ВОПРОС 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ПРИЗНАКИ




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ВОПРОС 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ПРИЗНАКИ.. 5

ВОПРОС 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ УИС.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Специфика профессиональной морали сотрудника УИС состоит в обязательном следовании нравственным нормам, т.е. характеризуется деонтологическим характером. Тем не менее ни документы, ни выполнение приказов начальников не могут являться гарантами эффективности и правильности его действий. Значительная роль в этом принадлежит индивидуальным нравственным ценностям как неотъемлемым составляющим профессионального долга. Между тем нередки случаи нарушений сотрудниками своих должностных обязанностей. Как показывает опыт, основными их причинами являются не столько некомпетентность, непрофессионализм, сколько низкая культура сотрудников, ущербная нравственность.

В связи с этим возникает необходимость рассмотрения еще одной чрезвычайно важной темы, имеющей непосредственное отношение к профессиональной морали, - проблема профессионально-нравственной деформации сотрудников УИС.

Исправительные учреждения выполняют одну из важнейших государственных функций по исполнению уголовных наказаний. Это обусловливает предъявление высоких требований к профессиональным и нравственным качествам сотрудников исправительных учреждений. Приоритетное место в системе этих качеств должна занимать устойчивость к профессиональной деформации.

Актуальность и значимость данной проблемы определяется снижением морально-психологического уровня личного состава. Это проявляется в увеличении количества нарушений дисциплины. Не единичны случаи злоупотребления служебным положением. По-прежнему высоким остается уровень пьянства, являющегося источником многих тяжких происшествий и преступлений.

Деформация личности сотрудника исправительного учреждения во многом обусловлена тем, как работает вся УИС страны. Негативные явления современного общества существенно отразились на обстановке в органах, исполняющих наказания. Невнимание к нравственной культуре каждого отдельного сотрудника, психологическому климату в служебном коллективе также способствует нравственной деформации личности.

Цель контрольной работы рассмотреть профессионально-нравственная деформация сотрудников УИС: понятие, факторы, признаки, во втором вопросе изучим профилактику профессионально-нравственной деформации сотрудников УИС.


ВОПРОС 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ПРИЗНАКИ

Профессиональная деформация пенитенциарного сотрудника - это комплекс специфических, взаимосвязанных изменений личности, которые возникают в результате выполнения на протяжении определенного времени карательно-исправительной деятельности как основе профессии. Эти изменения возникают и проявляются на разных уровнях - психических процессов, состояний, качеств, сознания личности. Такая деформация не несет каких-то опасных последствий для человека.

Суть важных изменений можно определить таким образом: Во-первых, это гипертрофия профессионально важных черт, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Так, внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, хладнокровие - в равнодушие, требовательность - в дотошность и т.п [1].

Во-вторых, это актуализация и развитие социально-негативных черт, в частности жестокости, мстительности, грубости, вседозволенности, включая извращенные формы их выражения. Возникают и становятся доминирующими определенные психические состояния (разочарование, скука, нерешительность, эмоциональная обедненность), что оказывают содействие эффективному выполнению служебных обязанностей.

В-третьих, это угнетение и дальнейшая атрофия отдельных черт, которые сотрудником начинают расцениваться как второстепенные, а то и лишние. Изменения такого характера задевают адекватную самооценку, профессиональную мотивацию, эмпатию (способность к эмоциональному переживанию). Теряется и убежденность в возможности наставить осужденного на «путь истинный», что находит выражение в циничном афоризме «Наилучший осужденный - мертвый осужденный».

В-четвертых, это несогласованное, дисгармоничное, а в дальнейшем обезображенное соотношение отдельных черт и их групп. Таких, например, как гибкость и шаблонность профессионального мышления, служебные и внеслужебные интересы, материальные и культурно-эстетичные нужды, объективность и предубежденность в восприятии и понимании других людей. Главной закономерностью здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим «вектором», а угнетение, покорение одного и абсолютизация другого.

Рассматривая суть профессиональной деформации пенитенциарного сотрудника, следует помнить, что ее истоки находятся в допрофессиональном периоде жизни. Профессиональная деформация словно бы накладывается, точнее - возникает на благоприятной почве так называемой общей или неспецифичной деформации. Последняя, как свидетельствуют исследование, составляется уже в детском, подростковом возрасте под влиянием, прежде всего, отношений в семье, а в дальнейшем - и с ровесниками. Ориентация на родителей, полная зависимость от них постепенно изменяется на относительную самостоятельность. Авторитарные методы воспитания подрастающей личности или чрезмерное захваливание со стороны родителей порождают желание привлечь внимание к себе, самоутвердиться любыми средствами. Завышенный уровень притязаний и самооценки не находит признания в окружающих.

В результате возникают неблагоприятные психологические новообразования с собственной логикой развития, которые составляются в такие черты личности, как жестокость, неискренность, нигилизм, неуважение и т.п. Сначала они проявляются лишь в ситуациях, которые непосредственно оказывали содействие их возникновению. В дальнейшем приобретают скрытую, но самостоятельной формы существования. Они еще не проявляются без особой необходимости, и личность уже готова их «применить».

К сожалению, этому оказывают содействие определенные «перекосы» в общественном сознании. Так, в нашей повседневной жизни довольно распространенные представления о том, что наиболее эффективное средство борьбы с преступностью - максимальная суровость наказания. В сознании пенитенциарного сотрудника это кое-что своеобразно отображается в виде формулы «Лучшее средство воспитания - наказание».

Когда же черты личности достигают относительно завершенного развития, они начинают, условно говоря, искать соответствующую ситуацию, создавать питательную среду для собственного проявления.

Изложенная схема общей (неспецифичной) деформации касается содержания черт личности. Но общая деформация может заключаться и в начальном нарушении определенного соотношения черт между собой. В наиболее общем виде нормативный характер соотношения задается социальной системой. Как уже отмечалось, в процессе формирования и развития личности возникают определенные неравномерности и задержки. Если они усиливаются, своевременно не корректируются, то начинает составляться дисгармония. Дисгармоничная личность с повышено зависимой от внешних обстоятельств и превратностей судьбы. При их благоприятном совпадении она может достичь значительных успехов, но при некоторых условиях - стать социально-дезадаптивным «неудачником»[2].

Таким образом, общая или неспецифичная деформация является предпосылкой профессиональной деформации.

Для анализа профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы мы рассмотрим в первую очередь те психологические аспекты данного явления, которые оказывают на личность сотрудника и его профессиональную эффективность наиболее негативное влияние.

Профессиональная деформация имеет свою структуру, выделяют также различные виды профессиональной деформации. В структуре профессиональной деформации выделяют скорость, широту, глубину и степень.

Профессиональная деформация заключается в следующих негативных изменениях и нарушениях в структуре личности сотрудника, возникающих в ходе выполнения им служебных обязанностей[3]:

- во-первых, в гипертрофии профессионально важных качеств: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм.
- во-вторых, в актуализации и развитии негативных черт, таких как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность.

Решающим фактором, определяющим негативные изменения в личности сотрудника, является среда. Выше уточнялись специфические особенности профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений. Одной из них является высокая степень «закрытости» исправительных учреждений. Именно эта особенность среды чаще всего становится причиной систематических противоправных действий сотрудников по отношению к осужденным.

Профессиональная деформация личности сотрудника УИС есть негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящее к искажению общественной и моральной направленности его профессиональных действий и других поведенческих актов.

В психологической литературе выделяются различные формы деформации. С этической точки зрения, особый интерес представляют собственно профессиональная, должностная и адаптивная деформация.

Собственно профессиональная деформация личности обусловлена ее тесным контактом с криминогенной средой. Данной форме присущи следующие признаки:

- использование в речи нецензурных выражений при общении с коллегами и осужденными, а также бранных слов-кличек по отношению к ним;

- постоянное употребление жаргона как эффективного, по мнению сотрудников, средства воспитательного воздействия на осужденных;

- скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к осужденным, дифференциация этого отношения в зависимости от статуса, занимаемого осужденным;

- проявление грубости, морального и физического унижения человеческого достоинства лиц, лишенных свободы;

- утрата чувствительности к человеческому горю, беде, переживаниям, нравственно-психологическим ранам;

- приверженность к стереотипам, шаблонам в исправительной и воспитательной работе с осужденными.

Среди признаков профессиональной деформации выделяется и недооценка сотрудниками УИС самообразования и самовоспитания.

Этому фактору в большинстве случаев не придается должного значения. Тем не менее результаты психологических исследований свидетельствуют, что именно он является существенным фактором, препятствующим профессиональной деформации сотрудника системы исполнения наказаний.

Чем выше общий уровень интеллекта, тем меньше сотрудник заимствует в речи специфический жаргон осужденных, меньше проявлений «раболепия» перед начальством, тем более широк круг интересов и потребностей сотрудника, выше его ориентация на положительное в осужденном. Чем выше уровень развития интеллекта, тем выше оценка руководителем сотрудника, чем ниже уровень развития интеллекта, тем более выражена профессиональная деформация[4].

Должностная деформация связана в основном с исполнением властных полномочий и проявляется в следующем:

- чувстве вседозволенности, неограниченности своих властных полномочий и возможностей;

- властолюбии, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия другого человека;

- нетерпимости к мнению других, критическим замечаниям;

- отсутствии умения видеть свои ошибки, признавать их, а тем более исправлять, поступаясь амбициями;

- чинопочитании, угодничестве, ориентации на руководящее мнение.

Адаптивная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к социальным условиям, нежелании изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. «Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что в итоге приводит к последующей деформации». В реальной действительности ни один из видов деформации не проявляется отдельно. Профессиональная деформация снижает эффективность деятельности служебного коллектива исправительного учреждения. Ее отрицательные последствия сказываются и на личности сотрудника исправительного учреждения.

Примерно у 30% личного состава в той или иной степени наблюдаются такие негативные проявления, как ослабление самодисциплины и снижение морально-нравственного контроля за своим поведением, выражающееся в развязности, вульгарности, пренебрежении нормами служебной этики, субординации, в отказе от ухода за собой, запущенности, неопрятности, а также в озлобленности, немотивированной грубости и чрезмерном пьянстве.

Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторов нравственной деформации сотрудника и служебного коллектива в целом необходимо знать и учитывать основные причины появления этих факторов.

В наиболее общем виде причинами деформации являются следующие.

Внешние причины нравственной деформации:

1) социальная нестабильность;

2) кризис идейных, правовых и нравственных идеалов;

3) низкая социально-правовая защищенность сотрудников правоохранительных органов;

4) негативное освещение деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации и в произведениях литературы и искусства;

5) низкий социальный престиж органов, исполняющих наказания.

Внутренние причины нравственной деформации:

1) негативный пример руководства (главная и основная причина);

2) низкие нравственность и правовая культура коллектива;

3) отсутствие перспективы продвижения по должности;

4) постоянная чрезмерная моральная и физическая усталость;

5) закрытость учреждений, исполняющих наказания;

6) негативное влияние спецконтингента на культуру и поведение сотрудников;

7) неудовлетворенность условиями труда, материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда.

Деформация личности проявляется в ее поведении, поступках. В наиболее общем виде она выражается:

1) в неадекватном профессиональном стереотипе правонарушителя, осужденного;

2) некритичном отношении к специфической «культуре» в среде преступного мира, культивировании отдельных ее элементов;

3) обеднении лексикона в целом, заимствовании жаргона преступного мира и его употреблении в общении не только с этой категорией лиц, но и с другими людьми (родными, знакомыми);

4) переносе стиля профессионального общения с правонарушителями, осужденными в ситуации с другими людьми, когда это совсем не диктуется ситуацией;

5) значительном сужении круга интересов, потребностей, снижении их уровня;

6) «огрублении» личности в целом.

Опыт свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, правонарушений и даже преступлений, совершенных сотрудниками УИС, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая нравственность и культура.

Профессионально-нравственная деформация может охватывать как отдельных членов служебного коллектива, так и весь коллектив в целом. Эта деформация характеризуется следующими показателями:

1) формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, бездушное отношение к подчиненным);

2) терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга;

3) халатное отношение к функциональным обязанностям, порождающее равнодушие к интересам службы;

4) психологически конфликтная атмосфера в коллективе;

5) формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих».

Опасность профессионально-нравственной деформации состоит в том, что в итоге она приводит к нарушению законности сотрудниками исправительных учреждений.

В отдельных случаях, к сожалению, наблюдаются беспринципность в отношении к проступкам сотрудников, стремление любыми способами и средствами «не выносить сор из избы», сохранить «честь мундира», «ведомственные интересы». Отсутствует критика и гласность, глубокий анализ причин, условий и факторов всех негативных явлений, способствующих совершению нарушений.

Особенно значимыми криминогенными последствиями характеризуются корыстное использование служебного положения, коррумпированность, взяточничество, предательство интересов службы.

Правонарушения и преступления, совершаемые сотрудниками учреждений, исполняющих уголовные наказания, подрывают основы построения правового государства, создают благоприятную обстановку для проникновения криминальных структур в правоохранительные органы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: