга Даниила широ­ко известна, упоминания о ней встречаются и до Рождества Христова. Ну, тут приходится говорить о позднейших вставках христианских переписчиков... То есть своими чудесами Гос­подь вообще лишил Священные книги всякого доверия. Последний гвоздь в гроб этих гнилых тео­рий был забит открытием Кумранских рукопи­сей. Эти рукописи принадлежали секте ессеев, задолго до Рождества Христова отделившихся от всех остальных иудеев. Свои Священные книги они переписывали сами. Им не было никакой нужды вставлять слова о Христе в Даниловы или Исаиевы пророчества. Но вот в их архивах, открытых в Кумранских пеще­рах, мы находим и пророчество Исаии о рож­дении Христа от Девы, и пророчество Даниила о рождении Христа через семьдесят седмин.

Книга пророка Даниила, содержащая в очень ясной форме множество подробнейших пророчеств о судьбах Ближнего Востока после крушения Персидской державы, подверглась особенно пристальному критическому анализу со стороны светских историков с попытками доказать ее недостоверность. Так, у пророка описан пир во дворце защищающего Вавилон от персов царя Валтасара, закончившийся его смертью и завоеванием города персами. Не библейские же источники называют последним царем Вавилона Набонида. Они добавляют, что Набонид не был в Вавилоне во время его захвата персами, но был взят в плен и долгое время жил в плену, где с ним хорошо обращались. На этом основании библейский источник обвиняли во лжи. Однако знаменитый ассири­олог Роулинсон нашел цилиндр с надписью, где сообщается, что в Вавилоне на последнем этапе его существования было два царя. Сам Даниил, как мы помним, за свое толкование царского сна был сделан третьим властелином в царстве, что хорошо согласуется с наличием двух царей. Среди многочисленных глиняных табличек, собранных в Британском музее, упо­минаются вместе Валтасар и Набонид и гово­рится, что Валтасар был сыном царя. Кроме того, в Книге Даниила настолько точно описа­ны подробности хозяйственной и общественной жизни города Вавилона, что говорить о том, что ее писал самозванец через 500 лет после падения Вавилона не приходится. И светская история признала Книгу Даниила достоверной (про пророчества, правда, светские историки молчат).

Вообще, вновь открываемые документы — надписи на камне, глиняные таблички — во всех случаях, когда мнения библейской и свет­ской истории расходятся, подтверждают биб­лейскую версию и, следовательно, значимость Библии как точного исторического источника. Во второй половине XIX века для того, чтобы отвечать «историческим» критикам Биб­лии, в Палестину двинулись верующие архео­логи из многих стран. Они строили планы своих раскопок, черпая указания из Библии и пытаясь археологически идентифицировать библейскую географию и найти археологичес­кие свидетельства всем описанным в Новом Завете событиям.

Успех библейской археологии привел к тому, что многие скептики и критики Библии отвергли свои прежние воззрения и даже стали верующими людьми. Некоторые археологи «уз­рели Бога» непосредственно в течение архео­логических работ, поражаясь точности библей­ского описания, подтверждаемого археологи­чески.

Параллельно работа над текстами показала удивительную неподвижность текстов книг Но­вого и Ветхого Заветов, переписанных в раз­ных местах и в разное время. Эта неподвиж­ность снимает всякое подозрение о наличии вставок, купюр или вообще каких-либо изме­нений, вносимых христианскими переводчика­ми. В настоящее время можно сказать, что противостояние светской истории библейским данным снято, хотя кое-какие частные вопросы остаются.

В заключение приведем высказывания не­которых ведущих археологов о достижениях библейской археологии.

Видный археолог В. Ф. Олбрайт, профес­сор университета Джона Хопкинса, пишет: «Нет никаких сомнений в том, что археология в зна­чительной мере подтвердила историчность книг Ветхого Завета». Сэр Фредерик Кеньон, в прошлом директор Британского музея, считает, что свидетельства археологической науки по­могают восстановить веру в подлинность книг Ветхого и Нового Заветов и что от расшире­ния и углубления наших знаний Священное Писание только выигрывает. Американский археолог Нельсон Глюк говорит: «Необходимо со всей определенностью заявить, что ни одна из археологических находок не противоречит ни одному из сообщений Священного Писания. Абсолютно все, что найдено, прямо или косвен­но подтверждает историчность описанных в Библии событий, и возникающее с помощью этих самых находок должное уважение к биб­лейскому тексту подчас приводило к порази­тельным открытиям». И наконец, еще несколь­ко мыслей сэра Кеньона: «Задача все расши­ряющего свои границы знания состоит в том, чтобы упрочить авторитет книг Ветхого Завета, разъясняя в то же время их смысл. Критика, прежде столь разрушительная, перешла теперь скорее на оборонительные позиции, и любой может теперь изучать Священное Писание, будучи уверенным в том, что, что бы ни наме­ревалась еще сказать современная наука, слово Божие пребудет с нами вовеки».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: