Социальная антропология
17. Интерпретативная теория культуры Клиффорда Гирца. Интерпретативная теория культуры Клиффорда Гирца. Культура в понимании Гирца — это “стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. Анализ культуры, то есть, этнографическое описание, сделанное антропологами, — это интерпретация интерпретации, вторичная интерпретация мира, который уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, которые его создают.” Существование культуры — это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры — означает ее интерпретировать. Гирц понимал культуру как символическую сеть, и был близок к семиотическому подходу. “Понятие культуры, - писал он, - по существу является семиотическим. Признавая, вместе с Максом Вебером, что человек является существом, обвешанным паутиной значений, которую он сам сплел, я рассматриваю культуру как эту паутину, и анализ ее, поэтому, должен осуществляться не экспериментальной наукой, исследующей общие закономерности, а методом интерпретации исследуемых значений. Этнографическая практика, по мнению Гирца, укоренена в живых контекстах человеческих обществ, а не “в бескровных универсалиях».Он ищет оценок всех аспектов культуры от родства, религии и политики до экономики, обращаясь к социальному действию ума одновременно в форме сознательного и бессознательного. Этот последний феномен, бессознательное, ставит его в отношении к психоанализу и структурализму, но опять он отмечает свое отличие, которое заключается в методе. Гирц рекомендует изучать культурные феномены посредством эмпирическим полевым исследованием, а этнографию (Гирц обычно использует термин этнография, а не антропология) не как серию технических приемов, а как отношение, установку. Он стремится к пониманию значения символа людей, которые их используют (то есть, использует “emic”-подход в противоположность к “etic”-анализу). По Гирцу, “культура является не источником причинности, а контекстом понимания. Гирц называет свой метод “плотным описанием”, которое выходит за пределы описания “происходящего” и стремится к объяснению структур значения, внутри которых “случающееся” является значимым. | ||||||
18. Нарративная культура Сейлы Бенхабиб.
Исследовать культуру через призму участника значит, по Бенхабиб, изучать то, каким образом она сообщает о себе и какие обсуждения внутри и вокруг нее происходят. В этом заключается нарративный подход к культуре, в соответствии с которым действия людей определяются в соответствии с тем, что о них сообщается и как они оцениваются (самими деятелями и другими людьми). Культура представляет собой сеть нарративов, разного уровня и масштаба. Наконец, еще один важный принцип понимания Бенхабиб общества и культуры связан с динамической моделью групп идентичности. Здесь очевидно различие между «теоретиком демократии» и «теоретиком мультикультурализма». Последний стремится определить группы, с которыми ассоциируются определенные культурные системы. Теоретик демократии же стремится к выяснению того, каким образом культурные образцы манифестируются в публичном дискурсе и как они изменяются в развитии дискурса, а также какая эволюция происходит в группах в результате изменений нарративов. При этом культурные различия между группами должны признаваться легитимными до тех пор, пока они не нарушают трех нормативных критериев демократического общества, а именно: а) эгалитарная взаимность (в отношениях между представителями групп, в частности в отношении большинства к меньшинству), б) добровольное самопричисление (индивида к какой-либо культурной группе), в) свобода выхода и ассоциации (т.е. групповой принадлежности и идентификации индивида).
19. Понятие субкультуры.
Субкультура - – система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство девиантных нравов. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Однако для общества постмодерна характерна культурная фрагментация, мультикультурализм (см. посимодернизм), что делает весьма проблематичным существование целостной культуры. Скорее современная культура представляет собой определеннуюсовокупность конфликтующих субкультур. Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура, которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" (в отличие от "старых" левых – движения рабочего класса). Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения.
20. Методы соц. антропологического исследования.
Этнографическая полевая работа.
Полевая этнография термин, обозначающий полевые этнографические работы, «исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционировании как определенной системы» [1]. Полевые этнографические исследования ведутся с помощью ряда методов.
Непосредственное наблюдение
Важной задачей исследователя-этнографа является непосредственное наблюдение изучение народа — «взгляд изнутри». В конце 1980-х годов проявились два взгляда на вопрос:
Стационарные исследования
Изучение населения этнографом, который продолжительное время живёт среди предмета исследования. Как пишет Г. Громов [2]:
Главный недостаток стационарного изучения - в его сравнительно "малой производительности", так как в этом случае исследуется лишь очень ограниченный район и, следовательно, малочисленная группа населения. Поэтому стационарно изучают обычно или совсем не исследованные, или мало исследованные этнические группы и народы, когда важно собрать самые разнообразные сведения о культуре и быте изучаемого народа, о его языке, физическом типе и т. д... Однако стационарное изучение имеет ряд неоспоримых преимуществ. Живя постоянно среди изучаемого населения, ежедневно наблюдая его жизнь, исследователь получает возможность очень глубоко и всесторонне изучить и описать быт и культуру народа, избегнув случайных выводов, основанных на поверхностных наблюдениях.
Наиболее известными учёными, которые использовали стационарный метод являются — В.Г. Богораз, выдающийся этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай, К. Гирц и другие.
Отдельно следует выделить Бронислава Малиновского, учёный на основании своих заметок составил огромный фонд рекомендаций и пожеланий будущим этнографам:«...Я не буду пытаться угостить вас какими-либо из моих теорий, а вместо этого изложу некоторые результаты антропологической полевой работы, выполненной мною на северо-западе Меланезии [3]».
Экспедиционные исследования
Кратковременное изучение народов, с целью за сравнительно короткий срок собрать достаточно полные сведения о жилище, одежде, утвари, пище и о многих явлениях и сторонах материальной и духовной культуры и быта. Исследовния делятся на две части: маршрутный (линейный) и кустовой.
§ Маршрутный. Экспедиции ведутся по линии, то есть, с остановками в каждом населённом пункте для сбора материала.
§ Кустовой. Методика «базы», когда выбираются основные пункты изучения, а близлежащие поселения, обследуются для проверки и уточнения сведений.
При экспедиционном исследовании используются разные приёмы, которые должны обеспечить репрезентативность этнографическихматериалов:
Метод опроса и анкетирования Методики получения массового материала, для дальнейшего их анализа, суммирования и выводов на основе их [9] [10]. Интервью Методика интервьюирования различается на две группы: сбор этнографического материала среди старожилов — они наиболее полно знают историю и фольклор на момент изучения (т.н. глубинное интервью), и вторичных — зачастую людей младшего поколения. При обнаружении тех или иных памятников исторического наследия (иконы, утварь и др.), историк-этнограф должен их зафиксировать и обрисовать, передать описания в органы надзора за памятниками искусства и исторического наследия России [11][12].
|
Основные этапы соц. Исследования.
Социологическое исследование включает несколько этапов:
¨ подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
¨ сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
¨ обработка полученных материалов;
¨ анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является основой для последующих действий.
А теперь кратко охарактеризуем все четыре этапа.
1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей формулирование его цели, задач, гипотез, а также разработка анкеты. Кроме того, решаются организационные вопросы. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие вопросы (более подробно о Программе социологического исследования см. Прил. № 1).
2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.). Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.
3. Обработка данных. Полученный материал обрабатывается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследования. Если предполагается ручная обработка, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки данных будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные — с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.
4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, докладной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования.