Реферат-сочинение по курсу История Поместных Церквей.
Семестр.
Задание к агиографическому источнику.
Для написания реферата-сочинения необходимо проанализировать житие одного из святых Поместной Церкви, указанного в агиографическом «Сборнике житий святых Православных Поместных Церквей», и провести историко-богословский анализ подвига его святости.
В рамках реферата-сочинения необходимо выполнить следующие академические задачи:
1. Выбрать житие святого, которое послужит материалом для исследования из списка для обязательного чтения в приложении к программе по «Агиографии» или, по предпочтению студента, из списка источников, представленных в программе
2. Воссоздать историко-культурную среду, в которой жил святой: государство, национальность, историческая эпоха, социальная среда, уровень и культура человеческих отношений.
3. Рассмотреть агиографическую модель жития святого, выявить в нем все общие «историко-богословские клише».
4. Указать автора жития (есть ли он имеется) и мотивы появления данного жития.
5. Попытаться отыскать в агиографической литературе другие инварианты («изводы») данного жития, соотнести их с данным текстом.
6. Поразмышлять, каким образом повлияло на судьбу святого его социальное происхождение, воспитание, образование, жизнь его семьи и т.п.
7. Проанализировать форму подвига, в котором подвизался святой, описать особенности его святости.
8. Описать историю посмертного почитания святого, местонахождение и нетление (если имеется) его останков.
9. Проанализировать обстоятельства и мотивы канонизации святого, его почитание до канонизации и после нее.
10. Указать сведения о почитании святого в других Поместных Церквях.
11. Провести богословский анализ тропаря и кондака святому, и службе (вечерни и утрени, акафиста) святому в богослужебной Минее: авторство этих произведений (если имеется), особенности святости, выраженные в богословской программе канона, тропаря и кондака. Для этого необходимо найти один из 12-томов Богослужебной Минеи (в соответствии с днем памяти святого) и найти службу ему. Тропари святым, кроме того, находятся в других богослужебных книгах, например – в «Тропарионе».
12. Гимнографические ссылки желательно использовать во всех пунктах сочинения, где анализируется жизнеописание святого. Таким образом, в работе должно быть представлено соотнесениежития святого и службы ему.
13. Оценить значение подвига святого и его культа для истории Поместной Церкви, в которой подвизался святой.
Общие требования к рефератам:
1. Использование текстов в реферате:
а) необходимо использовать как можно больше ссылок на текст Библии или Корана для аргументации, иллюстрации различных моментов; следует использовать исторические данные, имеющиеся в Библии или Коране;
б) необходимо сверяться с толкованием текста, чтобы понять, правомерно ли употребление данной цитаты в данном месте реферата;
в) следует использовать список параллельных мест, симфонии, справочники и другой справочный материал при работе над текстом.
2. Существенный момент в написании реферата - компиляция текстов. Из этого следует:
а) особое внимание уделять подборке цитат из используемой литературы;
б) следует использовать словари и энциклопедии для объяснения встречающихся в реферате понятий,
в) при написании реферата следует пользоваться как можно большим количеством литературы. Необходимый минимум - 5 источников или исследований.
Дополнительные требования к рефератам.
Оформление:
а) титульный лист:
Казанская Православная Духовная Семинария
III курс.
Бакалавриат.
Сектор очного обучения.
История Поместных Церквей.
Тема реферата.
Автор.
Преподаватель.
2018 г.
б) в начале реферата следует привести план (оглавление) реферата;
в) цитируемый текст должен быть заключен в кавычки;
г) после цитаты из традиционных текстов Священного Писания в круглых скобках указывается книга, глава, стих (и). Например: "да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15, 11).
д) после цитаты из литературного источника в квадратных скобках указывается только номер ссылки (соответствующий номеру источника в списке литературы) и соответствующие страницы данного источника. Например: "Пророк научает Церковь через откровение Духа" [2, с. 127 ];
е) в конце реферата должен быть приведен список использованной литературы. Традиционные тексты Священного Писания не принято выносить в список литературы. Литературные источники приводятся с выходными данными (автор, название, издательство, место и год издания). Порядок нумерации литературных источников должен соответствовать последовательности их упоминания в тексте реферата
ж) страницы следует нумеровать.
з) текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1,5.
и) с правой и левой стороны листа следует оставлять поля не менее 2,5 см.
к) объем реферата должен быть не менее 8 страниц машинописного текста.
Если в реферате отсутствует или план, или ссылки, или список литературы, то он оценивается неудовлетворительно.
4) При написании реферата от студента требуется умение выстроить композицию, позволяющую грамотно и сжато выразить основные мысли. Требуется показать также навык работы с литературой, умение ее цитировать.
Примерный порядок работы над рефератом:
1. Выбрать тему из предложенного перечня.
2. Просмотреть доступную литературу из рекомендуемого списка
(Возможно привлечение дополнительной литературы).
3. Ознакомиться с теми разделами, которые имеют непосредственное отношение к выбранной теме.
4. Выделить главные мысли, высказанные авторами по данной теме.
5. Систематизировать собранный материал, озаглавить смысловые разделы, расположить их в том порядке, который предполагается при написании реферата.
6. Составить план реферата, представляющий собой оглавление разделов в логической последовательности.
7. Реферат должен содержать введение (не более 1/2 страницы), в котором изложено понимание студентом места, смысла, значения исследуемого вопроса в контексте изучаемой дисциплины. Введение представляет из себя авторский текст, без цитат.
8. Далее, в соответствии с планом, нужно связно и развернуто изложить основные мысли, сопоставив, при необходимости, мнения различных авторов
9. Необходимо следить за тем, чтобы реферат строго соответствовал избранной теме. При переходе от одного раздела к другому должна соблюдаться логическая связь и последовательность. На полях можно отмечать номера соответствующих пунктов плана
10. Реферат должен содержать заключение, в котором подводится итог, то есть сжато сформулированы основные выводы написанного реферата. Объем заключения не должен превышать половины страницы. Заключение представляет из себя авторский текст, без цитат.
11. Необходимо помнить, что реферат не является проповедью, молитвословием или духовной беседой, поэтому он должно быть выдержанным в академическом стиле, без публицистических, лирических или стихотворных отступлений
12. Содержание реферата должно отвечать тематике той учебной дисциплины, по которой выбрана тема.
13. При написании реферата следует использовать не менее пяти различных произведений литературы, необходимым является использование творений святых отцов и учителей Церкви
5) Правила цитирования.
1. Цитаты не должны превышать половины объема текста.
2. Все цитаты необходимо заключать в кавычки. Если цитата приводится не дословно, то ссылка на нее все равно необходима, но в этом случае кавычки не нужны.
Заимствованный текст, не обозначенный кавычками, считается плагиатом, и делает работу неудовлетворительной.
3. Библию принято выносить в список литературы. После цитаты из традиционных текстов Библии в круглых скобках указывается книга, глава.
Например: "да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15:11).
4. В конце реферата необходимо привести пронумерованный список использованной литературы с выходными данными: автор, название без кавычек, издательство, место и год издания. Порядок нумерации литературных источников в списке должен соответствоватьпоследовательности их упоминания в тексте. Каждое произведение (или творение св. отцов) приводится в списке литературы только один раз.
Образец заполнения списка литературы:
1. Джимбинов С. Б. Слово о Лосеве// Алексей Федорович Лосев. Из творческого наследия. Современники о мыслителе. М.: Русский мир, 2007. С. 648-650.
2. Лосев А. Ф. Фрагменты дополнений к "Диалектике мифа" // Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. C. 377-515.
3. Лосев А. Ф. Жизнь (Повести, рассказы, письма).). СПб.: Комплект, 1993. 540 с.
4. Лосев А. Ф. Русская философия // Страсть к диалектике: литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990. С. 68-102.
5. Мейендорф И., протоиерей. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: ПСТГУ, 2003. (серия "Древо"). 576 с.
6. Постовалова В. И. Образ православия в религиозной философии А.Ф. Лосева // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2001. С. 37-60.
7. Cоломенна Л. А. Исторические взгляды А.Ф. Лосева. Дисс. канд. истор. наук. Томск, 2004. 146 с.
8. Тахо-Годи А. А. Интервью на сайте Московского подворья Свято-Троицкой Лавры//https://blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task=view&id=86&I (дата обращения: 5.09.2016).