Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.п. Амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп.
Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.
Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного алкоголизмом, нарушаются семейные, трудовые и другие общественные отношения, что приводит к укреплению контактов больных между собой, основой которых служит совместное пьянство. В связи с этим, раньше за рубежом, а сейчас и у нас предпринимаются попытки создания особых учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями. Такие учреждения создаются для того, чтобы облегчить переход от круглосуточного наблюдения за алкоголиками в специальных больницах к их самостоятельной жизни в обществе.
Еще одна разновидность социальной реабилитации – психотерапевтическое сообщество под названием «Поворотный пункт» (1978г). Оно было создано с целью оказания лечебно-реабилитационной помощи больным алкоголизмом. По уставу сообщества, проводимые медико-социальные мероприятия преследуют цель возвратить больных к нормальной и полноценной жизни путем изменения, в первую очередь, их поведенческих стереотипов (патологических).
Распространенной формой социальной адаптации больных алкоголизмом являются организации колоний, у которых есть собственные школы, лечебницы, различные производственные мастерские и т.д. Колонии, как правило, расположены в пригородах, имеют подсобные хозяйства, животноводческие фермы, парники и т.д. Сейчас в этих целях используются многие заброшенные деревни.
|
Наиболее полно и последовательно преимущества психотерапии и поведенческой терапии раскрываются в деятельности клубов трезвости, обществ анонимных алкоголиков, социотерапевтический климат которых повышает результат лечения и реабилитации на 50-60% [Kardos G., 1980; Schwartzman J., 1985; Moos R.M.,1990]. Среди больных, ежедневно посещавших после стационарного лечения общество анонимных алкоголиков, воздерживались от употребления спиртных напитков в течение шести месяцев 73%, среди не посещавших- 33% [Hoffmann.G., 1985].
С точки зрения обществ анонимных алкоголиков, медики должны заниматься физиологической дезинтоксикацией, а сообщество и сам человек осуществляют психологическую дезинтоксикацию и социалъно-психическую реконструкцию личности. Программа реконструкции включает в себя несколько шагов. Первый шаг состоит в признании бессилия перед недугом. Второй выражает потребность в поиске духовной психологической опоры. Третий шаг означает решимость довериться чувству уверенности в возможности помощи. Суть четвертого-восьмого шагов - самоанализ, исповедальность, беспощадная самокритичность, отказ от эгоистичных поступков, духовное очищение. Шаги девятый и десятый воспитывают умение переносить стрессовые ситуации, ранее приводившие к срывам, что укрепляет самоконтроль. Одиннадцатый шаг ориентирует на постоянную рефлексию и сознательный контроль за своими поступками, заставляет соотносить их с принятыми моральными принципами. Двенадцатый шаг требует практической реализации всех принципов и традиций общества анонимных алкоголиков и главного среди них: помогая другим, ты помогаешь себе больше, чем им
|
Различные формы и направления социальной paбoты подразумевают привлечение больных алкоголизмом к добровольному лечению, патрононажную работу среди больных алкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовых мероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловых взаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитацию за трезвый образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду с внутриклубной работой по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощи осуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественно новому их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у них после отказа от употребления спиртных напитков.
Теперь рассмотрим основные принципы деятельности службы социальной реабилитации и адаптации.
Они делятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельность с людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.
К общепедагогическим относятся принципы природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности.
Суть принципа природосообразности заключается в том, чтобы ведущим звеном воспитательных отношений и педагогических процессов в службе сделать человека с его конкретными особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное - сама природа данного, конкретного человека, его физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.
|
Суть принципа культуросообразности заключается в максимальном использовании и воспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.
В целях реабилитации и адаптации социальные работники используют материальную и духовную культуру, развивают творческие способности и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
Принцип гуманности для социальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей гуманистической психологии. Ученые этого направления утверждают, главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.
Следующим мы рассмотрим специальные принципы.
Первый принцип последовательности мероприятий по социальной реабилитации состоит из шести этапов:
I) Диагностический этап: Он заключается а анализе проблем конкретного человека, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур.
2) Прогностический этап. Он включает в себя постановку конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание системы мер, структур, методик; а также прогнозирование ожидаемых положительных, а возможно и негативных последствий.
3) Организационный этап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленных на достижение поставленных службой целей.
4) Практический этап. Этап реализации новых технологий, отслеживание процесса, корректировка реализуемой технологии, контрольные срезы.
5) Обобщающий этап. Обработка данных, полученных результатов, их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов деятельности.
6) Внедренческий этап. Распространение новых методик, направленная организация опыта по реализации разработанного другими работниками службы.
Второй принцип приоритета индивидуально-личностного подхода в решении проблем реабилитации и адаптации.
Он подразумевает осуществление процесса реабилитации с учетом индивидуально-личностных особенностей человека (его характера, темперамента, мотивов, интересов, способностей и т.д.). Гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия помогают человеку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные и корректировать слабые стороны.
Третий принцип приоритета участия. Он рассматривается в двух планах.
В широком плане - это помощь в любой затруднительной ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, в узком - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании окружающего мира.
Реализация этого принципа имеет два механизма.
Первый механизм формирования называется «снизу вверх». Он заключается в том, что в специально организованных работниками службы реабилитации и адаптации условиях жизнедеятельности избирательно актуализируются положительные побуждения, которые затем постепенно переходят в устойчивые положительные мотивационные образования.
Второй механизм («сверху вниз») заключается в усвоении побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу работника службы должны у него сформироваться, и которые сам человек должен превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Четвертый принцип защитно-охранительных мер на создание условий для развития личности с внутренней саморегуляцией и самоконтролем.
Из психологических исследований известно,. что мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. При некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Данное направление для практических работников службы является основополагающим.
Важным моментом в этом принципе выступает фактор саморегуляции, а в нем - самооценка.
Пятый принцип ориентации на помощь семье как традиционному эффективному институту социализации личности.
Исходя из данного принципа работники службы социальной реабилитации и адаптации стараются развивать у родных и близких черты воспитателей, помощников. В связи с этой целью можно выделить две основные задачи: это накопление необходимых, в том числе педагогических, знаний родными реабилитируемого и их самовоспитание, саморазвитие.
Шестой принцип своевременности подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тот момент, когда в дальнейшем можно осуществлять целенаправленную педагогическую помощь. Для своевременной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения клиента необходима правильная диагностика как особенностей такого, так и причин его отклонения.
Методы и методики диагностики сегодня достаточно распространены: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование и т.д.
Своевременно и правильно поставленный диагноз - важнейшее условие успеха реабилитационной paбoты.
Реализация вышеперечисленных принципов позволяет вести реабилитационную работу в таких службах наиболее эффективно.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.