ВОПРОС 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ УИС




Профилактика профессиональной деформации включает в себя ряд предупредительных мероприятий, ориентированных на выявление предпосылок деформации и их своевременное устранение.

В целях сохранения психологического здоровья, с сотрудниками воспитательного отдела, которые ежедневно работают с осужденными, проведен тренинг «Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС». На занятиях использованы методы, позволяющие выявить степень профессиональной деформированности, а также необходимости ее корректировки. Использованы такие упражнения как психогимнастика, «выплескивание агрессии», «работа с ресурсами личности»

Предупреждение профессиональной деформации представляет собой совокупность мероприятий, ориентированных на снижение (нейтрализацию, минимизацию) предпосылок профдеформационного процесса, в том числе и должностных проступков и преступлений. По мнению исследователей-пенитенциаристов, эти меры должны быть не только организационно-правового, но и морально-психологического характера. Ведь, несмотря на то, что о необходимости осуществления сотрудником действий в полном и строгом соответствии с законом говорилось во все времена, праву, согласно позиции профессора Г.Ч. Синченко, «мало фактической силы, ему нужна и духовная оправданность», которая сможет произвольно создавать запреты и принуждать граждан к их соблюдению[5].

К задачам, решаемым в рамках профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС, среди которых особое место не без оснований отводится морально-психологическому сопровождению, следует отнести:

1. превентивную диагностику потенциальных возможностей развития профессиональной деформации при отборе кадров на службу и назначении на конкретную должность;

2. разъяснение сотрудникам сущности явления профессиональной деформации и формирование адекватного отношения к этому явлению;

3. обучение сотрудников методам и приемам самоконтроля, самодиагностики, самопрофилактики профессиональной деформации, в т. ч. склонностей к коррупции;

4. ослабление или нейтрализацию путем разъяснительной и воспитательной работы негативного влияния внешних по отношению к уголовно-исполнительной системе факторов, способствующих развитию профессиональной деградации ее сотрудников;

5. повышение уровня моральной, профессионально-психологической подготовленности (прежде всего ее ценностно-мотивационной составляющей, формирование оптимального морально-психологического климата в коллективе);

6. приобщение сотрудников к достоянию мировой культуры, достижениям профессионального сообщества;

7. поддержание и развитие позитивных элементов организационной культуры в коллективе (использование традиций, обычаев, ритуалов), избавление от негативных проявлений субкультуры;

8. совершенствование организационных и социальных форм работы с персоналом;

9. непрерывную заботу о материальном, социальном благополучии сотрудников и членов их семей.

Работа по преодолению профессиональной деформации – это в определенной мере и самовоспитание. Можно разными средствами воздействия, в том числе ужесточением контроля, наказаниями заставить сотрудника изменить внешнюю форму поведения, однако изменить внутреннюю позицию человека, особенно при глубинных искажениях (нравственное «разложение», деградация личности) может по-настоящему только он сам. Но и здесь ему может понадобиться определенная помощь. Так, если сотрудник по своим интеллектуальным и профессиональным качествам не соответствует занимаемой должности, имеет смысл предложить ему иное служебное место. Нередко полезно изменение характера самой деятельности такого сотрудника. Иногда работника стоит перевести на другое место службы только потому, что имеются профессионально деформированные работники, оказывающие на него отрицательное влияние. Особенно часто это касается молодых сотрудников. Однако во всех случаях необходим индивидуальный подход, участие коллектива, педагогический контроль, которые способны побудить сотрудника изменить самого себя[6].

Таким образом, среди главных задач профилактики деформации, в т. ч. коррупционных склонностей – во-первых, приостановка деформирующего влияния посредством временного отстранения работника от исполнения им функциональных обязанностей, внешнего профессионального окружения или их смены. Во-вторых, укрепление физического и психологического здоровья работника, поддержание его работоспособности, продление профессионального долголетия. В-третьих, формирование и развитие у него морально-волевых качеств, формирование эмоциональной устойчивости, которые могут полностью заблокировать воздействие деформационных источников.

Что касается чисто психологических качеств (внимательности, наблюдательности, стрессоустойчивости, коммуникабельности и другие), то здесь необходимо учитывать их компенсаторный характер, т. е. недостаточный уровень одних может быть компенсирован повышением уровня других. Однако морально-волевым качествам работника (честности, справедливости, принципиальности, объективности, дисциплинированности, бескорыстности) нет и не может быть замены. Они уникальны и не восполняемы без рекомендаций юридической педагогики и психологии.

В рамках мероприятий по реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5] повышается вероятность снижения профессиональной деформации, отстраненности от профессии, неуважения к ней, восприятие службы как способа достижения своекорыстных целей. Заинтересованность в службе, несмотря на экстремальный характер труда, возможность получения образования, профессионального и личностного роста, социально-правовая защищенность сотрудников УИС – противовес факторам риска их криминогенного, в т. ч. коррупционного поведения.

В качестве организационно-управленческих аспектов профилактики деформации личности в ИУ отдельно следует выделить[7]:

- создание соответствующей материально-технической базы для проведения воспитательной и психолого-педагогической работы;

- возрождение института неформального наставничества над молодыми сотрудниками;

- организацию досуга и создание условий для расширения социальных связей, восполнения дефицита позитивного общения;

- реализацию эффективного стиля управления в зависимости от уровня развития коллектива; положительный пример представителей руководства в соблюдении законности, добросовестном выполнении служебных обязанностей, поведении на службе и в быту;

- предотвращение вмешательства в деятельность учреждения или отдельных его служб посторонних лиц, имеющих личные интересы в исправительном учреждении;

- реальное выполнение нормативных актов, определяющих порядок перевода сотрудников из отдаленных и лесных подразделений в территориальные.

Психолого-педагогическое направление включает в себя следующие составляющие:

- выявление и нейтрализацию всех причин, факторов, обусловливающих возникновение, развитие и формирование деформации;

- тщательный анализ конкретных случаев негативных явлений в информационных обзорах Министерства юстиции; обсуждение материалов на занятиях в системе служебной подготовки в практических органах;

- использование специальных психолого-педагогических методов преодоления профессиональной деформации: проведение занятий по аутотренингу, психотерапевтических сеансов, социально-психологических тренингов, ролевых игр, иных форм занятий, снимающих психологическую и физическую усталость, формирующих психологическую устойчивость, восстанавливающих психосоматическую работоспособность;

- побуждение сотрудников к овладению знаниями о профессиональной деформации и ее профилактике; самонаблюдению, самоанализу, самовоспитанию;

- эффективную психолого-педагогическую подготовку сотрудников; овладение знаниями по психологии личности, о социально-психологических явлениях в среде сотрудников и осужденных, приобретение навыков анализа и преодоления конкретных проблемных ситуаций;

- формирование положительного отношения к внедрению в практику передового опыта и достижений науки, совершенствованию профессионального мастерства;

- социально-гуманитарную подготовку сотрудников, включающую широкий спектр тем, форм и методов проведения;

- возрождение традиций проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий - «огоньков», конкурсов, диспутов, творческих вечеров, смотров художественной самодеятельности, драматических студий и т. п.

Предупреждают профессиональную деформацию, снимают психическую и физическую усталость такие формы воспитательной работы с сотрудниками исправительных учреждений, как различные культурно-массовые и спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, драматические студии. Творческие занятия защищают работника от деформации, помогают в воспитательной работе, наполняют содержанием свободное время, способствуют развитию чувств, положительных эмоций, расширяют кругозор, культуру общения, формируют психологический и педагогический такт. Умелая организация досуга сотрудников способствует общему положительному настроению, здоровому климату в коллективе, преодолению стрессовых состояний, профессиональных перегрузок, порождаемых специфическими условиями служебной деятельности[8].

Итак, профилактика профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы возможна лишь при комплексном применении социальных, правовых, организационно-управленческих, психолого-педагогических и иных мер на основе передового опыта, достижений правовой, психологической и педагогической наук.

Особо следует отметить, что, как и в случае патологического употребления алкогольных напитков, сотрудник сам должен осознать то обстоятельство, что он болен, и необходимо его желание для того, чтобы преодолеть профессиональную деформацию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Профессиональная деформация является важным, наиболее актуальным и распространенным типом деформации. Она возникает на трудовой стадии развития в результате выполнения деятельности как профессии и в этом понимании невозможная вне конкретной профессиональной деятельности.

Собственное профессиональную деформацию пенитенциарного сотрудника можно дополнительно анализировать по таким признакам, как мера её осознания (неосознаваемая, невыразительно осознаваемая, выразительно осознаваемая), характер отношения (оправдательно-пассивный, благодушно-снисходительный, конструктивно-критичный) и некоторые другие. В литературе, посвященной профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений, более или менее четкое толкование этого феномена отсутствует. Обобщая отдельные мысли, а также подходы, можно предложить такое определение.

Профессиональная деформация является важным, наиболее актуальным и распространенным типом деформации. Она возникает на трудовой стадии развития в результате выполнения деятельности как профессии и в этом понимании невозможная вне конкретной профессиональной деятельности.

Собственное профессиональную деформацию пенитенциарного сотрудника можно дополнительно анализировать по таким признакам, как мера её осознания (неосознаваемая, невыразительно осознаваемая, выразительно осознаваемая), характер отношения (оправдательно-пассивный, благодушно-снисходительный, конструктивно-критичный) и некоторые другие. В литературе, посвященной профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений, более или менее четкое толкование этого феномена отсутствует. Обобщая отдельные мысли, а также подходы, можно предложить такое определение. Профессиональнаядеформацияпенитенциарного сотрудника - это комплекс специфических, взаимосвязанных изменений личности, которые возникают в результате выполнения на протяжении определенного времени карательно-исправительной деятельности как основе профессии. Эти изменения возникают и проявляются на разных уровнях - психических процессов, состояний, качеств, сознания личности.

Суть важных изменений можно определить таким образом: Во-первых, это гипертрофия профессионально важных черт, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Во-вторых, это актуализация и развитие социально-негативных черт, в частности жестокости, мстительности, грубости, вседозволенности, включая извращенные формы их выражения. Возникают и становятся доминирующими определенные психические состояния (разочарование, скука, нерешительность, эмоциональная обедненность), что оказывают содействие эффективному выполнению служебных обязанностей. В-третьих, это угнетение и дальнейшая атрофия отдельных черт, которые сотрудником начинают расцениваться как второстепенные, а то и лишние. Изменения такого характера задевают адекватную самооценку, профессиональную мотивацию, эмпатию (способность к эмоциональному переживанию). Теряется и убежденность в возможности наставить осужденного на «путь истинный», что находит выражение в циничном афоризме «Наилучший осужденный - мертвый осужденный».

В-четвертых, это несогласованное, дисгармоничное, а в дальнейшем обезображенное соотношение отдельных черт и их групп. Таких, например, как гибкость и шаблонность профессионального мышления, служебные и внеслужебные интересы, материальные и культурно-эстетичные нужды, объективность и предубежденность в восприятии и понимании других людей. Главной закономерностью здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим «вектором», а угнетение, покорение одного и абсолютизация другого.

В целях сохранения психологического здоровья, с сотрудниками воспитательного отдела, которые ежедневно работают с осужденными, проведен тренинг «Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС». На занятиях использованы методы, позволяющие выявить степень профессиональной деформированности, а также необходимости ее корректировки. Использованы такие упражнения как психогимнастика, «выплескивание агрессии», «работа с ресурсами личности»

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аминов И.И. Предупреждение профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор профилактики коррупционных рисков / И.И. Аминов, Е.А. Антонян // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 12(34). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 100-106.

2. Аминов И.И., Афанасьева О.В., Дебольский М.Г. Социальная психология. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: Инра-М, 2016. – 560 с.

3. Кожевников Т.С. Профессиональная деформация сотрудников ИУ и меры ее профилактики / Т.С.Кожевников. - Киров: Кировский филиал Академии ФСИН России, 2005. – 180 с.

4. Рожков О.А. Профессиональная деформация ценностно-мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов как фактор их криминализации / О.А. Рожков // Прикладная юридическая психология. – 2008. – № 3. – С. 112-121.

5. Синченко Г.Ч. Двенадцать тезисов о философско-правовом Сфинксе / Г.Ч. Синченко // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2008. – № 2. – С. 18 - 21.

6. Смирнов В.Н. Юридическая психология: учеб. пособие / В.Н. Смирнов. – М.: Норма, 2009. – 330 с.

7. Соколова Е. А. Профессиональная деформация и педагогические пути ее предупреждения в образовательном процессе вузов / Е. А. Соколова. – Рязань: Поверенный, 2007. – 127 с.

8. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. – М.: Норма, 2015. – 620 с.

 

 


[1] Аминов И.И., Афанасьева О.В., Дебольский М.Г. и др. Социальная психология. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2016. - С. 395

[2] Аминов И.И., Антонян Е.А. Предупреждение профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор профилактики коррупционных рисков // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 12(34). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 101.

[3] Аминов И.И., Афанасьева О.В., Дебольский М.Г. и др. Социальная психология. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2016. – С. 397.

[4] Рожков О.А. Профессиональная деформация ценностно-мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов как фактор их криминализации // Прикладная юридическая психология. –2008. – № 3. – С.115

[5] Синченко Г.Ч. Двенадцать тезисов о философско-правовом Сфинксе // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2008. - № 2. - С. 18.

[6] Смирнов В.Н. Юридическая психология: учеб. пособие. – М., 2009. - С. 69.

 

[7] Соколова Е.А. Профессиональная деформация и педагогические пути ее предупреждения в образовательном процессе вузов. – Рязань, 2007. – С.81.

[8] Кожевников Т.С. Профессиональная деформация сотрудников ИУ и меры ее профилактики. – Киров, 2005. – С. 146.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: