Программа курса
ТЕМА 1. Общение как социально-психологическая проблема
Общение как инструмент профессиональной деятельности. Основные понятия общения. Инструментальные, психологические, социально-психологические, социальные функции общения. Классификации видов общения. Стили общения. Формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное общение. Особенности делового общения.
ТЕМА 2. Техника и приемы общения. Барьеры в общении
Понятия техники и приемов общения. Техника и приемы общения на разных его этапах. Понятие и механизмы действия обратной связи в общении. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения. Барьеры в общении. Понятие и виды: ситуативный (обусловленный особенностями ситуации); личностный (обусловленный особенностями субъекта общения). Причины возникновения ситуативных барьеров: социокультурные различия, отсутствие определенных поведенческих навыков, нестандартность ситуации, несовпадение информации, поступающей по вербальному и невербальному каналам и пр. Причины возникновения личностных барьеров: действие ограничивающих установок и стереотипов, эмоциональная ригидность, низкий уровень коммуникативной толерантности (характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию). Понятие "конгруэнтность".
ТЕМА 3. Структура общения. Перцептивная сторона общения
Общение как социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Закономерности и эффекты передачи информации в процессе общения. Факторы, определяющие социальное восприятие в общении. Механизмы и формы восприятия и понимания. Социальные стереотипы в общении. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Эффекты межличностной перцепции. Понятие феноменальной и каузальной атрибуции в межличностном восприятии. Возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции. Условия и факторы, влияющие на точность и адекватность межличностного восприятия. Закономерности формирования первого впечатления. Влияние на межличностную перцепцию прошлого опыта, характера взаимоотношений и личностных свойств участников общения (проективные механизмы, стереотипизация, имплицитные теории личности и др.).
|
ТЕМА 4. Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие
Сущность взаимодействия в общении. Стратегии взаимодействия в общении. Методы и средства воздействия на партнера по общению. Взаимодействие как деятельность. Межличностное взаимодействие и межличностные отношения. Виды интеракций. Воздействие и влияние. Личное влияние, власть и лидерство. Основные стратегии и формы влияния. Типы личного влияния. Защита от влияния.
ТЕМА 5. Коммуникативная сторона общения
Коммуникативный процесс в деловом общении. Средства коммуникации. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Общение как коммуникация. Кинесика, такесика, проксемика общения. Невербальное общение в профессиональной деятельности. НЛП в общении. Вербальные средства общения. Коммуникация как обмен информацией. Понятие коммуникативной цепи. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Обратная связь в процессе коммуникации.
|
ТЕМА 6. Вербальные и невербальные средства. "Средства общения" (инструментальная сторона общения)
Понятие "средства общения" (инструментальная сторона общения). Вербальные и невербальные средства. Особенности кинесики невербального общения. Жесты, их виды. Жесты – иллюстраторы, (показывающие картины рассказа), жесты «регуляторы» (направление, кивки, выражение отношения говорящего к чему-либо или кому-либо), демонстрирующие жесты (эмблемы, заменители слов или фраз), жесты - адаптеры (специфические привычки, связанные с движениями рук), жесты - эффекторы (выражение эмоций через движение тела). Функции жестикуляции; оценка; демонстрация уверенности; выражение нервозности, неуверенности; осуществление самоконтроля; ожидание; отрицание; выражение расположения, доминирования, отражение неискренности. Позы (как расположение тела в пространстве относительно партнера, их виды: открытые, закрытые), походка человека, позиции (положения) тел в общении -дополнение к информации о жестах. Расстояние и зоны дистанции (интимная, личная или персональная, социальная или деловая, публичная). Мимика (экспрессия лица): динамика мышц лица (подвижность - неподвижность, своевременность -несвоевременность, адекватность - неадекватность). Мимические коды эмоциональных состояний человека. Основы чтения языка жестов. Межнациональные различия в невербальном общении.
Коммуникативная сторона общения (особенности вербального общения). НЛП и проблемы общения. Репрезентативные системы общающихся. Индикация состояний внутреннего мира по невербальным сигналам в НЛП. Работа с сознанием и поведением человека в НЛП. Вербальные средства общения: слова (значение и смысл слова; слово - образ и слово - понятие). Звуковые характеристики речи: высота голоса, тембр, темп, ритм, модуляции, интонации, дикция, артикуляция. Паралингвистические феномены общения: вздохи, "хмыканья", смех, шепот, плач (всхлипывания), паузы.