Предмет семейного права
Предмет семейного права - это общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.
Общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются по своей социальной сути на:
-- личные неимущественные и
- имущественные
Следует обратить внимание, что вопрос о соотношении личных и имущественных отношений в семейном праве является дискуссионным. Большинство ученых (Е.М. Ворожейкин, И.М- Кузнецова, В.А. Рясенцев, Г.К. Матвеев) указывают на приоритет личных отношений. По мнению М.В. Антокольской, в семейном праве, так же как и в гражданском, на первом месте стоят имущественные отношения, поскольку большинство личных отношений в семье не подвластны правовому регулированию.
Метод семейно-правового регулирования
Метод семейно-правового регулирования - совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.
Метод семейного права является по своей сути дозволительно-императивным.
Это проявляется в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения.
Особенности метода семейно-правового регулирования
К характерным особенностям метода семейно-правового регулирования относятся:
- юридическое равенство участников семейных правоотношений, которое проявляется в отсутствии их властного подчинения друг другу;
- автономия воли участников семейных правоотношений заключается в том, что воля одного из участников семейных правоотношений не зависит от воли другого. Государство также не навязывает им свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы;
- индивидуальное ситуационное регулирование предоставляет возможность правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств;
- усиление диспозитивного начала в семейно- правовом регулировании обусловлено социально-экономическими изменениями в российском обществе. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом.
Вопрос 2.Выявление и устройство детей,ставшихся без попечения родителей.
Защита личных и имущественных прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в случаях:
- смерти родителей;
- лишения их родительских прав;
- ограничения их в родительских правах;
- признания родителей недееспособными;
- болезни родителей;
- длительного отсутствия родителей;
- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
- в других случаях отсутствия родительского попечения.
Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны:
- близкие родственники ребенка;
- жилищные органы;
- органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях);
- суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.);
- органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей);
- другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей;
- руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник;
- общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях;
- учреждения и граждане.
Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан:
- провести обследование условий жизни ребенка;
- обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников).
В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен:
- в воспитательное учреждение;
- лечебное учреждение;
- учреждение социальной защиты населения.
СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью.
Руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности в случаях:
- несообщения таких сведений;
- нарушения установленных законом сроков их представления;
- представления заведомо недостоверных сведений;
- совершения иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, в порядке, установленном законом.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание:
- в семью:
- на усыновление (удочерение);
- под опеку (попечительство);
- в приемную семью;
- в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (при отсутствии возможности передачи на воспитание в семью):
- воспитательные учреждения;
- лечебные учреждения;
- учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в указанные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.
При устройстве ребенка должны учитываться его:
- этническое происхождение;
- принадлежность к определенной религии и культуре;
- родной язык;
- возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также, если не удалось в течение месяца подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Вопрос 3.Основные начала(принципы)семейного права.
При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Под основными началами (принципами) семейного права принято понимать руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права важны не только для правоприменительной практики, но и для более глубокого уяснения сущности действующего семейного законодательства и для его последующего совершенствования.
К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит:
1) Принцип признания брака, заключенного только в органах загса.
2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины
3) Принцип равенства прав супругов в семье
4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию
5) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
Вопрос 4.Формы устройства(воспитания) детей оставшихся без попечения родителей.
Выделяют следующие основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм.
Усыновление. Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется законом.
Опека и попечительство. Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка. Приемная семья. Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Патронатное воспитание. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором. Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает.
Вопрос 5.Система и источники семейного права.
Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права.
В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например, ст. 7—9 СК).
Специальная (особенная) часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:
§ брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
§ права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
§ права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
§ алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
§ формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
§ применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.