Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.
Особо важным является вопрос связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, то она, не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятельности.
Содержащиеся в книге рекомендации по сенсорному воспитанию детей первого года жизни могут быть использованы как воспитателями ясельных групп детского сада, так и родителями. Все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях
Для каждой игры, включенной в этот раздел книги, указаны нижние возрастные границы ее использования. Однако в зависимости от конкретных особенностей развития и воспитания ребенка эти границы могут существенно сдвигаться.
|
Игры-занятия для детей раннего возраста (второй и третий год жизни) предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы - по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетания разных свойств). Рекомендуемая последовательность их использования указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.
Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.
Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном детском учреждении.
|
Первоначальная экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система игр и упражнений дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада, включая подготовительную к школе группу (детей седьмого года жизни). Однако в дальнейшем было установлено, что при более концентрированном проведении работы по сенсорному воспитанию реализация всей системы может быть вполне успешно завершена уже в старшей, группе. Вариант распределения заданий по возрастам, предлагаемый в настоящем пособии, явился результатом многолетних исследований и может рассматриваться как оптимальный при обычных условиях воспитания детей в детском саду.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
При воспитании маленьких детей традиционно почти все внимание взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна малыша, прогулок. Во время бодрствования ребенка кормят, проводят различные гигиенические процедуры, что совершенно закономерно. Но достаточно ли для малыша только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.
Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений - гуления, оживленных движений рук и ног. Примерно с недельного возраста полезно класть ребенка на живот - это укрепляет мышцы живота, а когда малыш поднимает голову, укрепляются мышцы спины, шеи.
|
Ребенок очень быстро привыкает к общению со взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открывается совершенно другой мир - лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребенок устает все время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.
Опыт воспитания детей раннего возраста свидетельствует о двух крайностях: ребенка или редко берут на руки, не занимаются с ним, или слишком много держат на руках. При воспитании малыша необходимо соблюдать золотое правило - не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Перед взрослыми стоит задача - научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию.
Здоровый ребенок первых трех месяцев жизни при правильном режиме может спокойно бодрствовать от получаса до 1 часа 20 минут. Чем же занято время малыша? Помимо кормления, которое обычно длится 10-15 минут, купания, туалета у ребенка остается свободное от различных процедур время. Его и следует использовать для начала сенсорного воспитания.
Прежде всего, надо выделить специальное место для бодрствования ребенка. В детских учреждениях это манеж, а в семье это может быть диван, диван-кровать, но ни в коем случае не кроватка ребенка, в которой он должен только спать. При укладывании на сон в постоянном месте, привычной обстановке, ребенок, как правило, быстро засыпает. Если же малыш в одном месте и бодрствует и спит, то процесс засыпания происходит сложнее, медленнее.
Во время бодрствования взрослые кладут малыша на диван, головой к окну таким образом, чтобы свет не мешал ребенку рассматривать окружающее. Только тогда, когда источник света находится за головой ребенка, малыш может без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещенную обстановку.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребенка раннего возраста. При целенаправленном обучении двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.
Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.
Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.
Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.
7-9-дневный ребенок бодрствует очень мало, но и в эти небольшие промежутки необходимо показывать малышу разнообразные игрушки.
Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4-10 дней жизни)
Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.
Материал. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60-70 см (цв. табл. 1).
Руководство. Первый вопрос, который может возникнуть при организации занятия,- где взять необходимый материал? Можно купить игрушечного петуха, состоящего из пластмассовых колец, нанизанных по типу пирамидки. В кольцах сбоку легко просверливаются ножницами отверстия по размеру диаметра стержня. Затем кольцо надевается на конец стержня, и игрушка для показа готова.
Почему речь идет о кольце на стержне? Дело в том, что ребенку трудно поймать взглядом предмет. Взрослый ему показывает игрушку, а малыш чаще всего смотрит не на показываемый предмет, а на лицо взрослого. Стержень как раз и необходим для того, чтобы в поле зрения ребенка была только игрушка.
Можно ли обойтись без стержня? Можно, но только придется показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка.
Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7-5 см, частота - одно-два колебания в секунду.
Задача взрослого - привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, т. е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5 м от ребенка.
После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют.
Размер игрушек диаметром 5-7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.
Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов - красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним.
Вправо и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).
Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.
Показ длится 1-2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению.
Различение предметов разного цвета (организуется с 20-го дня жизни)
Дидактическая задача. Обогащение ребенка цветовыми впечатлениями, развитие способности различать цвета.
Материал. Несколько игрушек разного цвета. Игрушки должны быть одинаковыми по величине и по форме, достаточно насыщенного цвета (цв. табл. 1).
Руководство. Вначале над ребенком, лежащим на спине, помещают зеленую игрушку. С этой целью высоко над постоянным местом бодрствования можно протянуть в горизонтальном направлении леску, белую нитку либо тонкий шнур, а к ней привязать на нитке игрушку и спустить ее вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребенка.
Привлекая внимание малыша к игрушке, взрослый приводит ее в движение, вращает, потряхивает. С того момента, как ребенок начинает рассматривать игрушку, можно зафиксировать по секундной стрелке часов продолжительность рассматривания. Если ребенок рассматривает игрушку более 5 минут, лучше отвлечь его от этого занятия, чтобы избежать переутомления.
С каждым последующим показом малыш все меньше и меньше времени смотрит на игрушку. Взрослый проводит показ два раза в день, но игрушка все время находится над ребенком, и во время бодрствования он ее может рассматривать самостоятельно.
Примерно через три-четыре дня после того, как малыш перестанет обращать внимание на зеленую игрушку, ее заменяют красной. Взрослый, сконцентрировав внимание малыша на игрушке нового цвета, фиксирует продолжительность ее рассматривания ребенком.
Разница продолжительности рассматривания зеленой игрушки на четвертый день и красной при ее первом предъявлении свидетельствует о различении ребенком этих цветовых тонов.
Дело в том, что на третий-четвертый день малыш почти не задерживает взгляда на хорошо знакомой и уже надоевшей ему игрушке, а идентичный предмет нового цвета рассматривает несколько минут. При этом ребенок широко раскрывает глаза, а нередко и рот, затаив дыхание, затем вскидывает руки по направлению к игрушке нового цвета.
Игрушка красного цвета висит над ребенком три дня. Специальный показ ее проводится, так же как и с прежней игрушкой, два раза в день, в течение 3-5 минут каждый раз.
Через каждые три-четыре дня можно вводить новые игрушки, меняя их цвета (игрушки могут быть желтыми, оранжевыми, синими, фиолетовыми).
Рассматривание погремушек (организуется с 1 месяца)
Дидактическая задача. Приучать ребенка рассматривать высоко подвешенные игрушки, колеблющиеся при движениях самого ребенка.
Материал. Одна новая разноцветная красочная погремушка и одна хорошо знакомая, уже не привлекающая внимания малыша (цв. табл. 2).
Руководство. Над грудью ребенка, лежащего на спине, размещают в 60-70 см новую погремушку, с которой соединена лентами шириной 2-3 см старая погремушка, находящаяся в 7-10 см от груди. Взрослый покачивает новую, высоко подвешенную погремушку, привлекая к ней внимание малыша. Вначале ребенок смотрит на нее, широко открывая глаза, а иногда и рот, затихает, затормаживая движения, рассматривает ее несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку.
Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее пристально. После затишья наступает новый всплеск двигательной активности ребенка, и он снова задевает руками за низко подвешенную погремушку, приводя в движение верхнюю.
Таким образом, ребенок может заниматься 5 минут, затем взрослый поднимает вверх нижнюю погремушку, забрасывая ее на леску, рядом с верхней.
Важно помещать внизу знакомую игрушку, которая ребенка уже не интересует, чтобы его внимание было привлечено к новой, размещенной на удобном для рассматривания расстоянии.
Игру можно проводить два-три раза в день в течение одной-двух недель, меняя верхнюю погремушку каждые два-три дня.
Захватывание низко подвешенных погремушек (организуется с 1 месяца 10 дней)
Дидактическая задача. Стимулировать у ребенка стремление рассматривать и захватывать игрушки.
Материал. Используются разные погремушки.
Вверху на расстоянии 60-70 см над грудью, лежащего на спине ребенка помещают яркую многоцветную погремушку и колокольчик. К погремушке с помощью двух лент шириной 5 см прикрепляют вторую погремушку и подвешивают ее на расстоянии 7-10 см от груди ребенка. Концы лент остаются свободными (цв. табл. 2).
Руководство. Ласково разговаривая с лежащим на спине ребенком, взрослый поглаживает его руки с тыльной стороны, вызывая раскрытие ладоней, и подводит концы лент к пальцам рук малыша. Ребенок захватывает концы лент, радостно двигает руками, приводя в движение высоко подвешенные игрушки и колокольчик.
Выпустив концы лент из рук, малыш радуется, глядя на раскачивающуюся над ним игрушку и колокольчик, двигает руками, снова наталкивается на низко подвешенную игрушку и концы лент и снова приводит в движение всю систему игрушек.
В ходе игры взрослый два-четыре раза приближает концы лент к пальцам ребенка, стимулируя их захватывание.
Общая продолжительность игры 5-6 минут. Важно чередовать всплески активности малыша с паузами, не побуждая ребенка к новым действиям.
Игра проходит успешно, если малыш захватывает ленту, задевает руками погремушку, рассматривает высоко подвешенную погремушку.
В течение дня игра может проводиться два-три раза, в первую половину каждого отрезка бодрствования. При смене игрушек по мере развития движений рук малыша игра остается интересной и полезной для ребенка до 3 месяцев.
Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними (организуется с 2 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять детей в активном прослеживании движений предметов.
Материал. Используются две одинаковые игрушки на подставках, например пара медвежат высотой 12- 15 см.
Руководство. Перед лежащим на животе ребенком в центре на расстоянии 1 м взрослый ставит рядом две игрушки. Сконцентрировав на них внимание ребенка, он начинает отодвигать одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Ребенок, наблюдая за перемещающейся игрушкой, поворачивает голову, а затем и весь корпус в том же направлении. Отведя, таким образом, медвежонка на расстояние 80-100 см от центра, взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать точно так же в другую сторону. Таким образом, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус вслед за перемещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый передвигает поочередно обоих медвежат к центру, вызывая у ребенка активные движения головы, туловища, прослеживание взглядом.
Задание выполняется ребенком два-три раза подряд. С малышом можно заниматься по два-три раза в день. При замене игрушек игра остается интересной для детей длительное время.
Продолжительность игры-занятия 2-3 минуты.
Предложенные игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений.
Научившись следить за перемешанными предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.
Описанные игры могут быть успешно дополнены, с учетом конкретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье.
Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.
К 2,5-3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5 --6 месяцам двух часов.
Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка остаются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению со взрослыми, непрерывно требуют внимания к себе, просятся на руки, не умея себя занять.
Своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него. Так, увидев интересную игрушку, справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.
Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глубокий эмоциональный отклик у малышей.
Наталкивание на низко подвешенные ленты и их захватывание (организуется с 2,5 месяцев)
Дидактическая задача. Развивать согласованные действия руки и глаза.
Материал. Высоко подвешенная игрушка, соединенная с лентами шириной 2 см мягкого, спокойного цвета (цв. табл. 2).
Руководство. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая погремушка-гирлянда, к концам которой прикреплены две ленты, спускающиеся к рукам ребенка. Взрослый привлекает внимание малыша к погремушке, стимулируя радостные движения и вокализации. Оживленно двигая руками и ногами, малыш случайно наталкивается на концы лент. Соприкосновение с новым объектом вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной активности.
Соприкасаясь руками с лентой, ребенок случайно схватывает предмет. Не умея сразу выпустить ленту из рук, малыш размахивает руками, дергает ленту и приводит в движение высоко подвешенную погремушку.
Если малыш не захватывает ленту сам, то взрослый, прикасаясь к тыльной стороне ладони, вызывает раскрытие ладони и подносит ленту к ней в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватывает ленту в кулак.
Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее, приводя в движение игрушку.
В начале игры ребенок активно двигает руками и ногами, радостно гукает. При рассматривании лент и игрушек он становится более спокойным, захватив ленту, затихает, рассматривает ее сверху вниз и снизу вверх.
Если ребенок пытается взять ленту в рот, взрослый отводит руку малыша вместе с лентой в сторону, вызывая натяжение ленты и приводя в движение весь комплекс игрушек.
Продолжительность игры от 5 до 10 минут при условии чередования спокойного рассматривания с захватыванием предметов, сопровождающимся ярко выраженной двигательной активностью.
Старшие дети не нуждаются в стимулировании захватывания. В возрасте от 3 месяцев они сразу начинают захватывать, дергать ленты, рассматривать их.
Захватывание игрушек из рук взрослого (организуется с 3 месяцев)
Дидактическая задача. Развивать зрительно-двигательную координацию.
Материал. Погремушки с ручкой для захватывания, но лучше использовать деревянные ложки с хохломской росписью (цв. табл. 3). Конструкция ложки сходна с конструкцией погремушки с рукояткой, а художественные качества хохломской росписи несоизмеримо выше оформления пластмассовых погремушек.
Руководство. Ребенку, лежащему на спине, показывают красивую ложку, которую взрослый держит таким образом, чтобы рукоятка была свободной. Взрослый, медленно покачивая ложку, привлекает внимание ребенка и держит ее на расстоянии 20 см от груди ребенка.
Как только малыш сделает попытку взять ложку (раскроет ладонь и слегка направит руки в сторону предмета), взрослый приближает ложку к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захватить.
Если малыш выпускает игрушку из рук, взрослый снова берет ее в свои руки и снова показывает ребенку.
При схватывании игрушки ребенком взрослый обращает внимание на амплитуду движения предплечья и плеча ребенка. Если малыш захватывает предмет только ладонью, не направляя предплечье ему навстречу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок ниже руки ребенка и, слегка оттягивая ложку к себе, передает мышечное усилие руке ребенка.
На первом этапе обучения ребенок при виде игрушки рассматривает ее внимательно, раскрывает ладонь и делает слабое, едва заметное движение навстречу предмету, а после захвата удерживает его в руке несколько секунд.
На последующих этапах малыш активно направляет руку к предмету и схватывает игрушку, находящуюся над его грудью. Игра сопровождается неторопливым, спокойным разговором, поощрением ребенка, ласковым поглаживанием его.
Занятие будет интересным малышу длительное время, если использовать разные по расцветке ложки. Ребенок с удовольствием рассматривает ложку, которую самостоятельно держит в руке, приближая ее и удаляя.
Игра проводится два раза в день. Ее продолжительность 3-5 минут. Постепенно удобная для захватывания ложка может быть заменена другим, менее удобным для захватывания предметом, но сформированный навык схватывания позволит ребенку успешно манипулировать разнообразными игрушками.
Схватывание предметов разной величины (организуется с 3-3,5 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к величине схватываемого предмета.
Материал. Большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки (диаметром 4,5-5 и 3 см). Толщина колец 0,5-1,5 см (рис. I).
Следует помнить, что ребенку в руки даются предметы размером не менее 3 см, так как более мелкие предметы малыш может проглотить, засунуть в ухо, нос и т. д.
Желательно в распоряжение ребенка предоставить три больших и три маленьких кольца.
Руководство. В ходе игры-занятия взрослый помещает перед малышом, лежащим на животе, большое кольцо и наблюдает, что будет с ним делать ребенок. Скорее всего, ребенок схватит его и потащит в рот. Задача взрослого - помешать малышу, это сделать. Мягким движением, высвободив кольцо, взрослый опять кладет его перед ребенком, предоставляя возможность схватить предмет снова.
После того как малыш поиграет с большим колечком, перед ним размещают маленькое колечко и снова дают возможность схватить предмет. Взрослый наблюдает за действиями ребенка: рассматривает ли малыш кольцо или же сразу схватывает его и тащит в рот? Маленькое колечко используется также два раза подряд.
Затем перед малышом размещаются все большие и маленькие кольца, и ему предоставляется возможность брать их по собственному усмотрению в любом порядке. Беря поочередно большие и маленькие предметы, ребенок упражняет руку, пальцы, приспосабливает их к захвату, удерживанию и манипулированию предметами.
Отверстия в кольцах для нанизывания на стержень пирамидки имеют большое значение. Ребенок, попадая пальчиком в отверстие, вынужден придерживать кольцо и другим пальцем. Таким образом, развивают мелкие движения руки.
Игра длится 5 минут. В ходе ее взрослый ласково разговаривает с ребенком, не отвлекая его от действий с предметами. В конце игры взрослый, высказывая одобрение, улыбается, хвалит малыша, поглаживая его по головке, берет на руки.
Игра долгое время будет интересной, если использовать кольца разного цвета.
Проводится игра в течение трех-четырех дней. После некоторого перерыва она снова становится привлекательной для ребенка.
Примечание. Вместо колец в дальнейшем могут использоваться другие предметы. Важно учитывать общий принцип их подбора, изложенный выше: размер маленького предмета должен быть не менее 3 см, а разница между большим и маленьким предметами составляет 1,5- -2 см.
Схватывание предметов круглой и квадратной формы (организуется с 3,5-4 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к форме схватываемого предмета.
Материал. Предметы круглой и квадратной формы. Диаметр круглых предметов равен 3 см, стороны квадрата равны также 3 см. Толщина предметов составляет 1,5 см. Можно использовать уже знакомое по прежней игре кольцо пирамидки и деревянный брусок из набора строительного материала. Важно, чтобы цвет предметов был одинаков (рис. 2).
Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещаются уже знакомые ему одно-два колечка, и предоставляется возможность поиграть с ними. После того как у ребенка снизится интерес к кольцам, перед ним снова помещаются эти кольца и один квадратный брусок.
Взрослый молча, чтобы не отвлекать внимание малыша, размещает дидактический материал и наблюдает за действиями ребенка. Малыш, скорее всего, возьмет предмет новой для него формы - квадратный брусок.
В процессе игры несколько раз изменяется взаимное расположение предметов разной формы. При первоначальном показе важно, чтобы новый предмет лежал посередине, в дальнейшем он может находиться и справа и слева в ряду. Промежутки между предметами составляют примерно 5 см. При большем расстоянии малышу труднее переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой.
Важно, чтобы малыш, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками. Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки и т. д. Вначале могут наблюдаться неуклюжие попытки захвата предмета, но постепенно ребенок начинает раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным образом для захвата предмета той или иной формы.
Игра длится около 5 минут. Повторяется в течение трех-четырех дней в зависимости от заинтересованности ребенка.
Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5-5 месяцев)
Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущей игре.
Материал. По три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3 см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5 см. Толщина предметов равна 1,5 см (рис. 3).
В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».
Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того как ребенок схватит игрушку, взрослый кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Таким образом, помещается перед ребенком и еще один «кирпичик».
Игра длится около 5 минут и в течение дня может проводиться дважды. Через день-два среди трех знакомых брусков размещается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имеющимся в распоряжении ребенка предметам еще две треугольные призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдает предпочтение ребенок.
Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному материалу, особенно к предметам новой формы.
Взрослый хвалит ребенка, гладит его по головке, берет на руки, улыбается ему.
Игра проводится в течение трех-четырех дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь ее целесообразно проводить два-три раза. Продолжительность игры около 5 минут.
Рассматривание декоративных панно (организуется с 5-5,5 месяцев)
Дидактическая задача. Обогатить ребенка впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения.
Материал. Используется жостовский поднос размером 40 X 18 см с изображением цветов (цв. табл. 3).
Руководство. У хорошо освещенной стенки взрослый размещает горизонтально живописный поднос. Ребенок лежит на животе на расстоянии 80-100 см от подноса. Взрослый при этом находится позади ребенка или сбоку, стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекает его внимание к ярким цветам, изображенным на подносе.
После 2-3 минут рассматривания при энергичных попытках малыша приблизиться к изображению взрослый приставляет ладонь к стопам ребенка, создавая, таким образом, упор для ног. Отталкиваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к подносу, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.
Затем ребенка опять кладут на живот на прежнем расстоянии от подноса и предоставляют ему возможность снова рассматривать яркие цветы, приблизиться к ним, энергично отталкиваясь ногами от ладони взрослого.
Игра длится 5-7 минут. При этом панно можно размещать как горизонтально, так и вертикально. Важна его хорошая освещенность.
При периодической замене предметов для рассматривания интерес ребенка к игре не пропадает довольно долго. Интервалы в несколько дней, после которых предмет воспринимается ребенком как новый, также поддерживают интерес.
В дальнейшем с промежутками в один-два дня игра может проводиться в течение трех-четырех недель. Продолжительность игры около 5 минут.
Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов (организуется с 6 месяцев)
Дидактическая задача. Накопление зрительного, осязательного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.
Материал. Кольца от деревянной пирамидки, соединенные шнуром таким образом, чтобы два больших и два маленьких кольца чередовались (рис. 4). Кольца закрепляются в гирлянде на расстоянии 2 см одно от другого. Такое расстояние необходимо для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде. Захватывая большие и маленькие кольца, ребенок всякий раз приспосабливает руку для захвата в соответствии с величиной предмета. Плотное соединение деталей погремушек и игрушек мешает обследованию их формы.
. Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, размещается гирлянда колец разных размеров. Взрослый наблюдает за действиями ребенка. Для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо широко раскрыть ладонь, в то время как маленькое кольцо можно захватить пальцами. При захвате колец сбоку за ребро ребенок совершает еще более тонкое движение пальцами. Иногда малыш может взять пальцами шнур, соединяющий кольца.
Вначале, как правило, ребенок шлепает раскрытой ладонью по большому и по маленькому кольцу. Шлепнув ладонью по поверхности кольца и не схватив игрушку, он повторяет движение, меняя при этом движение пальцев таким образом, что достигает желаемого результата, схватывает предмет.
Взяв одно кольцо, малыш затем придвигает другие кольца в гирлянде и, привлеченный ими, берет в руки поочередно большие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для схватывания и удерживания игрушек.