Соловьев (о философии вечной женственности)




Миллер Э.

***

Ты в поля отошла без возврата.
Да святится Имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну.
Если все мольбы отзвенели,
Угнетенный, в поле усну.
Ты пройдешь в золотой порфире —
Уж не мне глаза разомкнуть.
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излучённый путь…
О, исторгни ржавую душу!
Со святыми меня упокой,
Ты, Держащая море и сушу
Неподвижно тонкой Рукой!
1905. Страстная суббота

Стихотворение «Ты в поля отошла без возврата» - вступительное ко второму тому. Стихотворение выступает как программное, автор осознает выраженную позицию перерождения ключевой для всего тома. Если в первом томе Блок описывает обожествленную любовь к Прекрасной Даме, свои переживания, видения, то во втором томе появляется незнакомка, связанная с миром «здесь». То есть второй том становится антитезой в творческой эволюции по отношению к «тезе» первой книги стихов.

В первой и второй редакции стихотворение печаталось как заключительное в разделе «Весеннее». Начиная с третей редакции, печатается как «Вступление» ко второму тому.Также стихотворение в первой редакции имело название «Молитва», но в конечном варианте Блок озаглавливает стихотворение по первой строчке. По сюжету стихотворения понятно, что лирический герой обращается дважды к Прекрасной Даме, и дважды обращается с помощью молитвы. В первый раз «Да святится имя твоя» из «Отче наш», а во второй «Со святынями меня упокой» из молитвы «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…». Кажется, что название «Молитва» здесь логично, но почему А.А. Блок в конечной редакции убирает это название? Находясь бы это стихотворение в первом томе как было при первой редакции текста, оно бы заключало идею о обожествлении Прекрасной Дамы, о обращении к ней через молитву. Но Блок ставит его вступительным ко второму тому, ознаменовав новый этап для лирического героя. Не молитва к Прекрасной Даме, а перерождение ставится ведущей идеей стихотворение и всего цикла.

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Интонация анапеста постоянно устремляется вверх, отчего рифма получается сильной и звонкой, а стихи — восторженными. Так автор с помощью стихотворного размера подчеркивает отношение лирического героя к Прекрасной Даме. Блок использует перекрестную рифму (возврата – заката/ Твое – острие), точную рифму (порфире-мире/ душу-сушу) чередует женскую (возрАта/закАта) с мужской рифмой (ТвоЕ/ остриЕ).

Прекрасная Дама является символом вечной женственности. Идея вечной женственности Соловьева заключается в любви к Софии, «к небесному предмету нашей любви». София - это источник мира и его душа, связывающая воедино Творца, его творения, природу, человечество. Это рождающее начало, и поэтому оно выступает в образе прекрасной женщины (Вечной Женственности). В данном стихотворении образ Прекрасной Дамы покидает лирического героя. «Ты в поля отошла без возврата». Слово «Поля» Блок использует во многих своих стихотворениях («Прикорнувши под горою…»/ «Инок шел и нес святые знаки…»/ «Вечер мой в красном огне…»). «Поля» в цикле «Распутья» употребляются 16 раза, а в «Пузырях земли» 1 раз в стихотворении «Эхо». Стоит обратить внимание не строку стихотворения «Эхо» «Как будто в поля золотого заката». Блок во всем цикле использует слово «Поля» в качестве воспоминания о том самом поле. Поля – символ Матери сырой земли, а мать как рождающее начало. То есть Прекрасная Дама возвращается к своим истокам. Туда, откуда она снизошла в первый раз, в мир «иной», который недоступен лирическому герою. И лирический герой обожествляет Прекрасную Даму. Он любит ее как абсолют, как ученики любят Христа. И обращается к ней по молитве. В мире лирического героя закат, а значит скоро прошлая жизнь, посвященная вечной мечте о Прекрасной Даме, сменится на темную ночь. «Красные копья заката» - красный цвет Блоком во втором томе используется 14 раз, что является самым часто используемым цветом всего тома. Красный в символике Блока противопоставляется белому, как «рассудок чувству», «человеческое – божественное», «конкретное – сущностное», «конечное – бесконечное». Слово «Закат» в цикле «Пузыри земли» употребляется 4 раза, а в цикле «Распутье» 7 раз (
«Белый конь чуть ступает усталой ногой…»/ «Вот она – в налетевшей волне…»/«Свобода смотрит в синеву…»). Закат красный, он сменит белую бесконечную, божественную Прекрасную Даму на конкретную и приземленную незнакомку. Лирический герой не задумывается, какой будет жизнь после заката. Он все еще надеется, что когда-то Прекрасная Дама вернется. И поэтому лишь к ее свирели, к символу гармонии, воплощением которой является Прекрасная Дама, лирический герой будет обращаться в день, когда жизнь его кончится. И если его молитвы, обращенные к Прекрасной Даме, отзвенели, словно колокол в конце службы, когда славят Богородицу, он умрет. Но ему явится последнее видение, как Прекрасная Дама пройдет в «золотой порфире». «Золотая порфира» - это торжественное одеяние императора Рима, но также порфиру в качестве карикатуры на царя для издевательств надели на Христа. Поэтому образ порфиры двойственен, с одной стороны – символ императорской самодержавной власти Прекрасной Дамы над сердцем лирического героя, а с другой – это образ промежуточного состояние между человеком и Богом, ведь царь – избранник Божий. Но если Прекрасная Дама представляется абсолютом, зачем с помощью порфиры снижать ее образ до царя, существа земного? Возможно, это намек, что Прекрасная Дама излишне возвышена лирическим героем и вскоре ему придется разочароваться в своих идеалах, а возможно ее связь с лирическим героем снижает ее образ, что является причиной ее скорого исчезновения. Если обратить внимание на синтаксис второй части предложения «Уж не мне глаза разомкнуть», то можно сделать вывод, что в конструкции «уж не мне» опущено логическое продолжение «а тебе». Исходя из этого, можно предположить, что место встречи лирического героя и Прекрасной Дамы происходит между миров «тут» и «там». Лирический герой просит упокоить его со святыми, что является цитатой из молитвы «О умерших», чтобы вместе с ней уйти в мир «там» и вечно быть вместе. Он просит дать ему вздохнуть, но умершие дышать уже не могут. И зачем же ему возможность вздоха в этом промежуточном мире? Чтобы целовать ее путь, чтобы снова возвысить ее до абсолюта, чтобы в мире, где ни она, ни он не существуют установить божество в виде Прекрасной Дамы, ведь его любовь к ней никогда не сможет быть на равных. Она для него всегда будет молитвой, абсолютом и высшим существом. И Лирический герой делает сложнейшее признание для человека, он признает, что его душа – ржавая. Слово «душа» встречается в стихотворениях цикла «Пузыри земли» 7 раз («Я живу в отдаленном скиту…»/ «Болотный попик»/ «Пляски осенние»/ «Сон»), а в цикле «Распутья» 14 раз («Дали слепы, дни безгневны…»/ «Они Ее видят!»/ «Крыльцо Ее словно паперть…»). Самое святое, что есть в человеке, он признает ржавым, испорченным, недостойным. Лирический герой устанавливает всесилие и изящность Прекрасной Дамы, сильная, но тонкая, море и суша. Слово «Руки» из стиха «Неподвижно тонкой Рукой! » употребляется 29 раз в цикле «Распутья» («Еще бледные зори на небе…»/ «Я смотрел на слепое людское строение…»/ «Все кричали у круглых столов…»). В цикле «Пузыри земли» 13 раз («Сон»/ «Пляски осенние»/ «Я живу в отдаленном скиту…») Прекрасная Дама теряет свой лик, она исчезнет и больше не привидится лирическому герою.

Написание стихотворения датируется 16 апреля 1905 года. В этот день была страстная суббота, день, когда Иисуса погребли, последний день Великого поста. Завтра настанет воскресение. В стихотворении лирический герой из мира промежуточного воскреснет в реальный мир. Настолько реальный, что даже отсчет времени будет совпадать со временем читателя. Лирический герой переродится, чтобы продолжить свой путь по трилогии вочеловечения.

 

 

Литература

Соловьев (о философии вечной женственности)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: